Экскурсия в мини-музей
материал (подготовительная группа)
Мини-музей "Как учились в старину"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 167.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»
Экскурсия в мини – музей
«Как учились в старину»
Группа: подготовительная (возраст от 6 до 7 лет)
Подготовил: Вэйли А.И. воспитатель
с. Новый Порт
Цель: познакомить воспитанников с историей о школе, расширить представления об образовании в старину.
Задачи:
Обучающие:
- Дать элементарные понятия о том, как учились дети в старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться зимой.
- Познакомить с рассказом Льва Толстого «Филипок», обобщить знание детей пословиц об учении, знаниях;
- Познакомить с историей ручки, гусиного пера, процессом её преобразования человеком.
Развивающие:
- Развивать интерес и желание знать прошлое человека.
- Поддерживать интерес, обогащая их новыми знаниями.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране.
Материал в мини музее: иллюстрации школ в древности на Руси, чернильница, гусиные перья, береста, пергамент (шкура овчины), прутья, иллюстрации древних книг.
Предварительная работа: воспитанники часто посещают мини – музеи и знают о профессии «экскурсовод», значение слов «экспонат», «экспозиция»; чтение и обсуждение рассказа Л. Толстого «Филипок», знакомство с пословицами об учении, знаниях.
Ход экскурсии
Воспитатель: Ребята, кто из вас пойдет этой осенью в школу? Все? Не может быть! А вот в старину было мало школ и грамотных людей в деревнях. О них говорили с большим уважением:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Красна птица перьем, а человек уменьем!»
Какие еще пословицы вы знаете об учебе, грамоте?
Дети:
-Век живи — век учись.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Ученье — путь к уменью.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Ученье — лучшее богатство.
Воспитатель: Как вы думаете, прошли годы, а поменялось ли обучение детей? Задумывались ли вы, как учили школьников раньше?
О чём бы вы хотели узнать?
Дети: Когда появилась первая школа? Как учились дети? Кто их учил? Какие были у них учебники? Как долго уроки продолжались?
Воспитатель: А вот ответить на ваши вопросы поможет нам мини музей, который называется «Как учились в старину», где вы узнаете много нового и интересного.
Воспитатель: - Родители хотели, чтобы их дети учились. Но не все это могли. Как вы думаете, почему?
Дети:
-Школы были далеко, не у всех была теплая одежда, было много работы по дому.
Воспитатель: В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.
(Демонстрируются предметы народного быта.)
Воспитатель: Школой служил маленький домик (Иллюстрация). Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий позднее колокольчик, а теперь звонок (изображение колокола). В школе обычно был один учитель, редко – два. И все дети: и постарше, и маленькие учились вместе. Старшие ученики всегда помогали младшим.
Ученики рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, соблюдая при этом следующие наставления: не драться, не шалить, не брать чужого. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего в школе нужен был горох и веточки? (Демонстрируется веточки)
Воспитатель: Это угол для наказания тех, кто не хотел учиться, невнимательно слушал учителя. Тяжёлым наказанием для баловников считалось стоять на горохе часами. Но ещё больше боялись они розг. А вы знаете, что такое розги?
(Ребята отвечают.)
Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кровавые следы.
Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе.
Воспитатель: Когда ученики уставали, им разрешалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давайте и мы сейчас немного отдохнём.
Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнем.
Дальше мы пешком пойдем.
Воспитатель: В древности писали на бересте — верхний слой коры берёзы, буквы царапали острой палочкой, она называлась писало. Также писали на пергаменте - это специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать. Книги из пергамента были очень дорогие. На пергаменте записывали законы, указы, официальные грамоты, летописи, так же его применяли для издания Библии, важных книг. Писали на пергаменте гусиными перьями и очищенными в виде пера тростинками.
(Демонстрируется изображение берестяной грамоты.)
(Демонстрируется гусиное перо.)
Воспитатель: Чернила наливали в специальные чернильницы - непроливайки. Стояла она на каждой парте. Два человека макали в неё перьевые ручки и выводили буквы. Чтобы чернила не проливались чернильница была сделана в виде конуса. Поэтому её называли «непроливайка». (Демонстрируется изображение чернильного прибора.)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего на столе чугунок?
В старину, когда заканчивался раздел учения, мама варила кашу, складывала в горшочек, ученик приносил её и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после они назывались…… («однокашниками»).
Воспитатель: Обратите внимание, на старославянскую азбуку. Это кириллица. Она стала первой славянской азбукой. Назвали новую азбуку в честь Кирилла, который и был ее основателем. Каждая буква древнерусской азбуки имела своим названием определенное слово, начинающееся с этой буквы. А-аз, Б- Буки, В -Веди…А когда алфавит учили, то кричали все хором за учителем, даже была поговорка «Алфавит учат - на всю избу кричат». (Показ изображения).
Воспитатель: По окончании школы человек становился грамотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, потому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики становились книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, потому что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.
Рефлексия
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия в мини-музей «Как учились в старину». Чем же, ребята, школа прошлого отличалась от современной школы?
Ответы детей.
Воспитатель: Что же больше всего вам понравилось в школе в давние времена? Было ли что-то, что вас удивило.
В память о нашей экскурсии в мини-музей вам в подарок раскраска «Древняя Русь». Любите свою страну, помните историю своего народа. Ведь где родился - там и пригодился!
Используемая литература:
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ векая: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. -512 с.
- История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -544 с.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): Учеб. пособие. – М.: Изд.дом «Форум», 1998. – 584 с.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ векая: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. -512 с.
- История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -544 с.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): Учеб. пособие. – М.: Изд.дом «Форум», 1998. – 584 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

Экскурсия в мини - музей русской старины
Экскурсия в мини-музей Русской старины (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: Познакомить детей с содержанием мини-музея. Расширить представления детей о жизни русского народа. Спо...

экскурсия в мини- музей русской старины
Экскурсия в мини – музей русской старины (для детей средней группы №7) Материал подготовлен воспитателем группы ...
Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"
Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"...

Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»
Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...

«Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников: подготовка детей старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини-музее»
Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников...
Занятие в музее «Экскурсия в мини -музей хлеба»
Познакомить детей с историей появления хлеба на столе....
