Мастер-класс для родителей « Опытно-экспериментальная деятельность с детьми».
материал
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 304.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Нарышкинский детский сад «Солнышко»
Мастер-класс для родителей
« Опытно-экспериментальная деятельность с детьми».
Выполнила : воспитатель
первой квалификационной
категории Левкина Н.В.
2020г.
Актуальность:
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Цель: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с водой, воздухом и песком.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в повседневной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
3.Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в домашних условиях опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Участники мастер-класса: родители.
Ход мастер-класса:
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.
В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Итак, тема нашего мастер-класса: «Детское экспериментирование»
В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю вам самостоятельно провести некоторые эксперименты.
Практическая часть
Опыт 1. «Свойства воды»
Перед вами стаканы с водой. Выпейте немного из стаканчика. Что в нем? Какая она на вкус ? Перелейте воду из одного стакана в другой. Что вы можете сказать о воде? (Вода может переливаться из одной емкости в другую). Какой цвет воды ?(Вода прозрачная, не имеет цвета).
Вывод: вода не имеет цвета и вкуса, может переливаться из одной емкости в другую
Опыт 2. «Имеет ли воздух вес?»
Это мы сейчас проверим.
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало? Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
(воздух) Но будьте осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Опыт 3.«Воздух занимает место»
Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой), а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.
Попала ли вода в стакан? (убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: воздух занимает место.
Опыт 4«Песок»
Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Попробуйте пересыпать его из одной руки в другую. Через лупу рассмотрите форму песчинок. Попробуйте пересыпать песок на тарелочку.
Вывод:. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.
Опыт 5 «Мокрый песок»
Мокрый песок возьмите в ладонь и попробуйте сыпать его струйкой. Заполните формочки мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.
Вывод. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Заключительная часть
Надеюсь, наша сегодняшняя встреча помогла вам оценить все плюсы и минусы детского экспериментирования.
Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то,
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаёт себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось.
В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или они останутся нераскрытыми.
Хотелось бы, чтобы Вы, родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Станьте для ребенка волшебником. Экспериментируйте вместе с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности
Организация игровой деятельности опытно-экспериментального характера....

Мастер – класс для педагогов по опытно – экспериментальной деятельности. Тема: « Путешествие любопытного лягушонка».
Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и начинающим, так как они поймут, наско...

Мастер – класс для педагогов по опытно - экспериментальной деятельности.
Демонстрация экспериментов с цветом[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11272517","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 240px; height: 150px;"}}]]...

Мастер класс для педагогов по опытно–экспериментальной деятельности.
Мастер класс для педагогов по опытно–экспериментальной деятельности....

Мастер – класс для педагогов по опытно – экспериментальной деятельности. Тема: « Путешествие любопытного лягушонка».
Мастер – класс для педагогов по опытно – экспериментальной деятельности.Тема: « Путешествие любопытного лягушонка».Цель: повысить уровень знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспе...

Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности
Метод экспериментирования способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную де...

Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»Удивительные свойства воды.
Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»...








