Проект «Осенняя ярмарка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бачева Ольга Николаевна

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение к русской народной культуре».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yarmarka.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 41 ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Проект «Осенняя ярмарка»

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение

к русской народной культуре».

Разработали:

музыкальный руководитель-

Симбирятина Ирина Алексеевна;

воспитатель-Бачева Ольга Николаевна

Проект «Осенняя ярмарка» «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение к русской народной культуре».

Аннотация:

Проект «Осенняя ярмарка».

Цель:

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение их к русской народной культуре.

Задачи:

#1042;оспитывать у детей уважение и любовь к Родине, интерес к русским народным традициям и национальной культуре;

2. Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах;

3. Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность,

любознательность, коммуникативные навыки детей;

4. Способствовать укреплению детско-взрослого сообщества (дети – родители – педагоги).

Данный проект может быть использован в работе по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Предполагаемый результат:

#1044;ети пополнят знания по следующим разделам:

«Русские ярмарки»;

«Народные промыслы России».

2. Дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность и общая культура всех участников мероприятия.

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет пополнена предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение к русской народной культуре».

Активно изменяющиеся политические условия современной жизни ставят сегодня перед дошкольным образованием определённые задачи патриотического воспитания:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

В словаре С. И. Ожегова понятие «патриотизм» трактуется как «преданность своему Отечеству, своему народу». На самом деле это понятие так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родному дому, семье, родной природе, гордость за свой народ, уважение к защитникам Отчизны, к государственным символам, гордость за культурное достояние своего народа.

Но как можно что-то любить и чем-то гордиться, не зная этого?

При подготовке к празднику «Осенняя ярмарка» выяснилось, что у детей много «белых пятен» в представлениях по истории и культуре русского народа.

Невозможно за несколько занятий воспитать у детей патриотические чувства. Это результат систематического и целенаправленного взаимодействия с ребёнком. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Поэтому возникла необходимость в создании проекта по этой теме.

Проект для детей подготовительной к школе группе:

«Осенняя ярмарка»

Тип проекта: обучающий, информационный, исследовательский,

игровой, познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: Период с 1 сентября по 29 октября 2024 года

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта:

Старший дошкольный возраст наиболее важен для формирования патриотических чувств. Очень важно в этот период дать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Приобщение детей к получению информации об обычаях и традициях своей национальной культуры, используя ситуации активного поиска, исследования, поможет детям лучше прочувствовать культурный опыт своего народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру на народных инструментах.

Проблема: Отсутствие системных знаний об обычаях и традициях своей национальной культуры.

Объект исследования: ярмарка.

Цель: создание условий для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором: стихи, песни, сказки, частушки, хороводы и танцы;
  • Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах;
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями;
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей;
  • Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей своего народа (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня);
  • Закреплять знания о жанрах «песня» и «танец»;
  • Продолжать учить детей слышать и различать средства музыкальной выразительности.

Развивающие:

  • Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей;
  • Развивать у детей воображение и творчество;
  • Развивать у детей внимание и память;
  • Обогащать словарный запас воспитанников (познакомить со словами горница, горшок, самовар, ухват, рушник, торг);
  • Развивать у детей умение инсценировать песни и хороводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважение и любовь к Родине, интерес к русским народным традициям и национальной культуре;
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на народную музыку:

Основные направления реализации проекта:

  • Разучивание русских народных песен, стихов, игр и танцев;
  • Знакомство с народными промыслами: хохломская роспись, гжель, дымковская игрушка, филимоновские свистульки;
  • Просмотр видео онлайн Весёлая ярмарка, просмотр мультфильма «Ярмарка»», просмотр фрагментов из художественного фильма «Сорочинская ярмарка»;
  • Творческое задание воспитателей, детей и родителей – изготовление и покупка шумовых музыкальных инструментов, костюмов , украшение подносов для коробейников, изготовление пригласительных на утренник.
  • Заключительный праздник «Осенняя ярмарка»

Образовательные области:

  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие.

1 этап

Разработка проекта:

1. Подбор методической художественной литературы по данной теме с разных источников.

2. Создание развивающей среды: подбор материала, атрибуты для музыкальной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал.

3. Подбор материала для продуктивной деятельности.

4. Оформить выставку рисунков «Русские сувениры».

5. Продолжать работу по теме: «Знакомство с традициями русского народа».

Предварительная работа:

1. Беседы о ярмарке и её традициях.

2. Разучивание танцев: «Ложки деревенские», «Русские частушки».

3. Разучивание песен «Ярмарка» автор Надежда Ижик, «Озорные частушки» муз.,

4. Народные игры «Карусель», «Весёлый урожай».

#1052;узыкальный оркестр

5. Презентация «Ярмарка».

2 этап

Формы реализации проекта:

1. Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;

2. Выставка детских рисунков;
3. Разучивание песен, стихов, народных игр;

4. Загадывание загадок;

5. Создание презентации: «Ярмарки на Руси»;

6. Подбор записи русских народных песен;

7. Изготовление костюмов;

8. Работа с родителями.

3 этап

Завершающий:

1. Организация выставки детских работ: «Русские сувениры»;

2. Изготовление атрибутов к празднику «Осенняя ярмарка».

Предполагаемые результаты:

1. Воспитывать любовь к Родине при знакомстве с культурой русского народа.

2. Развивать музыкальные, танцевальные, способности детей.

3. Пополнить знания детей о русском народном быте.

4. Пополнить и систематизировать знания детей о русских народных промыслах (хохлома, гжель, дымка, жостовский узор, филимоновская свистулька);

5. Выставка рисунков и на тему «Русский сувенир».

6. Итоговое мероприятие праздник «Осенняя ярмарка».

Перспективное планирование реализации проекта «Осенняя ярмарка»

Срок

Название мероприятия

Цель

Сентябрь

1 неделя

Беседа«Русская ярмарка»

Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.

2 неделя

Показ видеоролика «Ярмарка» и отрывка из фильма «Сорочинская ярмарка»

Закрепить знания об устройстве русского быта и

ярмарочных гуляньях.

3 неделя

Беседа и презентация Беседа «История деревянной ложки»

прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Консультация для родителей: «Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»

Расширить педагогическую грамотность родителей.

4 неделя

Комплексно-тематическое занятие «Русский сувенир»

Прививать любовь к русской культуре.

Развивать художественно эстетическое восприятие.

Октябрь

1 неделя

Конспект занятия в подготовительной группе «Народные музыкальные инструменты»

познакомить воспитанников с русскими народными инструментами, расширить кругозор

2 неделя

Спортивный досуг

«Русские народные игры»

Обобщить знания о русских народных развлечениях и играх.

Развивающее занятие

«Жил — был самовар»

Приобщить детей к русской народной культуре, расширять общий кругозор

3 неделя

Беседа:

«Народные промыслы России»

Познакомить детей с видами народных промыслов.

Воспитывать уважение к труду, восхищение художественным мастерством народных умельцев.

Расширять кругозор.

Развивать художественно- эстетическое восприятие.

4 неделя

Викторина "Народные промыслы России"

формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами.

5 неделя

Праздник:

«Осенняя ярмарка»

Способствовать взаимодействию педагогов детского сада, детей и родителей.

Работа с родителями:

1. Помощь в сборе информации;

2. Изготовление костюмов и атрибутов;

3. Индивидуальные консультации, папки-передвижки;

4. Участие в «Осенней ярмарке» (в зависимости от эпидемиологической обстановки)

Результат проектной деятельности:

Произошло обогащение интеллекта детей средствами русского фольклора и продуктивной деятельности, музыкальными средствами.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.

  • В результате реализации проекта дети приобрели опыт исследовательской деятельности;
  • Дети научились получать сведения из различных источников и узнали, что примерно в ХIV веке появилась первая ярмарка (точная дата появления ярмарки не установлена);
  • Дети узнали, что в старину на ярмарках люди не только продавали товары, но и веселились;
  • У детей сформировалось реалистическое представление о традициях и обычаях русского народа.

И в заключение хочется привести слова китайской пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Если ребёнок слышит, видит и делает всё сам, то эти знания и впечатления остаются с ребёнком навсегда.

Список использованной литературы

И. Каплунова «Как у наших у ворот». Новоскольцева Русские народные песни в детском саду. Издательство «Композитор». С-П.

Е. Токмакова Посиделки //Дошкольное воспитание.1997 №5, с.121

В. Феливанова Ангарские посиделки //Дошкольное воспитание. 2008. №6, с.117

Н.Туранина Формирование этнокультурной компетентности дошкольника// Дошкольное воспитание.#8470;Н., с.41

Н.Новицкая Фольклорная школа. // Дошкольное воспитание. #8470;5, с.37

Г.Юдина Патриотическое воспитание //Ребенок в детском саду.2001. №4, с.59

С. Герасимова Литературный кружок для старших дошкольников// Ребенок в детском саду.2001. №6, с.76

// Музыкальный руководитель. #8470;4, с.17

//Музыкальный руководитель. 2012. №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Осенняя ярмарка"

знакомство детей с народными традициями и промыслами, осенее развлечение....

Опыт работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга

В презентации представлен опыт  работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Пет...

краткосрочный проект Осенняя ярмарка для старшей группы.

Проект  для старшей группы.Подготовка рассчитана на 4 недели. Включает в себя разные виды деятельности детей и взрослых.Конечная цель: проведение празднмка осенней Ярмарки, участие в котором прин...

Краткосрочный проект "Осенняя ярмарка" (старшая группа)

Проектная деятельность используется на всех уровнях образования. В нашей группе этой осенью органзован проект осенней тематики....

проект " Осенняя ярмарка для старших групп

Проект расчитан на месяц. Включает все виды деятельности по теме "Осень."...

Проект "Осенняя ярмарка"

Проект "Осенняя ярмарка" является познавательно-творческим. Данный проект направлен на обогащение (приобретение) знаний детьми разновозрастной группы об осени, о народной традиции древней Ру...