Доклад «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
учебно-методический материал

Овчинникова Юлия Александровна

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Государственное казенное учреждение здравоохранения

                    « Оренбургский  областной дом ребенка»

                                  Доклад на тему:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

                                       

                                                          Подготовила: воспитатель

   Овчинникова Ю. А.

     

                           D:\Documents\работа дом ребенка\САМООБРАЗОВАНИЕ 2023\капртинки\images (2).jfif

                                           Оренбург  2024

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.

 

  Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
       С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

В работе воспитателя  необходимо  ставить  и решать следующие задачи:

  • Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
  • Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Направления  работы:

  • Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
  • Обучение способам обследования предметов
  • Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)

         Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
     Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.

Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:

  • восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;
  • восприятие цвета,
  • восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
  • восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
  • восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
  • восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
  • восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
  • восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.

                       Принципы организации работы:

  1. Посильность требований
  2. Постепенность усложнений
  3. Последовательность

Методы и приемы:

-Наглядный   -сравнения  -практический   -сопоставления  -словесный  -приложения   -эмоциональная  установка взрослого   -наложения
- привлечение внимания    -наблюдение за действиями взрослого и сверстников  -показ и объяснение  -словесная инструкция.

             Работая в группах  раннего возраста, необходимо  уделять  большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом.

В работе с детьми необходимо   придерживаться следующих принципов:

Принцип дифференцированного подхода

       Помнить  о том, что ребенок – уникальная личность. Стараться ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. 
      После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбирать  задания в соответствии с его умениями и навыками.

Принцип сотрудничества

       Дать  понять ребенку, что вы всегда готовы  оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.  Если ребенок не справляется, с каким, либо заданием,  предлагать: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты конечно, же справишься». Если ребенок  сам по себе очень робкий и застенчивый  и неуверенно выполняет задания. Например, собрать пирамидку по принципу уменьшения колец, тогда  предложить : «Давай вместе со мной соберем пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену его на стержень, теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех  оставшихся  и ребенок с удовольствием  выполнит задание.

Принцип психологического комфорта каждого ребенка

      Проявлять   понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаться  его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.  В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное  чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с вашей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь 
тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!» .

Принцип вариативности

Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараться использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни  обращать  внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.

Мною подготовлены консультации для родителей «Как ребенок познает мир», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет», которые оформлены в виде папок и предоставлены для изучения родителям. Проведено родительское собрание на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста», организовала выставку дидактических игр и пособий по предметно - игровой деятельности, которые можно не только приобрести в магазине, но и сделать своими руками .Например: «Разложи по цвету», «Посади бабочку на цветок», «Подбери пару», «Собери бусы», «Большие и маленькие», «Прищепки» и др., также были продемонстрированы видеозаписи занятий «К нам приехал паровозик» (по предметно-игровой деятельности), «Степашка в гостях у детей» (игра-занятие с дид. материалом), «Играем с машиной и мишкой» (по развитию сенсорных способностей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

В данном материале говорится о самом главном для малышей восприятии в маленьком мире. Сенсорное развитие является очень восприимчивым периодом для малышей. В течении всег дошкольного периода является ...

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается позна...

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.Ведущим видом деяте...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, ч...