Итоговое занятие по краткосрочному проекту "Блокадная ласточка"
материал (подготовительная группа)

Закрепление знаний у детей о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Создание поделки «Блокадная ласточка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_proektu.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

Итоговое занятие

«Блокадная ласточка»

(по проекту «Блокадный Ленинград»

Подготовила и провела:

Воспитатель: Косолапова

Елена Александровна

Вихоревка 2025

«Блокадная Ласточка»

(подготовительная группа)

Цель занятия:

Закрепление знаний у детей о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Создание поделки «Блокадная ласточка»

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с основными фактами о блокаде Ленинграда: ее причинах, последствиях и значении.

2. Способствовать развитию эмоционального интеллекта через обсуждение чувств и переживаний людей во время блокады.

3. Вовлечь детей в творческую деятельность (чтение стихов, создание аппликации)

4. Создать атмосферу доверия и поддержки в группе, способствуя взаимопониманию и дружбе через обсуждение и работу в группе.

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Дни блокады Ленинграда»;

Рассказ воспитателя «Блокада Ленинграда»;

Беседа о бережном отношении к хлебу, беседа с детьми о семье и заботе о близких  в блокадном Ленинграде, беседа с детьми о смелости и стойкости жителей блокадного Ленинграда, Беседа  с детьми о Победе и Мире;

«Экскурсии» в патриотический уголок «Символы блокадного Ленинграда» \ рассказы воспитателя:

Чтение стихотворений о блокадном Ленинграде \ разъяснения воспитателя \  обсуждения строк;

Просмотр мультипликационных фильмов («Приключения красных галстуков», студия «Союзмультфильм».«Сильные духом, крепче стены», 2010 г.«Солдатская лампа», творческое объединение «Экран», 1984 г.«Воспоминание», студия «Союзмультфильм», 1986 г)

Материалы и оборудование:

- Свеча для символического зажигания и минуту молчания.

- Цветная бумага для аппликаций (разных цветов).

- Ножницы, клей, фломастеры и шаблоны для ласточек.

- Рабочие листы или карточки с вопросами для обсуждения.

- Стихи о блокаде Ленинграда (при необходимости).

- Место для создания выставки работ (стена или доска).

Вводная часть:

Воспитатель собирает детей в круг, создавая атмосферу доверия и сосредоточенности. В комнате приглушает свет, чтобы создать спокойную и уединённую обстановку.

Воспитатель:  

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. В это время город оказался окружен фашистскими войсками, и более 2,5 миллионов человек были отрезаны от внешнего мира. Люди столкнулись с ужасными трудностями: нехваткой пищи, воды, тепла и других необходимых вещей.

В условиях блокады нормы хлеба достигали всего 125 граммов в день на человека. Люди изыскивали любые способы, чтобы выжить, поддерживая друг друга в самые тяжёлые часы. Несмотря на все испытания, дух ленинградцев оставался сильным. Они продолжали работать, учиться и заботиться о близких, проявляя невероятную стойкость и силу.

Перед началом нашего занятия  я хотела бы зажечь эту свечу (зажигает свечу, держит в руках перед собой).  Она символизирует память о всех тех, кто пережил блокаду, их мужество и надежду на светлое будущее. Когда мы смотрим на этот огонь, пусть он напоминает нам о стойкости людей, которые поддерживали друг друга в самые тяжёлые времена.

И я предлагаю всем нам провести минуту молчания, чтобы отдать дань уважения тем, кто выстоял в блокаде. Давайте закроем глаза, и в тишине вспомним о тех, кто пережил эти тяжёлые времена, о тех, кто потерял жизни и тех, кто боролся за жизнь.

По истечении минуты воспитатель говорит:

Спасибо всем. Мы вспомнили о тех, кто пережил блокаду, и теперь можем продолжить наше общение о смелости, дружбе и поддержке, которые проявили люди в это трудное время. Давайте поговорим о том, что мы знаем о блокаде Ленинграда. Какие чувства вызывает у вас эта история? Можете ли вы рассказать, что слышали о блокаде от меня и ваших родителей? Давайте делиться своими мыслями.

Примеры вопросов для обсуждения:

  • Что такое блокада, как вы понимаете слово блокада? Что оно означает для вас?  

Дети могут делиться своими определениями, и воспитатель подводит итоги, мягко уточняя и добавляя информацию о значении блокады.

  • Как жили люди во время блокады?  Что вы думаете, каково было людям во время блокады? Какие чувства они испытывали? Как они могли справляться с такими трудностями?"  

Воспитатель помогает детям осознать, что, несмотря на трудности, многие люди проявляли стойкость и поддерживали друг друга.

  • Может быть, кто-то из вас знает какие-то интересные факты о блокаде Ленинграда? Например, о том, сколько людей осталось в городе или как его обороняли?"  

Если дети затрудняются, воспитатель может привести некоторые факты сам, например, о героизме защитников города или о том, как работали радиостанции и заводы даже в условиях блокады.

  • Вы знаете, что такое «Дорога жизни»? Как она помогала людям во время блокады?

Здесь можно объяснить, что это был единственный путь, по которому привозили продукты и эвакуировали людей, что позволило спасти множество жизней.

Ответы детей…

Как мы отметили, блокада Ленинграда оставила глубо‌кие следы в сердцах людей и … в литературе. Многие поэты и писатели переживали эти страшные времена и сочиняли стихи, которые передают всю силу человеческого духа и мужество народа.

Я знаю, что вы подготовили стихи, которые хотите прочитать. Эти строки наших поэтов помогают нам помнить о тех событиях и тех людях, которые пережили блокаду. Каждый стих — это как свеча памяти, дающая свет тем, кто сталкивался с трудностями.

Организация выступления

Воспитатель может предложить детям выстраиваться в круг или в очередь, чтобы все могли видеть друг друга. А можно, чтобы дети по очереди поднимались к столу, на котором стоит свеча. Стихи дети разучили дома с родителями…

Воспитатель:  

Какие чувства вы испытывали, когда читали свои стихи? Что вас тронуло в стихотворениях ваших друзей? Может, вы нашли что-то, с чем согласны или что-то, что вам особенно понравилось?

Обсуждение…

Воспитатель:

А теперь я хочу рассказать вам о важном символе блокадного Ленинграда — ласточке.

Ласточка стала символом блокадного Ленинграда, потому что она символизировала надежду на скорое окончание блокады. Весной 1942 года, когда немецкие захватчики заявляли, что даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады, жители Ленинграда стали носить на одежде маленькие жестяные значки с изображением ласточки и письмом в клюве. Этот символ стал ответом на заявления немецких захватчиков  и означал веру в скорое получение добрых вестей с фронта.

Ласточка — это не только птица, но и символ надежды, стойкости и освобождения. Каждый раз, когда в весеннее небо взлетает ласточка, мы вспоминаем о том, что никогда нельзя терять надежду.

Практическая часть:

Я вам предлагаю сделать своих ласточек, чтобы помнить о мужестве и стойкости людей, которые выжили в этих тяжелых условиях.

Воспитатель приглашает детей за столы:  

Воспитатель раздает каждому ребенку необходимые материалы. "Вот у нас есть цветная бумага и другие необходимые материалы. Сейчас мы будем работать над аппликацией."

  • Объяснение процесса:  

Сначала мы нарисуем или используем шаблон, чтобы вырезать ласточку. Затем мы приклеим её на фон, который тоже можем украсить. Фон может быть небом, облаками или чем-то, что покажет нашу надежду и силу – например, утреннее солнце или радуга.

  • Процесс работы:  

Воспитатель показывает детям, как можно нарисовать силуэт с помощью шаблона ласточки или вырезать её из цветной бумаги. "Смотрите, как я это делаю. Очень важно следить за тем, чтобы детали не были слишком маленькими, тогда их будет сложно приклеить."

  • Создание фона:  

Затем воспитатель предлагает детям создать фон для своих ласточек. Дети могут использовать разноцветные листы, рисовать или наклеивать элементы, которые они сами придумали.

  • Работа в группе:  

Воспитатель поощряет детей общаться друг с другом, обмениваться идеями и помогать в процессе. "Вы можете работать вместе, делиться материалами и идеями. Главное — создать свои уникальные ласточки."

  • Завершение работы

Когда дети закончат свои аппликации, воспитатель предлагает им поделиться своими работами с другими.

  • Выставка работ:  

 Теперь давайте соберёмся в круг и покажем друг другу, что мы создали. Пожалуйста, расскажите, как вы решили оформить свои ласточки и что они для вас означают.

  • Обсуждение работ:  

 Воспитатель подходит к каждому ребенку, хвалит их, задает вопросы о процессе создания: "Что вдохновило вас на такой цвет?" или "Почему вы выбрали именно такую композицию?"

  • Создание общей стены памяти:  

После всех выступлений воспитатель может предложить повесить аппликации на стену или создать мини-выставку в группе. "Давайте повесим наши работы на стену, чтобы они напомнили всем о мужестве и стойкости людей, которые жили в блокадном Ленинграде.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в рамках краткосрочного творческого проекта "Мы любим сказки" (подготовительная группа)

Занятие проводит логопед со всей группой детей. Используется, как открытое занятие для родителей....

Конспект занятия по развитию речи «Ласточка» (К. Ушинский)

Конспект занятия по развитию речи «Ласточка» (К. Ушинский)...

Тематическое занятие в библиотеке "Блокадная ласточка"

quot;Блокадная ласточка"Весной сорок второго года множество ленинградцев носило на груди жетон — ласточку с письмом в клюве.......

Итоговое занятие по краткосрочного проекта «Первые шаги к значку ГТО» детей старшей группы №6 (2021-2022)март

Итоговое занятие по краткосрочного проекта «Первые шаги к значку ГТО»  детей старшей группы №6     (2021-2022)март...

Интегрированное занятие по аппликации "Блокадная ласточка" в подготовительной группе.

Сохранять историческую память о подвиге жителей Блокадного Ленинграда....