Презентация "Специфика использования методов ТРИЗ технологии с детьми ОВЗ различных нозологий»
презентация по коррекционной педагогике

Свиридова Любовь Михайловна

Цель: Повышение компетенций педагогов ДОУ по использованию методов ТРИЗ технологии в работе с детьми различных нозологий.

Задачи:

-Раскрыть актуальность  использования методов технологии ТРИЗ в работе с детьми разных     нозологий.

-Познакомить  педагогов  с   методами ТРИЗ технологии.

-В практической деятельности  адаптировать методы ТРИЗ технологии для работы с детьми разных       нозологических групп.

Актуальность.

          В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический  опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с разными нозологиями. Часто обучение и воспитание таких детей сводиться  к запоминанию  и воспроизведению однотипных приёмов действия, однообразных и шаблонных способов решения заданий.  Традиционный подход к преодолению познавательных нарушений, доказал свою эффективность, однако снижение познавательной активности детей ставит нас, педагогов, перед необходимостью искать новые методики позволяющие привлечь интерес детей к занятиям.

У детей с ЗПР, ТНР, детей с нарушением зрения, слуха в коррекционной работе одной из важных составляющих является развитие мышления, речи, восприятия. Как вы думаете почему? Да потому что , исходя из трактовки дефекта по Л.С. Выготскому, это является первичными  нарушениями в развитии.  Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Специфика использования методов ТРИЗ технологии в работе с детьми ОВЗ различных нозологий» Воспитатель компенсирующей группы для детей с нарушением зрения: Свиридова Л. М. Высшая квалификационная категория .

Слайд 2

ТРИЗ теория решения изобретательских задач (автор Генрих Альтшуллер) ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить.

Слайд 3

Технология ТРИЗ базируется на следующих принципах: свободы выбора . Дети самостоятельно могут выбирать материалы, оборудование, виды деятельности, способы работы. открытости. Ребёнку предоставляется возможность работать с открытыми задачами, т. е. возможны несколько вариантов решений одной и той же проблемы или задачи. деятельности. В любое творческое задание включается практическая деятельность. обратной связи. Можно регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. При работе с детьми разных нозологических групп, учитываем из особенности.

Слайд 4

ТРИЗ НОД Коррекционная работа Проектная деятельность Прогулки Работа с педагогами ДОУ Кружковая работа Работа с родителями Все образовательные области Работа с детьми

Слайд 5

Хорошо-плохо Задачи: закрепить признаки зимы развивать доказательную речь закреплять умение строить сложные предложения развивать логическое мышление, внимание Цель метода «Хорошо-плохо» научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. С помощью игры «Хорошо – плохо» дети учатся выявлять противоречия в явлениях и предметах. В этой игре ребята дают положительную оценку заведомо положительному явлению и наоборот, а далее учатся обращать «плохости» в «хорошести».

Слайд 6

«Данетки»

Слайд 7

Выделяют 2 разновидности игры по типу задаваемых вопросов на положение загаданного объекта в пространстве на классифицирование объекта по его признакам.

Слайд 8

Виды «Данеток» I На положение загаданного объекта в пространстве В одномерном пространстве: по горизонтали по вертикали; В двухмерном пространстве: на плоскости; В трехмерном пространстве: например, в комнате, коробке, шкафу; II На классифицирование объекта по его признакам .

Слайд 9

Линейные горизонтальные «Данетки» -по положению (слева, справа) -по исключению

Слайд 10

1 2 3 4 5 Линейные вертикальные «Данетки» - по положению ( верху, снизу) - по исключению

Слайд 11

«Данетка» на плоскости

Слайд 12

« Данетки» на классификацию

Слайд 13

Системный оператор Мышление обычного человека несистемно. Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО. Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана : Дерево (система) Ствол, ветки, листья, корень (подсистема) Группа деревьев (надсистема)

Слайд 14

5.Надсистема (где встречается) 2.Прошлое 1.Система (настоящее) 3.Будущее 4.Подсистема (Из чего состоит)

Слайд 15

Этапы: 1 этап (младшие группы) только по горизонтали Каким был? Зайчонок Кто? Заяц

Слайд 16

2 этап (средние группы) Продолжаем открывать экраны по горизонтали Каким был? зайчонок Кто? заяц Каким будет? зайчище

Слайд 17

3 этап (средний возраст) открываем экраны по вертикали (вниз) Кем был? Кто ? Кем будет? Части тела Туловище, голова, лапы, уши, хвостик

Слайд 18

4 этап (старшие группы) выходим в надсистему (вверх) Где встречается? В лесу Кем был? Кто? Кем будет? Части тела Туловище, голова, лапы, уши, хвостик

Слайд 21

Загадки «НО-НЕ» Возможности: развитие ассоциативного мышления, воображения. развитие наблюдательности умение видеть скрытые свойства

Слайд 22

Алгоритм составления загадок с помощью слов «но – не» Выбираем объект Выявляем все признаки объекта и записываем (зарисовываем, подбираем картинки) Проводим параллель, что бывает таким же Выбираем понравившиеся признаки и составляем загадку .

Слайд 23

По похожестям На что похоже? Чем отличается? Как груша но-не едят Как матрёшка но-не деревянная Как гриб но-не растет

Слайд 24

По признакам Какой? Что такое же ? Стеклянная но-не стакан Хрупкая но-не зеркало Светящаяся но-не фонарик

Слайд 25

По действиям Что делает? Что делает то же действие? Горит но-не огонь Светит но-не солнце Греет но-не батарея

Слайд 26

По всем признакам Как груша но-не едят Стеклянная но-не стакан Светит но-не солнце

Слайд 27

Виды загадок с помощью слов «НО – НЕ » По похожестям На что похоже? Чем отличается? По признакам Какой? Что такое же? По действиям Что делает Что делает те же действия? По всем признакам

Слайд 28

Специфика применения загадок «но-не» Дети с ТНР и ЗПР для обследования и нахождения общих признаков предлагаемого объекта обязателен наглядный материал (картинки, игрушки, реальные предметы) При составлении загадки использовать картинный материал. Для детей с нарушением зрения и слуха также нужно представить возможность обследовать предлагаемый объект (пощупать, рассмотреть), так же можно опираться не только на картинный материал, но и на их опыт. Дети обязательно находятся напротив педагога.

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов ТРИЗ-технологий для реализации программных задач по ознакомлению дошкольников с элементами астрономии

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.

Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...

«Специфика использования методов ТРИЗ технологии в работе с детьми ОВЗ различных нозологий»

В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический  опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с разными нозолог...

Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине И.И. Левитана «Золотая осень» с использованием методов ТРИЗ-технологии».

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Золотая осень» методами ТРИЗ.  Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их....

Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Вот так покатался!» с использованием методов ТРИЗ-технологии».

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Вот так покатался!» методами ТРИЗ.  Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизир...

Мастер- класс "Использование методов Триз- технологии для развития, творческого, диалектного мышления с детьми подготовительного возраста с нарушением зрения."

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я рада нашей встрече. Сегодня я вам представлю мастер класс по теме: «Использование методов Триз- технологии  для развития, творческого, диалектного мы...