СТАТЬЯ «Использование игровых методов и приёмов для развития вокально - хоровых навыков в организованной музыкально - образовательной деятельности»
материал
Статья раскрывает наиболее известные методики, посвящённые формированию и развитию у дошкольников хоровых навыков в певческой деятельности, а также в ней рассматривается игровой принцип обучения, который будет способствовать не только качественному исполнению, но и живому интересу и отзывчивости детей к певческой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 188.36 КБ | |
| 1.06 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«Использование игровых методов и приёмов для развития вокально - хоровых навыков в организованной музыкально - образовательной деятельности»
Выполнила: Козина Т.В.
музыкальный руководитель
высшей категории
Еманжелинск, 2024
Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к "высшему, совершеннейшему виду искусства". П.П.Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребенку, а, наоборот, "от ребенка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и через пение к музыке". Хочется отметить и опыт знаменитого венгерского композитора и педагога Золтана Кодая. «Человеческий голос, считал Кодой, - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры».
Известно, что именно дошкольная ступень образования во многом предопределяет успехи в дальнейшем развитии тех или иных способностей ребёнка. Исследователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов подтверждают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать ещё в дошкольном детстве, а наиболее доступной для дошкольников является исполнительская музыкальная деятельность, в частности пение.
Н.А.Ветлугина утверждала: «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений»
В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредствам голоса и на первый взгляд, пение не представляет трудностей.
Однако, наблюдения за пением детей в процессе музыкальной деятельности показывают, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения, нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция, дети имеют небольшой певческий диапазон, интонируют фальшиво и напряжённо.
Задача каждого музыкального руководителя ДОУ - научить петь ребенка чисто интонируя, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей.
С проблемой формирования вокальных навыков, неразрывно связана и проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к хоровой деятельности, ведь коллективное хоровое пение детей - объединяющий процесс, он способствует развитию социализации, толерантности, коммуникативных качеств.
Все эти аргументы ориентируют на актуализацию темы процесса формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста в детском саду, ведь как показывает практика, их формирование – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Вокально-хоровые навыки, а именно – артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоционально – выразительного исполнения, певческое дыхание, звукообразование, выразительная дикция, ансамбль и строй – это автоматизированное действие по повторению и доведению до совершенства певческих умений через эмоциональную и тембровую окраску голоса, путем выполнения определённых упражнений.
Проблема их формирования и развития у детей дошкольного возраста на протяжении многих лет была и остается актуальной, привлекающей внимание большого круга учёных и музыкантов-педагогов. Этой проблемой занимались Н.Н. Добровольская, В.В. Емельянов, А.А. Мосягина, Д.Е. Огороднов, М.С. Осеннева, В.С. Попов, Е.А. Романюк, В.Г. Соколов, Г.А. Струве и др.
Наиболее известны следующие методики, посвященные формированию и развитию у дошкольников хоровых навыков в певческой деятельности:
В.В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» | Метод заключается в использовании доступных упражнений адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом основанных на общих закономерностях голосообразования. Система работы построена на голосовых играх, которые предусматривают создание таких ситуаций, в которых дети непринуждённо используют голосовые функции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять. |
А. Евтодьева «Учимся петь и танцевать, играя!» | Методика «Учимся петь и танцевать, играя!» направлена на изучение особенностей звуковысотного слуха детей и практического обучения детей навыкам пения при помощи авторских игровых приёмов. Обучение пению проходит через диалогические игры – распевки, основанные на сказочных сюжетах. |
М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» | Методическое пособие в игровой форме даёт практические рекомендации по развитию вокально - певческих навыков, через многообразие упражнений и игр, каждое из которых имеет конкретную педагогическую направленность. |
Т.Э. Тютюнникова «Методика элементарного музицирования» | Основная цель - создание условий для формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарного музицирования. Предлагаемая методика отличается простотой, доступностью и пластичностью, что позволяет организовать процесс формирования певческих навыков на занятиях, в любой группе, при минимальных затратах времени и дидактических материалах. |
Как мы видим, все современные методики и рекомендации имеют игровую основу, педагоги - авторы сходятся во мнении, что нужно учить детей петь, играя. Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста и наиболее значимым остаётся принцип игрового обучения. Такой принцип будет способствовать не только качественному исполнению, но и живому интересу и отзывчивости детей к певческой деятельности, которая занимает особое место на каждом музыкальном занятии.
Очень важно подобрать различные игровые упражнения на артикуляцию, на дыхание, распевки, игры с музыкальными инструментами, приветственные речевые игры, а также - музыкально – дидактические игры для формирования определенного вокально - хорового навыка. Для удобства весь подобранный материал систематизировать следующим образом:
- развитие навыка «Певческое дыхание»
- развитие навыка «Артикуляция»
- развитие навыка «Звукообразование»
- развитие навыка «Выразительная дикция»
- развитие навыка «Эмоционально – выразительное исполнение»
- развитие слухового навыка
Такая систематизация позволит упростить и грамотно организовать деятельность музыкального руководителя по формированию вокально – хоровых навыков на музыкальном занятии, ведь она помогает отработать каждый элемент в отдельности, а также закрепить комплекс навыков и умений в их совокупности.
Также упражнения должны преследовать многообразные цели: развивать голос, расширять диапазон, укреплять дыхание, вырабатывать ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, четкость дикции, единую манеру звукообразования.
Особенность такого материала – его универсальность, т.е. игровые упражнения для развития певческих навыков могут использоваться в любом дошкольном возрасте. Важное условие - необходимость регулярной и последовательной работы по формированию вокально - хоровых навыков у детей дошкольного возраста. Случайные или редкие занятия не приведут к овладению сложным искусством пения.
Основные трудности при составлении структуры занятия – это правильно распределить нагрузку на голосовой аппарат ребенка, следовательно, вокально-хоровые игровые упражнения не обязательно включать только в раздел «певческая деятельность». В течение всего занятия эти упражнения можем включать и в движения, в подвижные игры, в игру на музыкальных инструментах и.т.д.
Также, для формирования устойчивого интереса детей к певческой деятельности, необходимо знакомить их с основными понятиями хорового и вокального исполнения, дать представление о строении голосового аппарата, о бережном отношении к своему голосу. Для этого рекомендуется создать комплекс тематических бесед: «Тайны моего голоса», «Что такое хор?», «Откуда берётся голос?», знакомить детей со сказками и стихами на тему «Голос и пение».
Считаю, что учёт возрастных особенностей развития детского голоса и личностных качеств дошкольника, правильно продуманная и системно - выстроенная педагогом работа, будет способствовать развитию певческой деятельности.
Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
развитие вокально-хоровых навыков дошкольников...

Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".
Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...

Самообразование «Развитие вокально-хоровых навыков дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий»
Цель: развивать вокально-хоровые навыки посредством здоровьесберегающих технологий...

Статья на тему "Особенности развития вокально - хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В статье рассматриваются особенности слуха и голоса детей 5 -7 лет, а также определяется последовательность формирования вокально - хоровых навыков....

«Использование современных игровых технологий в процессе развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка имеет три раздела: 1) "Игра" в педагогике (определение, задачи, классификации);2) Пение как вид деятельностпи на музыкальных занятиях в ДОУ;3) Игровые тех...

"Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой методики обучения"
Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям ДОУ....

Презентация "Использование игровых методов и приёмов в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Использование игровых методов и приёмов в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"...

