Мастер-класс: «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры»
план-конспект занятия (старшая группа)
Мастер-класс: «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры»
Продолжительность мастер-класса: 25 минут
Аудитория: воспитатели, работающие или планирующие работать в кадетских группах
Оборудование: стендовый материал, презентация
Дидактические материалы к мастер-классу:
- Раздаточный материал для работы со слушателями:
- Схема «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры»
- дидактические материал для получения обратной связи (примеры проектных и исследовательских работ)
Цель: показать воспитание кадет как защитников, своей Родины - России средствами музейной педагогики.
Задачи:
- Провести дискуссию о возможности музейной педагогики в формировании гражданина России.
- В процессе дискуссии разработать схему «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры» и сравнить ее с схемой, разработанной воспитателем
- Показать формы работы музеев в формировании гражданских компетенций кадет на примерах форм, выполненных кадетами нашего сада.
- Провести рефлексию занятия.
Формы и приёмы работы:
- Дискуссия
- Теоретическое изложение материала с использованием стенда-схемы «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры»
- Беседа
Ход мастер-класса
- Вступительное слово (5 минут)
- Дискуссия (5 минут)
- Работа по схеме «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры (10 минут)
- Рефлексия (5 минут)
Вступительное слово
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия"
В. А. Сухомлинский
Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Особая ответственность за формирование у детей нравственно-патриотических чувств возлагается на воспитателя ДОУ. Потому что именно он, воспитатель, поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси, донесёт до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры.
Оптимальным решением построения целостной системы нравственно - патриотического образовательного пространства является музейная педагогика. Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включение музеев в единое воспитательно-образовательное пространство. Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.
Музей, по словарю С. И. Ожегова, - это "учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью". Музей в детском саду, с точки зрения исследований Н. А. Рыжовой, - "интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей", по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. Следовательно, музей в ДОУ можно использовать в целях реализации задач по познавательному развитию дошкольников. Таким образом, музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом и полезной информации из поколения в поколение.
Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и к обучению в целом. Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Да и обилие экспонатов и экспозиций в настоящем музее способно вызвать у дошкольника скорее утомление и рассеянность внимания. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Мини-музей в ДОУ — опробованная, прогрессивная форма педагогической деятельности, которая: позволяет усовершенствовать предметно-пространственную среду детского сада; способствует знакомству детей с музейной культурой, окружающим миром; открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.
Цель мини-музеев – подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
родительские собрания, консультации; индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.
Задачами мини-музея являются:
1. Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей.
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представлений о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого мышления и воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Поэтому огромный плюс и залог хорошего мини-музея в детском саду – его интерактивность, при которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё, родное, так как многие дети принимают участие в его создании.
Дискуссия о возможностях музейной педагогики в формировании гражданина России.
Вопросы для дискуссии и возможные варианты ответов:
Поднимите руку те, кто любит посещать музей?
Поднимите руку те, кто хоть раз пополнил коллекцию музея экспонатами?
- Спасибо.
1.Что значит музейная педагогика?
Музейная педагогика область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
2.Какие методы музейной педагогики Вам известны?
Проектирование, моделирование, творческие выставки, посиделки, коллекционирование.
3.Как Вы думаете, какие есть возможности музейной педагогики в формировании гражданских компетенций кадет?
Эмоциональное и интеллектуальное воздействие на учащихся через музейные экспонаты. Проводить исследовательскую работу на основе материалов музея. Возможность самореализации кадет и т.д.
4.Посредством технологий музейной педагогики, каких результатов в гражданско-патриотическом воспитании можно ожидать от кадет?
Развитие интереса кадет к отечественной истории, формирование уважительного отношения к ценностям культуры, чувства ответственности за судьбу малой и большой Родины;
Повышение мотивации кадет к изучению истории через поисковую, проектную и исследовательскую деятельность;
Увеличение числа обучающихся, посещающих музеи, использующих их фонды для подготовки проектных работ, заданий по предметам школьной программы;
Достижение кадетами своего личностного успеха в музейном деле;
5.Какими качествами должен обладать гражданин России?
Творческая активность - творческий подход и инициатива, неустанный поиск новых путей с целью решения поставленной перед подразделением задачи, предвидение и интуиция.
Большинство из этих качеств можно начинать формировать на ранних этапах, если в кадетских группах внедрять активно метод проектов на занятиях.
Проанализируем получившуюся схему.
1.Согласны ли Вы с тем, что интеграция музеев в учебно-воспитательный процесс будет способствовать формированию кадета как защитника, гражданина России?
Именно поэтому в нашей школе Музейный комплекс является неотъемлемой частью единого воспитательного пространства, а музейная педагогика как средство воспитания граждан в кадетских классах.
Представляем некоторые формы работы музея, в которых непосредственно участвовали кадеты.
Экскурсии - тематические и обзорные
Рефлексия.
Для оценки результативности ответьте на вопросы:
1. Данную форму передачи собственного опыта, считаю
А) эффективной и интересной.
Б) требующей большого напряжения внимания у слушателей.
В) нецелесообразной.
Г) свой вариант ответа_________________________________
2. Занятие прошло результативно т.к.
А) теперь могу применить предложенные методы в своей работе.
Б) могу сообщить о данном опыте своим коллегам.
В) для меня результата нет.
Г) свой вариант ответа_________________________________
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №8»
Мастер-класс: «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры»
Подготовила и провела:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Водясова Елена Валерьевна
г. Саранск 2025
Мастер-класс: «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры»
Продолжительность мастер-класса: 25 минут
Аудитория: воспитатели, работающие или планирующие работать в кадетских группах
Оборудование: стендовый материал, презентация
Дидактические материалы к мастер-классу:
- Раздаточный материал для работы со слушателями:
- Схема «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры»
- дидактические материал для получения обратной связи (примеры проектных и исследовательских работ)
Цель: показать воспитание кадет как защитников, своей Родины - России средствами музейной педагогики.
Задачи:
- Провести дискуссию о возможности музейной педагогики в формировании гражданина России.
- В процессе дискуссии разработать схему «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры» и сравнить ее с схемой, разработанной воспитателем
- Показать формы работы музеев в формировании гражданских компетенций кадет на примерах форм, выполненных кадетами нашего сада.
- Провести рефлексию занятия.
Формы и приёмы работы:
- Дискуссия
- Теоретическое изложение материала с использованием стенда-схемы «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры»
- Беседа
Ход мастер-класса
- Вступительное слово (5 минут)
- Дискуссия (5 минут)
- Работа по схеме «Музейная педагогика как метод приобщения детей группы кадетской направленности к истокам духовной культуры (10 минут)
- Рефлексия (5 минут)
Вступительное слово
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия"
В. А. Сухомлинский
Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Особая ответственность за формирование у детей нравственно-патриотических чувств возлагается на воспитателя ДОУ. Потому что именно он, воспитатель, поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси, донесёт до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры.
Оптимальным решением построения целостной системы нравственно - патриотического образовательного пространства является музейная педагогика. Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включение музеев в единое воспитательно-образовательное пространство. Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.
Музей, по словарю С. И. Ожегова, - это "учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью". Музей в детском саду, с точки зрения исследований Н. А. Рыжовой, - "интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей", по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. Следовательно, музей в ДОУ можно использовать в целях реализации задач по познавательному развитию дошкольников. Таким образом, музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом и полезной информации из поколения в поколение.
Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и к обучению в целом. Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Да и обилие экспонатов и экспозиций в настоящем музее способно вызвать у дошкольника скорее утомление и рассеянность внимания. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Мини-музей в ДОУ — опробованная, прогрессивная форма педагогической деятельности, которая: позволяет усовершенствовать предметно-пространственную среду детского сада; способствует знакомству детей с музейной культурой, окружающим миром; открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.
Цель мини-музеев – подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
родительские собрания, консультации; индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.
Задачами мини-музея являются:
1. Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей.
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представлений о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого мышления и воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Поэтому огромный плюс и залог хорошего мини-музея в детском саду – его интерактивность, при которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё, родное, так как многие дети принимают участие в его создании.
Дискуссия о возможностях музейной педагогики в формировании гражданина России.
Вопросы для дискуссии и возможные варианты ответов:
Поднимите руку те, кто любит посещать музей?
Поднимите руку те, кто хоть раз пополнил коллекцию музея экспонатами?
- Спасибо.
1.Что значит музейная педагогика?
Музейная педагогика область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
2.Какие методы музейной педагогики Вам известны?
Проектирование, моделирование, творческие выставки, посиделки, коллекционирование.
3.Как Вы думаете, какие есть возможности музейной педагогики в формировании гражданских компетенций кадет?
Эмоциональное и интеллектуальное воздействие на учащихся через музейные экспонаты. Проводить исследовательскую работу на основе материалов музея. Возможность самореализации кадет и т.д.
4.Посредством технологий музейной педагогики, каких результатов в гражданско-патриотическом воспитании можно ожидать от кадет?
Развитие интереса кадет к отечественной истории, формирование уважительного отношения к ценностям культуры, чувства ответственности за судьбу малой и большой Родины;
Повышение мотивации кадет к изучению истории через поисковую, проектную и исследовательскую деятельность;
Увеличение числа обучающихся, посещающих музеи, использующих их фонды для подготовки проектных работ, заданий по предметам школьной программы;
Достижение кадетами своего личностного успеха в музейном деле;
5.Какими качествами должен обладать гражданин России?
Творческая активность - творческий подход и инициатива, неустанный поиск новых путей с целью решения поставленной перед подразделением задачи, предвидение и интуиция.
Большинство из этих качеств можно начинать формировать на ранних этапах, если в кадетских группах внедрять активно метод проектов на занятиях.
Проанализируем получившуюся схему.
1.Согласны ли Вы с тем, что интеграция музеев в учебно-воспитательный процесс будет способствовать формированию кадета как защитника, гражданина России?
Именно поэтому в нашей школе Музейный комплекс является неотъемлемой частью единого воспитательного пространства, а музейная педагогика как средство воспитания граждан в кадетских классах.
Представляем некоторые формы работы музея, в которых непосредственно участвовали кадеты.
Экскурсии - тематические и обзорные
Рефлексия.
Для оценки результативности ответьте на вопросы:
1. Данную форму передачи собственного опыта, считаю
А) эффективной и интересной.
Б) требующей большого напряжения внимания у слушателей.
В) нецелесообразной.
Г) свой вариант ответа_________________________________
2. Занятие прошло результативно т.к.
А) теперь могу применить предложенные методы в своей работе.
Б) могу сообщить о данном опыте своим коллегам.
В) для меня результата нет.
Г) свой вариант ответа_________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического музея «Русская горница». Муз...

Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...

Музейная педагогика как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари
В статье раскрыта актуальная тема по приобщению дошкольников к истории, культуре и быту марийского народа при использовании музейной педагогики....

Мастер класс для воспитателей «Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных ма...

Мастер-класс «Новогодние игры – один из методов приобщения детей к истокам русской культуры»
Мастер-класс«Новогодние игры – один из методов приобщения детей к истокам русской культуры»...

Районный семинар,, Музейная педагогика, как средство приобщения детей к истокам народной культуры "2024 г"
Семинар дал возможность показать коллегам воспитателям, как в нашем детском саду применяется музейная педагогика. ...

