Мастер класс «Использование игровых наборов «Дары Фребеля» в конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Мастер класс «Использование игровых наборов «Дары Фребеля» в конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_s_darami_frebelya.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Использование игровых наборов «Дары Фребеля» в конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Старший воспитатель: Дышлюк Е.П.

Цель: трансляция педагогического опыта работы по развитию конструктивных навыков у детей дошкольного возраста посредством  использования  игровых наборов «Дары Фрёбеля» № 2, 3,4, 5,6.

Задачи:

  • Представить педагогам основные понятия педагогики Фридриха Фрёбеля;
  • Познакомить педагогов с практическими методами организации образовательной деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».

Ход мастер – класса:

Уважаемые коллеги,  мы сегодня с вами познакомимся с игровыми наборами   «Дары Фребеля» № 2, 3,4, 5,6.

Второй дар: «Основные тела» - шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковые) – с помощью этого набора мы знакомим детей с геометрическими телами. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра. Цилиндр имеет свойства, как и шар (катится), так и куб(может быть неподвижен).

Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.

В младшей группе сравниваем куб и шар.

В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края, Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга. Знакомим с понятием «ребро».

В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты:

1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра.

2.В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Остальные четыре «Дара» - это куб, разделенный на мелкие части (кубики, 3 и 4-х-гранные призмы) - дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструктивных навыков. Эти фигуры использовались как конструктор для построек. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей

Третий дар: «Куб из кубиков» - кубик, который был разделен на восемь кубиков.

Это помогало понимать детям понятие «целое»,  «половина», «четверть».

Фридрих Фребель разработал так называемые «Формы жизни». Конструирование предметов из окружающей жизни. Это, по сути, был первый игровой конструктор, из которого дети строили здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.

А еще он предложил «Формы красоты». С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии (геометрические фигурки). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.

«Формы познания» - математические формы. Использование кубиков в качестве счетного материала. При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем перестроения предыдущей фигуры.

Например, предлагаю детям построить по образцу стол, а затем мы его превратим в стул, а также из большой кровати – маленькую.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого

Это мини - конструктор, который дарит новые возможности познания мира (предметного и абстрактного).

Заниматься с ним лучше с 4 лет, когда ребенок уже сформировал представление о привычных предметах.

Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушение ее. Таким образом, мы как педагоги с помощью конструктора воспитываем в ребенке созидателя и ответственного за свои действия человека.

Четвертый дар: «Куб из брусков»  кубик, разделенный на восемь пластин ( способствовало развитию у детей строительных способностей). Принцип работы с ними такой же, как и с предыдущим.

Таким образом, ребенок учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение- это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость,  понимание целого и частей; развитие творческих способностей; понимание симметрии, развитие пространственного мышления.

Пятый дар «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем 9 из них разделены на более мелкие части (всего 39 элементов). Целью игры с ними является изучение понятий «часть/целое», развитие конструктивных способностей, расширения восприятия мира. Предназначены для занятий с детьми от 5 лет.

Шестой дар «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27 деревянных плиток, часть которых поделена на составляющие (всего 33 элемента). Цель игры та же, что в предыдущем комплекте, поэтому их можно активно комбинировать.

Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами,  получают представления о целом и его частях.

Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.

Что развивает игровой набор «Дары Фребеля»:

Дети, играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательность.

При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно – исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, развивается пространственное мышление, сенсорное восприятие, творческие способности, развитие речи.

Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фребеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивают творческие способности.

                         Практическая часть мастер - класса:

- Уважаемые коллеги, давайте с вами представим, что мы отправились путешествовать, нас настиг шторм, наше судно разбито и мы   на незнакомом острове, где нет построек для жилья человека. Я вам предлагаю построить небольшой городок, используя игровые наборы. Проявляем свои творческие способности.

Город вы построили, в нем будут жить люди разного возраста, дома вы возвели, магазины не забыли, школы есть, больницы, а чего не хватает для  прогулок с детьми? (парка, кинотеатра…), я предлагаю вам построить детскую площадку.

- Скажите, коллеги, как вы считаете, что развивает у детей игровой набор «Дары Фребеля»?

- Развивает воображение, игровую деятельность, память, речь, мелкую моторику, творческую активность.

Подведем итог:

Дети, играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательность.

При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно – исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, развивается пространственное мышление, сенсорное восприятие, творческие способности, развивается  речь.

Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фребеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивают творческие способности. А так же в процессе

самостоятельной  конструктивно - модельной деятельности, у воспитанников формируются первичные представления об объектах окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Цель: .Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса. Задачи: 1Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творчески...

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, речевы...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.Задачи: ...