Конспект открытого занятия в старшей группе по теме "Народные традиции. Масленица"
план-конспект занятия (старшая группа)

Рыжикова Ольга Александровна
дать детям представление о народном празднике – Масленица. Задачи: Знакомить детей с историей, традициями, русского народа. Знакомить с русским народным праздником Масленица, Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю. Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество. Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный материалы, а также сюрпризные моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_traditsii.maslenitsa.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог: Рыжикова Ольга Александровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 Московского района  г. Санкт-Петербурга

Конспект

открытого занятия

Тема: Познавательное развитие
«Народные традиции. Масленица»

 Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Задачи:

  • Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.
  • Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением,

символами, традициями.

  • Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички,

скороговорки, народные песни, пословицы, просилки, хороводы,

детское народное творчество.

  • Развивать все виды памяти.
  • Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.
  • Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских

традиций, любовь к родному краю.

  • Воспитывать нравственные чувства через русское народное

творчество.

  • Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на

протяжении занятия, используя русскую народную музыку,

репродукции картин русских художников, иллюстративный

материалы, а также сюрпризные моменты.
Оборудование: русская народная музыка и песни; лого ритмическое упражнение «Дом и ворота»; за клички; карусель с лентами, шкатулка с заданиями; блины из фетра, 2 сковороды.

Ход занятия

Воспитатель:

Доброе утро, дети! Посмотрите к нам пришли гости. Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

А теперь давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуйте девочки

Здравствуйте мальчики

Солнышко, здравствуй,

День такой прекрасный

Хорошо под солнышком мы растем.

Здоровей становимся с каждым днем.

Воспитатель: Ребята назовите, пожалуйста, какое сейчас за

окном время года?

Дети: Зима.

Воспитатель:  Давайте вспомним и назовем три зимних месяца.

Дети. Декабрь, январь и февраль.

Воспитатель: Правильно. А вы любите зиму и почему?

Дети. Потому что, можно лепить снеговиков, кататься на санках,

лыжах и ледянках.

Воспитатель: А какие вы знаете праздники, которые отмечают зимой?

Дети. "Новый год", "Рождество", "День защитника отечества".

Воспитатель: Бывает еще один праздник который, отмечается зимой.

Отгадайте загадку и узнаете о каком празднике идет речь!

Этот праздник – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним- сметана и варенье

И, конечно же икра!

Дети, вы догадались , что это за праздник, о котором говорится в

загадке (Этот праздник "Масленица")

Воспитатель: Сегодня, мы с вами будем об этом празднике говорить и рассматривать картинки празднования масленицы. Длится масленица целую неделю и все это время люди пекут блины и угощают друг друга. Ведь румяный блин считается символом солнца. Блин испечёшь — солнышко в гости позовёшь. Так люди хотели приблизить наступление весны, солнечных тёплых дней. На празднике масленица катаются на санях, с ледяных горок, много танцев, игр и хороводов. Люди поют веселые прибаутки и частушки. Всем этим они провожают Зимушку по старинному обычаю, да она никак от нас уходить не хочет. Не уступит Зимушка место красавице Весне, до той поры пока масленичная карусель не закружится. Да вот беда Зимушка украла карусель и спрятала в этом сундуке и, задания для вас придумала, чтобы вы смогли масленичную карусель вернуть. Откроется сундук, если вы все ее задания выполните. Согласны? Отгадайте загадку.

Семь денечков пролетели

И пришел конец - «Недели»

Сейчас мы с вами узнаем, как же праздновалась масленица.

Воспитатель: (первый блинчик)

Веселись и радуйся

Утро, день и вечер

Наступает первый день - «Понедельник - встреча»

В этот день начинали печь блины и делали чучело Масленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду, сажали на шест и в последний день сжигали на горе.

Еще была традиция: в каждом доме делали маленькую тряпичную куклу и усаживали ее на почетное место. Это была домашняя масленица - оберег. Если кто-то обижал женщину, она завязывала на ней узелок и рассказывала ей свою беду. К следующему году кукла была вся завязана узелками и ее сжигали на празднике, и делали новую.

Любит Масленица, чтобы в честь ее песни пели да хороводы водили.

1 задание от Зимушки поводить хоровод

Хоровод «Золотые ворота»

Воспитатель: Молодцы первое задание выполнили.

( второй блинчик)

Понедельник пролетел

Вот и вторник зашумел

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас- «Заигрыш»

В этот день взрослые и дети ходили от дома к дому пели песни и

выпрашивали за это блины.

А вот и второе задание от зимы: физ.минутка

(Дети стоят в кругу)

Масленица, масленица

Дай блинком полакомиться. (гладят живот)

Прогони от нас метели, (разводят руки)

Прокати на карусели(приседают)

Растопи холодный лед (кланяются)

Пусть Весна скорей придет. (кружатся вокруг себя)

Воспитатель:  ( 3 блинчик)

Разгулялись господа

А на дворе уже среда

Сладкая маковка

Под названием- «Лакомка»

В этот день все лакомились блинами.

Третье задание от Зимушки-зимы поиграть с блинами.

Хороводная игра «Веселый блинчик»

Ты катись веселый блинчик

Быстро, быстро по рукам

У кого веселый блинчик,

Тот движение покажет нам.

(Передают под музыку блин друг другу, по окончании музыки, в чьих

руках оказался блин, тот показывает танцевальное движение)

Воспитатель: ( 4 блин)

 Он и чистый и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день не зевай

Он зовется- «Разгуляй»

Это был самый веселый день. Все плясали, водили хороводы, играли,

пели песни и частушки, катались с горки.

 Вот и задание от Зимы веселое «Игра блины» игра на внимательность.

  1. «Блин комом»- все подпрыгивают
  2. «Блин с маслом» - все  приседают.
  3. «Блин со сметаной» - хлопают мальчишки.
  4. «Блин со сгущенкой» - хлопают девчонки.

Воспитатель (5 блин)

Вот и пятница пришла

К зятю в гости позвала

Есть блины, кататься с горки

Это-  «Тещины вечерки»

В этот день, бабушки ходили к вашим папам в гости на блины.

Задание 5 - е от Зимы

«Доскажи правильно словечко»

На тарелке он один – называем просто? Блин!

Испекли для дочек, назовем? Блиночек!

Будет кушать их сынок – назовем тогда? Блинок!

Огромный, как домище – назовем? Блинище!

Воспитатель: (6 блин)

А теперь пришла суббота

Сидеть девчатам дома неохота

И резвятся словно белки

Это? «Золовкины посиделки»

В этот день дарили друг другу подарки.

6 – е задание от Зимушки «Подарить своим друзьям ласковое словечко»

(Дети дарят друг другу ласковые словечки)

Воспитатель:

День последний подошел.

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печеные,

И зовется воскресение «Прощеное»

В этот день люди просили друг у друга прощение за обидные слова, за

плохие поступки.

Последнее задание от Зимушки поиграть в игру – «мирилку»

Дети передают друг другу блин, стоя в кругу и говорят слова:

1.«Блинчик прыгает по кругу.

Мы прощаем все друг другу.

Между нами уговор,

Дружим мы без драк и ссор»

2. «Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться.

-Ты мне друг!

-И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем!»

Письмо от  Зимы:

Ребята, вы такие молодцы, все мои задания выполнили. Возвращаю вам

масленичную карусель.

А мне пора, весна уж на пороге. До свидания.
Воспитатель:

Ребята, пора нам масленичную карусель закружить.

(Дети идут по кругу с масленичной каруселью и поют закличку.)

Закружились карусели (медленным шагом идем по кругу)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом (медленный бег)

Тише, тише, не cпешите

Карусель остановите (медленно идем пo кругу)

Раз- два, раз -два

Вот и кончилась игра.

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Скажите ребята, как вы поняли, что это за праздник масленица?  Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: 

А нам пора заканчивать.

 Вот блинчиков пара,

Ешьте — с пылу, с жару!  

Угощайтесь, сами!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

laquo;Необычное путешествие к самому себе»  Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Традиции и обряды русского народа"

Развитие нравственно-эстетических и патриотических ценностей через приобщение к миру русской культуры....

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога «Путешествие в мир эмоций» Старшая группа

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога  «Путешествие в мир эмоций»Цель:- Развивать эмоциональный интеллектЗадачи:-Учить определять эмоции по основным...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны». (Старшая группа)

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны». (Старшая группа) Подготовительная работа: знакомство с различными профессиями, чтение стихов...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

laquo;Необычное путешествие к самому себе»  Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...