картотека наблюдение "Весна"
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ВЕСНА
Карточка №1
Наблюдения за сезонными изменениями
Цели: формировать понятия о смене времен года; дать
представление об особенностях каждого сезона.
Март – первый весенний месяц. Но поглядите по сторонам.
Ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не
верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается.
Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми
вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
21 марта – день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе
равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.
Март – это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра
разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом
землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам
приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется
уходить со двора.
-Перечислите признаки весны. Какой сейчас месяц?
Как изменяется жизнь человека весной?
ВЕСНА
Карточка № 2
Наблюдение за весенними приметами
Цели: учить самостоятельно определять погоду, делать
выводы о закономерностях и взаимосвязях в живой и
неживой природе; прививать интерес к природ, жизни
растений и животных.
Стихотворение В. Алферова «Март»
Отшумели все метели, и морозы не трещат.
С крыш закапали капели и сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее стали мартовские дни
В нашем садике, в аллеях уж проталины видны.
Воспитатель с детьми наблюдает за весенней природой,
просит их найти приметы весны: (на небе солнце, небо голубое,
по нему плывут редкие белые облака, усиление солнечного тепла).
ВЕСНА
Карточка № 3
Животные весной
Цели: систематизировать представления о жизни зайцев весной;
учить отыскивать причины изменений в жизни животных,
устанавливать причинно-следственные связи.
Загадка: Что за зверь лесной
Встал, как столбик
Под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (заяц)
С приближением зимы, как мы все знаем, заяц меняет
серую шубку на белую, и ходит в ней в течение зимы, а потом,
с возвращением тепла, опять «переодевается» в летний
буро-сероватый наряд. У зайчихи первые зайчата родятся
весной, когда еще снег корочкой - наст и называются они
настовичками. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы
своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том,
что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти
их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может.
Вот и уходит она от зайчат, чтобы уберечь их от врагов.
Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет.
ВЕСНА
Карточка № 4
Наблюдение за небом и облаками
Цели: закрепить представления о весне, обратить внимание
на изменения, произошедшие на небе, развивать восприятие
красоты и многообразия небесной сферы.
Как по небу с севера
Плыла лебедь белая,
Плыла лебедь сытая.
Вниз кидала, сыпала
На поля озерушки,
Белый пух да перышки.
Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось?
Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака,
которые медленно плывут, не торопясь. Весна идет!
Посмотрите на небо, что вы видите? Какие сегодня облака?
Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?
В каком направлении плывут облака?
ВЕСНА
Карточка № 5
Наблюдение за камнями
Цель: знакомить с разнообразием камней и их свойствами.
-Кто из вас находил камни? Где это происходило?
Какие они были? Можно ли найти камни на территории
нашего детского сада?Дети делятся наблюдениями какого
цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный,
синий и т. д.). “Все камни одинакового размера?” – Нет.
Найдите и покажите мне самый большой камень,
самый маленький, средний. Вывод: камни по цвету и
форме бывают разные.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек.
Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
(Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей
показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым,
камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
ВЕСНА
Карточка № 6
Наблюдение за ветром
Цели: уточнять и расширять знания детей об окружающем
мире, о воздухе, о ветре; знакомить с причинами его возникновения.
Загадка: За окошком завывает,
Тёплым, ласковым бывает,
Но и может всё на свете
Разломать, разрушить...(Ветер)
Каким бывает ветер? Почему дует ветер?
Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух,
более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый,
стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра
зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха.
Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.
Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы, тайфуны, метели,
бураны.)Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие
за силой и направлением ветра, называются метеорологами,
синоптиками. Можно ли увидеть следы ветра?
ВЕСНА
Карточка №7
Наблюдение за весенним небом и облаками
Цели: обратить внимание на красоту весеннего неба; расширять
представления детей о многообразии неживой природы;
развивать любознательность, творческое восприятие;
воспитывать любовь к природе.
Небо, как ты прекрасно
Манишь своей синевой,
Солнца лучи отражаешь,
Вечности свет голубой.
Ночью-бархат, ты, чёрный,
Россыпью звёздной блестишь,
Месяц, на поле просторном,
Бережно, нежно хранишь.
Наблюдать за движением облаков и изменением их формы.
Найти на ясном голубом небе легкое облачко и предложить детям
проследить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно
увеличивается и меняет форму. Обратить внимание на цвет
неба, определить его, сравнить с зимним серым, грязным цветом.
ВЕСНА
Карточка №8
Наблюдение за березой
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные
признаки и изменения, связанные с наступлением весны;
закрепить знания о строении дерева, его характерных особенностях.
Загадка: Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Береза)
Какие части дерева вы знаете? Какого цвета ствол у
березы? Какие ветки у березы, они - толстые или тонкие?
Какого цвета? Погладьте ствол березы. Какой он у нее?
(Гладкий, шелковистый.) Ствол у неё белый с чёрными точками,
через которые она дышит. Весной береза сбрасывает верхний
слой бересты, кора становится гладкой и шелковистой.
На кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки
желтые и зеленые (это семена). Зачем корни деревьям?
Где находятся корни?
ВЕСНА
Карточка №9
Наблюдения за изменениями в одежде людей
Цели: учить устанавливать зависимость между состоянием
природы, растительным миром и бытом людей.
Стихотворение «Портниха»
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одёжка.
Обратить внимание детей на изменение во внешнем виде
людей. Вспомнить одежду зимой, весной, летом и осенью.
Дети должны сами найти отличия и сделать соответствующие
выводы. Напомнить, что относится к одежде, обуви, головным
уборам. Спросить, что сейчас надето на детях.
ВЕСНА
Карточка № 10
Наблюдение за почками на деревьях
Цель: расширять представления дошкольников о весенних
изменениях в природе; продолжить учить замечать изменения
во внешнем виде деревьев и кустарников в зависимости от
времени года, климатическими изменениями в природе.
Подойдем к кусту сирени. Давайте сравним, какие почки
были зимой и сейчас. Разница есть или нет? Зимой почки на
деревьях и кустарниках были плотно закупорены и не пропускали
холодный воздух, они как бы спали. Деревья и кусты находились
в состоянии покоя. Весной же началось сокодвижение.
Деревья и кусты начали просыпаться. Почему? Что произошло
с почками? Как расположены почки? В почках находится запас
питательных веществ, для будущих листьев.
Дети, а как вы думаете, где быстрее появятся листья на ветках
на улице или в группе? Почему? Как можно проверить?
ВЕСНА
Карточка № 11
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе
Цели: учить наблюдать изменения в живой и неживой природе,
рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, к жизни
растений и животных; развивать речь детей.
Стихотворение И.Токмаковой «Весна»
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
Обратить внимание на изменения, происходящие с деревьями,
кустарниками, появление насекомых и птиц. Воспитатель предлагает
самостоятельно найти, что изменилось на участке (появление на
клумбах всходов, рост растений).
ВЕСНА
Карточка № 12
Наблюдение за птицами
Цели: уточнить представления о граче, его внешнем виде, условиях
жизни; закрепить знания об основных признаках птиц.
С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в
теплых краях. Как они называются? Почему они возвращаются?
(Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах
можно найти прошлогодние семена и плоды). У различных птиц
весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?
Черный грач – чернее ночи,
Утомился, как рабочий:
Он за плугом днем ходил,
Клювом червяков ловил. (Кодиненко Г.)
Почему грачи прилетают первыми! (Они могут ходить по земле и
собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых
червяков). Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят:
«Увидел грача — весну встречай»; «Грач на горе - весна на дворе».
Когда прилетают грачи, первое, чему они уделяют свое время,
- это строительство или восстановление своих гнезд. За грачами
прилетают и другие птицы.
ВЕСНА
Карточка № 13
Наблюдение за кучевыми облаками
Цели: дать более полное представление, как образуются облака;
напомнить дошкольникам, какие бывают облака (кучевые,
перистые, слоистые).
Загадка: Мягкое, а не пух.
Пушистое, а не вата.
Белое, а не снег.
На небе, а не солнце. (Облака)
Рассмотреть на прогулке кучевые облака. Они хорошо
заметны на светло-синем небе весной и летом. Ярко-белого
цвета, похожие на клубы пара, они двигаются довольно быстро
и дают то очень светлые, то очень темные тени. Облака эти
крупные, с четкими очертаниями. Обычно кучевые облака
бывают только днем, а к вечеру исчезают.
Вспомнить с детьми, из чего состоят облака. (Облака состоят
из частичек воды, которые кристаллизуются высоко над
землей, так там очень холодно. Когда облаков накапливается
много, образуются тучи, которые потом проливаются дождем.)
Подобрать прилагательные к слову облака (весенние, красивые,
кучевые, слоистые).
ВЕСНА
Карточка № 14
Наблюдения за деревьями и кустарниками на территории ДОУ
Цель: закреплять представление о том, что любое дерево,
кустарник — живое существо.
Стихотворение С.Дрожжина
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
Проверить, как перезимовали деревья (много ли
поломанных веток).
Какие еще произошли изменения? Какое состояние
кроны деревьев на участке?
Как страдают деревья от загрязнения воздуха?
(Отмирают ветви по краям кроны.)
ВЕСНА
Карточка № 15
Наблюдение за насекомыми
Цели: уточнить представления о муравьях, их образе жизни и
устройстве муравейника; о пользе насекомых.
Стихотворение Т.Коваль
Знают все: у муравья
Очень дружная семья.
Летом дружно строят дом,
А зимой спят дружно в нем.
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит
тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.
Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники,
они истребляют множество насекомых. У них много врагов:
птицы, медведь. Как они передвигаются? Куда ползут муравьи?
Что несут? Чем питаются? Как называется муравьиный дом?
ВЕСНА
Карточка № 16
Наблюдение за небом
Цели: закрепить представления о весне, обратить внимание
на изменения, произошедшие на небе, развивать восприятие
красоты и многообразия небесной сферы.
Стихотворение Е.Горевой
Ничего нет неба выше,
Там гуляют облака.
Небо дуновеньем дышит,
В небе звёзды сдалека
Словно бусинки мерцают
Украшая небосклон,
А под утро исчезают,
Растворяясь будто сон.
Обратить внимание детей, как меняется цвет неба
весной. Его стало как бы больше, из-за того что деревья
Стоят без листвы и оно сквозь их ветви хорошо просматривается.
Цвет удивительно голубой. Обратить внимание детей, что облака,
словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми.
Именно за ними люди любят наблюдать, представляя,
на кого они похожи. Кучевые облака – спутники хорошей погоды.
ВЕСНА
Карточка № 17
Наблюдение за всходами тюльпанов
Цели: закрепить знания о весенних цветах, растущих на клумбе:
тюльпанах; уточнить строение растений: корень, стебель, листья,
цветы и их значение; познакомить детей с понятием «многолетние»;
воспитывать бережное отношение к природе.
Тюльпаны в саду расцветают,
И радостным ярким огнём,
Как будто костёр, полыхают
Под тёплым весенним дождём!
Найти на земле всходы тюльпанов, рассмотреть их. Вспомнить
части растения. Полюбоваться нежными зелеными листочками.
Листики похожи на овал. Тюльпан растет в любом месте цветочной клумбы.
ВЕСНА
Карточка № 18
Наблюдение за солнцем
Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь
растений, животных и человека.
Загадка: На тарелке колобок —
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая —
Не видать конца и края…(Солнце)
Что же еще происходит в природе? (Установить и закрепить
представления об экологических связях.) Важнейшим фактором,
определяющим погоду, является солнце – источник жизни, света
и энергии. Весной солнце начинает подниматься всё выше и выше,
тем больше оно греет землю, поэтому погода теплее и день длиннее.
От тепла начинает расти трава. Где восходит, где заходит солнце?
ВЕСНА
Карточка № 19
Рассматривание одуванчика
Цели: закрепить знания о строении одуванчика; уточнить
представления о последовательности роста и развития растения;
развивать наблюдательность.
Стихотворение И. Полянского «Одуванчики»
Одуванчики везде
По весенней травке:
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.
Найти всходы одуванчика, определить части растения,
что появляется первым. Обратить внимание на разный вид
всходов одуванчика в разных местах произрастания
(в тени и на солнце), попросить детей сделать выводы.
Почему одуванчик назван солнышком? Опиши изменения,
происходящие с одуванчиком в процессе его развития.
Одуванчик лекарственный – многолетнее травянистое растение.
Сырьём являются корни. Корни и корневища можно
заготавливать только после созревания и осыпания семян,
часть корней и корневищ желательно оставлять в земле
для возобновления растений. Напомнить, что в вечернее
время цветы одуванчика закрывают свои головки до утра.
ВЕСНА
Карточка № 20
Наблюдение за воробьями
Цели: закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду, голосам;
формировать у детей эмоционально-доброжелательное отношение
к живым существам.
Загадка: В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком?
Почему? Кого боятся воробьи? Чем они питаются весной? Как люди
должны заботиться о птицах?
ВЕСНА
Карточка № 21
Наблюдение за ветром
Цель: уточнить представление о ветре, продолжать учить
определять силу ветра, расширять знания детей о неживой природе.
Загадка: Пыль поднял и ветки клонит,
Облака на небе гонит.
Знают взрослые и дети,
Что шалит так, только...(Ветер)
-Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)
-А как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья
мельницы, разносит семена растений и т.д.)
-Может ли ветер навредить человеку?
-Как мы назовем это явление? (Ураган, буря, смерч)
Ураган, буря очень опасны для человека. Бывает даже так, что люди
при неосторожности гибнут во время сильного ветра, грозы.
Напомнить значение ветра для распространения пыльцы и семян
растений.
ВЕСНА
Карточка № 22
Наблюдение за бабочкой
Цели: расширять знания о бабочке, ее происхождении,
строении, размножении и пользе; способствовать развитию
экологического мышления; воспитывать бережное
отношение ко всему живому.
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!
Что рассказали бабочки из стихотворения? Жизненный цикл
состоит из 4-х стадий: яйцо-личинка, гусеница, куколка и
взрослая бабочка. Бабочка откладывает яйца, из которых
потом появляются гусеницы. Они активно поедают листья
растений, быстро растут. Этим самым наносят вред растениям.
Когда фаза гусеницы заканчивается, она превращается в куколку.
Куколка обычно коричневая, неподвижная. А потом куколка
лопается и из нее выходит бабочка. Она вначале сидит и сушит
свои крылышки. А потом начинает летать. Вот такое превращение
у бабочки.
ВЕСНА
Карточка № 23
Наблюдение за многообразием насекомых
Цели: продолжать расширять знания детей о многообразии
насекомых; формировать эмоционально-доброжелательное
отношение к живым существам.
Стихотворение В.Леонова
Насекомых разных много,
Кто питается травою,
Кто пыльцу с цветка снимает,
Кто коренья поедает.
Кто-то кровь употребляет,
Кто-то фрукты поглощает,
В общем разные бывают,
Насекомых мы всех знаем!
Воспитатель предлагает детям найти насекомых.
Устанавливает связь между прилетом птиц и появлением
насекомых. Насекомых с каждым днем становится все больше:
комары, бабочки, жуки. Учит различать насекомых по внешнему виду.
ВЕСНА
Карточка № 24
Наблюдение за цветником
Цели: расширять представления о цветнике весной; закреплять
умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Отрывок из стихотворения Е.Николаевой
Наша клумба - загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье
Всем, кто к ней ни подойдёт.
Сколько здесь цветов душистых!
Сколько нежных лепестков:
Шелковистых и пушистых.
Тонких, гибких стебельков...
Назовите садовые цветы. Назовите полевые цветы.
Где они растут? Какие цветы вам нравятся? Почему?
Есть ли у вас дома цветы? Какие? Как вы за ними ухаживаете?
Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?
Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?
Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?
ВЕСНА
Карточка № 25
Наблюдение за погодой
Цель: продолжать формировать обобщенные представления о
сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.
По улице весенней я шагаю энергично.
Мне весело и радостно, и в общем все отлично.
Подобное случается в такое время года,
Когда стоит на улице хорошая погода.
Какое сегодня небо? (чистое, голубое)
Какая сегодня погода? (ясная, теплая)
Почему? (ярко светит солнце, нет дождя)
Что произошло с почвой?
Какой сегодня ветер? (теплый)
А теперь подумайте, каким еще может быть ветер?
(Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный,
теплый, освежающий, нежный, приятный, быстрый, незаметный).
Почему вы так легко одеты? С чем это связано? (на улице стало тепло)
Какая температура воздуха?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
