Педагогическая мастерская: «Духовность зарождается с детства»
учебно-методический материал
Цель: уточнить знания участников педагогической мастерской по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
1. обобщение знаний педагогов о формах и методах работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
2. создание условий для позитивного общения в процессе обсуждения предложенных вопросов, заданий.
3. Познакомить педагогов с новым видом творческой работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Представлено
на методическую неделю
14.01.2025
Педагогическая мастерская:
«Духовность зарождается с детства»
Подготовила:
Педагог-наставник
Олейникова.Т.А.
Цель: уточнить знания участников педагогической мастерской по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
1. обобщение знаний педагогов о формах и методах работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
2. создание условий для позитивного общения в процессе обсуждения предложенных вопросов, заданий.
3. Познакомить педагогов с новым видом творческой работы.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Вывод: Вот такая интересная притча. Я хочу вам напомнить, что притча – это небольшой поучительный рассказ, который доносит до нас какое – то нравственное наставление. Какое же нравственное наставление доносит он до нас? Что основой жизни всякой хорошей семьи является: любовь, прощение, терпение. Но это в Китае такая гармония, а приемлимо ли это для нашего общества? Для нашей большой семьи? Конечно нет. Наше общество переживает сейчас глубочайшие изменения и находится на пути возрождения духовно – нравственных ценностей. Потому что у нас уже давно утрачена наша национальная идентичность, преемственность поколений, мы не знаем свою историю, а материальное давно доминирует над духовным. А любовь, сострадание, милосердие давно ушли на второй план. Поэтому государство возлагает на нас, педагогов, большие надежды в решении этой проблемы. Из числа многочисленных задач ФГОС направлен на решение такой задачи, как объединение обучения и воспитания в образовательный процесс на основе духовно – нравственных ценностей в интересах человека, семьи, общества.
Уважаемые участники педагогической мастерской! Попробуйте ответить на вопрос: «Что такое духовно-нравственное воспитание?» (В словаре русского языка С.И.Ожегова говорится, что «духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». «Нравственность - это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения».)
Итак, если духовность - показатель существования определенных ценностей, целей и смыслов, а нравственность является определителем духовной культуры личности, то духовно-нравственное воспитание понимается как процесс и результат формирования у детей духовных ценностей как основы нравственного поведения личности. Не зря я начала нашу встречу притчей о семье, т. к. корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность. Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы нам посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
1 раунд: Участникам педагогической мастерской предлагаю порассуждать на данную тему в интерактивной игре «Виртуальный диалог с великими людьми». Я приглашаю вас к участию к дискуссии по поводу высказывания известного литературного критика Н .Шелгунова, который утверждает, что «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку» .Послушайте задание для наших творческих групп.
Вопрос для игроков 1 творческой группы:
- Как Вы понимаете это высказывание?
-Согласны вы с ним?
Вопрос для игроков 2 творческой группы:
- Какие проблемы позволяет вскрыть это высказывание?
Давайте заслушаем мнение участников педагогической мастерской (обсуждение афоризмов).
- Как Вы понимаете это высказывание? На что открывает глаза такое мнение русского публициста и литературного критика? (Что посеешь, то и пожнёшь, чем раньше,тем лучше и т.д.)
Вывод: Все вы, наверное, слышал и высказывание, что маленькие дети как пластилин, лепи из них что хочешь. Психика ребёнка легко поддаётся воздействию взрослого человека, который находится с ребёнком рядом в первые годы его жизни. Ребёнок видит в нас образец поведения и легко нам подражает. Поэтому с теми ценностями, что мы заложили ребёнку в раннем возрасте он пойдёт дальше по жизни. Чем раньше мы начнем уделять этому вопросу внимание, объединив усилие всех участников педпроцесса, тем прочнее сформируем необходимые нравственные качества. От наших с вами усилий будет зависеть ,как сложится дальнейшая жизнь ребенка, ведь привычки и ценности заложенные в детстве станут прочным нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Спасибо за ваше мнение, коллеги!
В духовно-нравственном воспитании дошкольников первостепенное значение имеет духовная атмосфера сада, а не обилие правил и требований, бездуховный педагог, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.
Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания нравственной культуры. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и приемов, эмоциональном отклике детей.
Что же является основным источником духовно-нравственного опыта в условиях ДОУ?
Это - образовательная деятельность, где духовно-нравственное развитие воспитанников осуществляется через содержание программного и дидактического материала; самой организации этой деятельности: занятия, беседы фронтальные, беседы индивидуальные, различные виды игр, наблюдения, экскурсии, виды продуктивной деятельности, развлечения, праздники, в том числе и с привлечение родителей и т. д.
Ключевыми словами духовно-нравственного воспитания посредством образовательной деятельности являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Задача педагога — направить ребенка к краскам и кистям Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.
На занятиях по духовно-нравственному воспитанию педагоги ДОУ развивают представления детей об окружающем мире, расширяют представления об основных духовно-нравственных понятиях, таких как добро, стыд, дружба, согласие, терпение. Какие же особенности духовно – нравственного воспитания на занятии позволяют посеять ценные семена?
Это приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви, сострадания, сочувствия, соучастия. Это формирование представлений о духовно- нравственных ценностях, таких как семья, честь, добро, любовь, верность. Это наши семена.
Только на таких занятиях «появляются ростки», т. к дети всё пропускают через себя. Чтобы наши семена дали дружные всходы, им необходима постоянная подпитка, особая атмосфера, климат.
А теперь для вас будут задания, касающиеся непосредственно педпроцесса.
2 раунд: Откройте и прочитайте памятку. Какие советы, по-вашему мнению, самые главные, помогают в воспитании добрых чувств у детей?
Свое мнение постарайтесь обосновать примерами из практики.
Памятка для воспитателя:
Посеять в детских душах доброту, это значит:
1. Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
2. Ласково и только по имени называть детей.
3. Не обсуждать поступки при посторонних.
4. Читать стихи, сказки, рассказы на тему, где добро побеждает зло.
5. Выбрать из группы лидера и постоянно ставить его в пример другим детям.
6. Составлять с детьми сказки о доброте, милосердии.
7. В группе повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало.
8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
9. Заботиться о младших: делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т. д.
10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
11. Рассказывать родителям о добрых поступках ребёнка в его присутствии.
12. Найти сильные стороны у каждого ребенка.
13. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей.
14. По долгу вести беседы (длинные нотации) о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»
Вывод: Спасибо вам за конкретные и профессиональные ответы, из которых можно сделать вывод: каждый ребенок индивидуален, к каждому ребенку необходимо находить подход, учитывая индивидуальные особенности, сформированность волевой сферы и степень социализации в коллективе.
Уважаемые педагоги! Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, то я предлагаю поиграть сейчас в игру «Добрые слова», цель которой: продемонстрировать значение добрых слов в жизни, показать необходимость умения радоваться вместе с другом успехам и победам.
Правила игры:
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты по следующим направлениям:
-одобрение внешности
-одобрение личностных качеств
-одобрение деловых качеств
Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнёры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
В такую игру можно играть с детьми. Ведь основу коммуникативного взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании. А средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.
А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую.
Представим, что к Вам в группу пришёл ребёнок раннего возраста, он чистый белый лист. На протяжении дошкольного детства вы будете вкладывать в него свою душу. Выберите, пожалуйста, тот цвет, который любите больше всего из предложенных. И начинайте заполнять его своей любовью.
Выполнение сердца в технике айрис-фолдинг.
Iris folding (айрис фолдинг) в переводе с английского означает – «радужное выкладывание». Техника айрис-фолдинг появилась в Голландии. «Радужное складывание» только кажется сложным, на самом деле она позволяет без труда делать эффектные открытки. У детей развивается мелкая моторика рук, чувство пропорции, гармонии, цвета. Дошкольники осваивают приемы работы с различными материалами и инструментами, учатся нестандартно и вариативно решать творческие задачи. Выполнять работы в данной технике можно как в детском саду, так и дома, вместе с родителями.
С древних времен люди придавали особое значение цветам, не зря же мы и по сей день считаем черный цвет траурным, а красный связываем со страстью. Правда, с развитием научной мысли явление цвета стало изучаться с разных сторон
Что означают цвета в психологии?
Разработана специальная методика (тест Люшера или цветовой тест отношений). Он поможет нам узнать, что вы вкладываете в ребёнка, развивая его в детском саду. Но не думаю, что близко его можно воспринимать.
1. красный цвет, знают все, это страсть, но в психологии он имеет и другое значение. Человек, выбирающий красный цвет развивает в детях общение, формирует лидерские задатки, т. к. сам педагог властен и порою вспыльчив.
2. Коричневый цвет выбрали педагоги, которые ценят семью и традиции, и передают их своим детям, стремятся развивать в них сопереживание и чувственную радость
3. Желтый цвет говорит о том, что воспитатель воспитывает в детях интеллигентность и спокойствие, развивает общении.
4. Синий цвет - воспитывает в детях скромность, а также чувство уверенности в себе. Но педагоги, выбравшие этот цвет склонны к меланхолии, они быстро утомляются от такой работы, поэтому нуждаются в частом отдыхе.
5. Зеленый цвет - это воспитатели, которые дают детям все возможности для самоутверждения.
При рождении ребёнок - чистый лист, рисуй на нём, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребёнком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек - умные, добрые, высоконравственные люди. Давайте стремиться быть такими и оставлять добрый след в сердцах наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Всё зарождается в детстве"
Проект по нравственно -патриотическому воспитанию. Направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Долгосрочный - 2 года. Цель проекта -формирование у старших дошкольников гражданской пози...

Консультация для воспитателей "Духовность зарождается с детства"
Консультация посвященна актуальности данной темы в современном обществе, когда постоянная убыль народа - это проявление глубинных, болезненных изменений, происходящих в сознании современных людей. А т...

Выступление в муниципальном семинаре:"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА ЗАРОЖДАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;бережного отношения к природе;правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;моральных и экологически ценных установок, ...

Фотографии и иллюстрации к выступлению в муниципальном семинаре:"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА ЗАРОЖДАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
Научить детей экологически целесообразному образу жизни....
Муниципальный семинар "Экологическая культура человека зарождается с детства"
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты...
Педагогическая мастерская: "Счастливое детство"
Что такое педагогическая мастерская?Это - открытие, обобщение, потрясение-прозрение. Здесь важен не результат, а сам процесс постижения истины.Близка к проблемным и диалоговым методам.Отличается опред...

