Проект «Осенняя ярмарка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение к русской народной культуре».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 41 ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Проект «Осенняя ярмарка»
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение
к русской народной культуре».
Разработали:
музыкальный руководитель-
Симбирятина Ирина Алексеевна;
воспитатель-Бачева Ольга Николаевна
Проект «Осенняя ярмарка» «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение к русской народной культуре».
Аннотация:
Проект «Осенняя ярмарка».
Цель:
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение их к русской народной культуре.
Задачи:
#1042;оспитывать у детей уважение и любовь к Родине, интерес к русским народным традициям и национальной культуре;
2. Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах;
3. Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность,
любознательность, коммуникативные навыки детей;
4. Способствовать укреплению детско-взрослого сообщества (дети – родители – педагоги).
Данный проект может быть использован в работе по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Предполагаемый результат:
#1044;ети пополнят знания по следующим разделам:
«Русские ярмарки»;
«Народные промыслы России».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность и общая культура всех участников мероприятия.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет пополнена предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение к русской народной культуре».
Активно изменяющиеся политические условия современной жизни ставят сегодня перед дошкольным образованием определённые задачи патриотического воспитания:
- формирование нравственно-духовных особенностей личности;
- формирование чувства гордости за свою нацию;
- формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
- формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
В словаре С. И. Ожегова понятие «патриотизм» трактуется как «преданность своему Отечеству, своему народу». На самом деле это понятие так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родному дому, семье, родной природе, гордость за свой народ, уважение к защитникам Отчизны, к государственным символам, гордость за культурное достояние своего народа.
Но как можно что-то любить и чем-то гордиться, не зная этого?
При подготовке к празднику «Осенняя ярмарка» выяснилось, что у детей много «белых пятен» в представлениях по истории и культуре русского народа.
Невозможно за несколько занятий воспитать у детей патриотические чувства. Это результат систематического и целенаправленного взаимодействия с ребёнком. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Поэтому возникла необходимость в создании проекта по этой теме.
Проект для детей подготовительной к школе группе:
«Осенняя ярмарка»
Тип проекта: обучающий, информационный, исследовательский,
игровой, познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: Период с 1 сентября по 29 октября 2024 года
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта:
Старший дошкольный возраст наиболее важен для формирования патриотических чувств. Очень важно в этот период дать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Приобщение детей к получению информации об обычаях и традициях своей национальной культуры, используя ситуации активного поиска, исследования, поможет детям лучше прочувствовать культурный опыт своего народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру на народных инструментах.
Проблема: Отсутствие системных знаний об обычаях и традициях своей национальной культуры.
Объект исследования: ярмарка.
Цель: создание условий для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором: стихи, песни, сказки, частушки, хороводы и танцы;
- Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах;
- Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями;
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей;
- Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей своего народа (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня);
- Закреплять знания о жанрах «песня» и «танец»;
- Продолжать учить детей слышать и различать средства музыкальной выразительности.
Развивающие:
- Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей;
- Развивать у детей воображение и творчество;
- Развивать у детей внимание и память;
- Обогащать словарный запас воспитанников (познакомить со словами горница, горшок, самовар, ухват, рушник, торг);
- Развивать у детей умение инсценировать песни и хороводы.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважение и любовь к Родине, интерес к русским народным традициям и национальной культуре;
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на народную музыку:
Основные направления реализации проекта:
- Разучивание русских народных песен, стихов, игр и танцев;
- Знакомство с народными промыслами: хохломская роспись, гжель, дымковская игрушка, филимоновские свистульки;
- Просмотр видео онлайн Весёлая ярмарка, просмотр мультфильма «Ярмарка»», просмотр фрагментов из художественного фильма «Сорочинская ярмарка»;
- Творческое задание воспитателей, детей и родителей – изготовление и покупка шумовых музыкальных инструментов, костюмов , украшение подносов для коробейников, изготовление пригласительных на утренник.
- Заключительный праздник «Осенняя ярмарка»
Образовательные области:
- Художественно-эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
1 этап
Разработка проекта:
1. Подбор методической художественной литературы по данной теме с разных источников.
2. Создание развивающей среды: подбор материала, атрибуты для музыкальной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал.
3. Подбор материала для продуктивной деятельности.
4. Оформить выставку рисунков «Русские сувениры».
5. Продолжать работу по теме: «Знакомство с традициями русского народа».
Предварительная работа:
1. Беседы о ярмарке и её традициях.
2. Разучивание танцев: «Ложки деревенские», «Русские частушки».
3. Разучивание песен «Ярмарка» автор Надежда Ижик, «Озорные частушки» муз.,
4. Народные игры «Карусель», «Весёлый урожай».
#1052;узыкальный оркестр
5. Презентация «Ярмарка».
2 этап
Формы реализации проекта:
1. Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;
2. Выставка детских рисунков;
3. Разучивание песен, стихов, народных игр;
4. Загадывание загадок;
5. Создание презентации: «Ярмарки на Руси»;
6. Подбор записи русских народных песен;
7. Изготовление костюмов;
8. Работа с родителями.
3 этап
Завершающий:
1. Организация выставки детских работ: «Русские сувениры»;
2. Изготовление атрибутов к празднику «Осенняя ярмарка».
Предполагаемые результаты:
1. Воспитывать любовь к Родине при знакомстве с культурой русского народа.
2. Развивать музыкальные, танцевальные, способности детей.
3. Пополнить знания детей о русском народном быте.
4. Пополнить и систематизировать знания детей о русских народных промыслах (хохлома, гжель, дымка, жостовский узор, филимоновская свистулька);
5. Выставка рисунков и на тему «Русский сувенир».
6. Итоговое мероприятие праздник «Осенняя ярмарка».
Перспективное планирование реализации проекта «Осенняя ярмарка»
Срок | Название мероприятия | Цель |
Сентябрь | ||
1 неделя | Беседа«Русская ярмарка» | Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности. |
2 неделя | Показ видеоролика «Ярмарка» и отрывка из фильма «Сорочинская ярмарка» | Закрепить знания об устройстве русского быта и ярмарочных гуляньях. |
3 неделя | Беседа и презентация Беседа «История деревянной ложки» | прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. |
Консультация для родителей: «Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа» | Расширить педагогическую грамотность родителей. | |
4 неделя | Комплексно-тематическое занятие «Русский сувенир» | Прививать любовь к русской культуре. Развивать художественно эстетическое восприятие. |
Октябрь | ||
1 неделя | Конспект занятия в подготовительной группе «Народные музыкальные инструменты» | познакомить воспитанников с русскими народными инструментами, расширить кругозор |
2 неделя | Спортивный досуг «Русские народные игры» | Обобщить знания о русских народных развлечениях и играх. |
Развивающее занятие «Жил — был самовар» | Приобщить детей к русской народной культуре, расширять общий кругозор | |
3 неделя | Беседа: «Народные промыслы России» | Познакомить детей с видами народных промыслов. Воспитывать уважение к труду, восхищение художественным мастерством народных умельцев. Расширять кругозор. Развивать художественно- эстетическое восприятие. |
4 неделя | Викторина "Народные промыслы России" | формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами. |
5 неделя | Праздник: «Осенняя ярмарка» | Способствовать взаимодействию педагогов детского сада, детей и родителей. |
Работа с родителями:
1. Помощь в сборе информации;
2. Изготовление костюмов и атрибутов;
3. Индивидуальные консультации, папки-передвижки;
4. Участие в «Осенней ярмарке» (в зависимости от эпидемиологической обстановки)
Результат проектной деятельности:
Произошло обогащение интеллекта детей средствами русского фольклора и продуктивной деятельности, музыкальными средствами.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.
- В результате реализации проекта дети приобрели опыт исследовательской деятельности;
- Дети научились получать сведения из различных источников и узнали, что примерно в ХIV веке появилась первая ярмарка (точная дата появления ярмарки не установлена);
- Дети узнали, что в старину на ярмарках люди не только продавали товары, но и веселились;
- У детей сформировалось реалистическое представление о традициях и обычаях русского народа.
И в заключение хочется привести слова китайской пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Если ребёнок слышит, видит и делает всё сам, то эти знания и впечатления остаются с ребёнком навсегда.
Список использованной литературы
И. Каплунова «Как у наших у ворот». Новоскольцева Русские народные песни в детском саду. Издательство «Композитор». С-П.
Е. Токмакова Посиделки //Дошкольное воспитание.1997 №5, с.121
В. Феливанова Ангарские посиделки //Дошкольное воспитание. 2008. №6, с.117
Н.Туранина Формирование этнокультурной компетентности дошкольника// Дошкольное воспитание.#8470;Н., с.41
Н.Новицкая Фольклорная школа. // Дошкольное воспитание. #8470;5, с.37
Г.Юдина Патриотическое воспитание //Ребенок в детском саду.2001. №4, с.59
С. Герасимова Литературный кружок для старших дошкольников// Ребенок в детском саду.2001. №6, с.76
// Музыкальный руководитель. #8470;4, с.17
//Музыкальный руководитель. 2012. №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Осенняя ярмарка"
знакомство детей с народными традициями и промыслами, осенее развлечение....

Опыт работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга
В презентации представлен опыт работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Пет...

краткосрочный проект Осенняя ярмарка для старшей группы.
Проект для старшей группы.Подготовка рассчитана на 4 недели. Включает в себя разные виды деятельности детей и взрослых.Конечная цель: проведение празднмка осенней Ярмарки, участие в котором прин...

Краткосрочный проект "Осенняя ярмарка" (старшая группа)
Проектная деятельность используется на всех уровнях образования. В нашей группе этой осенью органзован проект осенней тематики....

проект " Осенняя ярмарка для старших групп
Проект расчитан на месяц. Включает все виды деятельности по теме "Осень."...

Проект "Осенняя ярмарка"
Проект "Осенняя ярмарка" является познавательно-творческим. Данный проект направлен на обогащение (приобретение) знаний детьми разновозрастной группы об осени, о народной традиции древней Ру...
Творческий проект "Осенняя ярмарка" по народному искусству как средство эстетического воспитания и развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта: Приобщать детей к русским корням, истокам и культуре своего народа....
