«Кейс – технология как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка
Кейс Кейс - метод - это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В оличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной
информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево
структурное подразделение детский сад №6
«Кейс – технология как средство развития познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила:
Каракон Екатерина Анатольевна
пгт Серышево 2023 г.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня Вашему вниманию будет представлен опыт работы на тему «Кейс – технология как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
В рамках ФГОС среди ряда задач перед педагогом встала главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Одним словом, педагогу необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов. В связи с этим в своей работе использую разнообразные педагогические технологии. Для самостоятельного проектирования образовательного процесса я применяю кейс – метод. С его помощью я могу моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.
Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери говорил: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать….»
Итак, что же такое Кейс – метод - это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Самой новой формой эффективных технологий обучения и развития современных дошкольников, является проблемно – ситуативное обучение с использованием кейсов.
Название кейс – технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай, а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Главное предназначение кейс – технологии – умение работать с информацией, анализировать различные проблемные ситуации и находить их решение.
Отличие кейс – метода от решения проблемных ситуаций:
Метод решения проблемных ситуаций: преподнесение проблемы в открытом виде, одно единственное правильное решение проблемы.
Кейс – метод: самостоятельное вычленение проблемной ситуации из предложенной ситуации, выбор решения проблемы из множества альтернативных вариантов и разработка практической модели ее реализации.
Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой – либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.
Таким образом, с помощью кейс – метода можно выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
В своей деятельности чаще всего использую:
- метод анализа конкретных ситуаций – кейс стадии;
- кейс – иллюстрации;
- фото – кейсы.
Подготовка любой кейс – ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма:
- Определить цель кейс – ситуации: компетенции, умения или способности, которые нужно выявить или сформировать у детей;
- Описать кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор. Не обязательно должна быть конфликтная ситуация. Кейс может содержать ситуации, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, не соответствие явлений окружающего мира;
- Подвести к кульминации кейс: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения;
- Момент проблемного включения: вопрос или задание, которое предлагается детям.
Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
- знакомство с ситуацией;
- выделение основной проблемы;
- предложение возможных решений;
- выбор оптимального решения.
Рассмотрим некоторые методы кейс – технологии подробнее на примерах.
Технология кейс – стадии:
Технология кейс – стадии (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация происходящая в конкретный период времени, формируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Данная технология направлена на: освоение знаний; формирование новых представлений; развитие способностей к изучению полученной информации и научиться работать с ней (поиск, анализ, синтез, классификация и т. д), прорабатывать различные проблемы, находить решение; формирование навыков коммуникативного общения; использование полученных знаний и навыков в процессе решения кейса в реальных жизненных ситуациях.
Тематику для кейсов деятельности я заимствовала из знакомых детям литературных произведений или основывались на реальных жизненных событиях. Наличие нестандартных ситуаций повышает у детей интерес и исследовательскою мотивацию.
Пример:
В нашей группе чемоданчик, в котором находится наш необычный случай. В чемоданчике сладкий пирог с повидлом, рецепт пирога, список продуктов. Какая же случилась история вечером в семье, ожидались гости. Бабушка и внучка решили испечь сладкий пирог. Они написали список продуктов и отправились в магазин. Когда они пришли в магазин, достали список продуктов, чтобы купить все необходимое. Оказалось, что бабушка забыла очки и совсем не может прочитать что нужно купить. Что же нам делать? Как решить эту ситуацию? Мы поставили перед детьми вопрос и дети должны начать рассуждать, как решить проблему. Как найти единственно правильное решение. И здесь у каждого ребенка будет свой ответ и свое решение.
Рассмотрим кейс, например, кейс – стадию «Пропажа стульев». Цель – развивать умение анализировать, строить гипотезы, предполагать.
В ходе занятия дети замечают, что в группе нет ни одного стула.
Педагог: «Ребята, как вы думаете, куда пропали наши стулья?»
Ответы детей: отдали в соседнюю группу; сдали в ремонт плотнику; убрали в спальню.
- А где нам взять стулья для группы?
- Ответы: принести из дома; купить новые; попросить плотника изготовить новые стулья.
Кейс – иллюстрация:
Кейс – иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Последовательность работы с кейс – иллюстрацией:
- Вначале педагог предоставляет детям иллюстрацию или серию иллюстраций направленные на одну проблемную ситуацию, организует обсуждение ситуации;
- Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему;
- Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию;
- Высказывают свои идеи и решения со сверстниками.
При использовании данного метода в НОД, подготавливаю текст к проблемной иллюстрации занимая при этом позицию равного партнера, совместно с детьми проживаем события и решаю при этом педагогические задачи. Кейс – иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Ситуации, которые предлагаются детям, они не просто дают информацию, а погружают в атмосферу происходящего, стимулируют к общению. При ответах дошкольников принимается любой детский ответ. Каждое свое мнение дети аргументируют и из большого количества идей выбирают уместные и актуальные.
Кейс – иллюстрация, в которой мы видим суть проблемы и анализируем возможные решения через разбор последствий.
Например: Кого вы видите на картинке?, Что делает девочка?, Где она сидит?, Посмотрите внимательно на ставни окна?, Что можно об этом сказать?, Как вы считаете можно ли пускать мыльные пузыри у открытого окна?, Почему?, Что из этого следует?, Какой вывод?, Что мы можем посоветовать девочке?. Дети начинают рассуждать.
Цель данной иллюстрации - побудить детей видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только увидеть саму ситуацию, но и разобраться в причине того, почему так вышло, и как этого можно избежать.
Фото – кейс:
Этот кейс актуален, потому что дает возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребенок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
Пример фото – кейс «Больной зуб». Цель – создать мотивацию необходимости следить за зубами.
Кейс состоит из:
- Фото «Ребенок с больным зубом».
- Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Коля сидел над тарелкой.
- Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Как бы ты поступил на месте Егора?
Кейс дополнен дополнительными карманами с дидактическими играми, иллюстрациями для решения кейса и на закрепление или уточнение знаний по данной теме.
Дети с помощью фото определяют, что мальчик не ест, потому что у него болит зуб. Педагог задает вопрос: «Из – за чего может разболеться зуб?». Если у детей возникли сложности с решением данной ситуации или закончились варианты ответов, то предлагаю игры помощники «Полезные и вредные продукты», «Чистим зубы весело», «Чистый рот», «Найди лишнее». С помощью игр – помощников дети самостоятельно находят дополнительные причины сложившейся ситуации.
Фото само по себе вызывает у детей большой интерес, чем иллюстрация. Из собственного опыта могу сказать, что если использовать для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.
Таким образом, используя в совместной и организованной деятельности кейс – метод повышается интерес детей к теме занятия, выявляются их актуальные интересы, развивается активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог со взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, развивает их коммуникативные навыки, переводит их на более высокие формы сотрудничества, не останавливаться на достигнутом.
Работа над каждым кейсом требует от педагога времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение с детьми посредством кейс – метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Он сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.
В конце хотелось бы сказать словами немецкого педагога Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Я хочу, чтобы Вы стали для своих воспитанников хорошими учителями в их жизни. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Для самостоятельного проектирования образовательного процесса я применяю кейс-метод, в него входит: кейс-стади, кейс-иллюстрации, фото-кейс. С его помощью я могу моделировать ситуации, в которых кажды...

Методическое пособие «Технология «кроссенс» как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Кроссенс, его варианты чтения и решения с детьми старшего дошкольного возраста...

Методическое пособие «Технология «кроссенс» как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Технология «кроссенс» это новый метод, используемый в работе со старшими дошкольниками. Использование в работе нетрадиционной технологии «кроссенс» способствует развитию познав...
