Консультация для воспитателей "Технология ТРИЗ"
консультация

Валиновская Екатерина Викторовна

Эффектная и звонкая аббревиатура - ТРИЗ - расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач". Ее создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом  Г. Альтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_triz.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Технология ТРИЗ

Эффектная и звонкая аббревиатура - ТРИЗ - расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач". Ее создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов.

Вообще, изначально ТРИЗ создавалась вовсе не для детей, а для серьезных инженеров-практиков, которым нужно было решать сложные технические задачи на производстве. Однако сейчас как в нашей стране, так и за рубежом эту теорию применяют и в других областях жизни. В том числе и в качестве методики раннего развития.

Как это ни странно, но большинство задач во всем мире по-прежнему решается "методом научного тыка", правда, по-серьезному его называют методом проб и ошибок. Это значит, что человек или некая группа людей рассматривают множество вариантов решения какой-то проблемы и анализируют их, чтобы в итоге выбрать правильный.

Генрих Альтшуллер в свое время поставил задачу несколько иначе: "Как без бессистемного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?" Так родилась ТРИЗ, один из инструментов которой - алгоритм решения задач с помощью универсальных инструментов.

Теория, о которой мы говорим, утверждает, что сильное решение практически любой задачи лежит в том, чтобы преодолеть выявленное в ней противоречие. Человек, владеющий ТРИЗ. умеет так делать без лишних затрат времени и сил. При этом, как полагает автор и как, собственно, получается на практике, тризовское решение должно быть элегантным и стремиться к простоте - к идеальному решению.

Вот пример. В биологической лаборатории возникла необходимость срочно определить среднюю температуру маленьких жучков-долгоносиков. Нужно заказывать специальный и очень дорогостоящий прибор. В идеале специального прибора вообще не должно быть, а его функция должна выполняться.

Какое же в итоге принимается решение? А такое: жучков-долгоносиков насыпают в стакан и измеряют среднюю температуру обычным градусником.

Разумеется, наибольший интерес и пользу данная система представляет для уже подросших ребят, которые хотя бы немного знакомы с основными законами физики и увлечены этим знанием. Например, книга Альтшуллера (написана она тоже под псевдонимом Г. Альтов) "И тут появился изобретатель" - это самый настоящий хит для детей, начиная с 5-го класса, а также их родителей любого возраста.

Однако по мере того, как этой интереснейшей и эффективной теорией начали увлекаться все больше людей, возникла идея применить данную теорию для раннего развития детей. Оказывается, научить даже маленьких ребятишек мыслить диалектически (то есть находить противоречие в любой задаче и разрешать его) можно на самом простом, доступном их возрасту и пониманию материале.

Теоретический минимум для воспитателя (понятия ТРИЗ в педагогике). ТРИЗ "по-детски"

А теперь давайте посмотрим, каким образом теория решения изобретательских задач работает в быту. Мальчик лет семи-восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую его сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Банально... Он немного подумал и сформулировал идеальное в данной ситуации решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: "Послушай, а ведь я тебя запер". Уже через пару секунд она распахнула дверь, освобождая себя из "плена". Мальчика можно назвать смекалистым от природы, но именно такой вот находчивости, умению сконцентрироваться и нестандартно выйти из ситуации легко, оказывается, научиться с помощью ТРИЗ.

Как вы уже знаете, ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра. Именно в игре и реализована технология ТРИЗ. Играя, ребёнок развивает творческое мышление, учится создавать что-то уникально новое, а не действовать по шаблону.

Технология ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, но и учит понимать происходящие процессы. Это достигается в ходе коллективных и индивидуальных игр, которые предполагают, что тему и вид деятельности ребёнок выбирает сам. В процессе малыш учится выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия. Ведь разрешение противоречий — это ключ к творческому мышлению.

Кому нужны детская неуемная фантазия, нетерпимость к стандарту, желание поспорить и не согласиться. Отсюда вопрос: хотим ли мы, чтобы у нас росли «неудобные» творческие дети? Налицо противоречие: обществу для продвижения вперед нужны творцы, а школа не формирует у учеников творческий тип деятельности.

«В возрасте от 3 до 7 лет ребенок должен спрашивать со скоростью 31 вопрос в час. А к такому общению привыкли наши дети? Вопрос – и сразу готовый ответ, совершенно не заставляющий думать! И вырастает потребитель, умеющий переработать полученную информацию, а вот добыть, узнать, сотворить новое – он не привык, не может, не научили» (А.М. страунинг)

РТВ – развитие творческого воображения, курс РТВ – составная часть ТРИЗ.

Мы живем в интересное время, когда стремительно совершенствуются технологии практически во всех отраслях науки и техники, в том числе и в педагогике. Количество информации удваивается каждые 15 лет, 50% знаний в биологии, медицине устаревает в течение 3 лет, в географии – за 16 лет, за неполные 40 лет сменилось 5 поколений ЭВМ. Такой темп научно-технического прогресса предъявляет жесткие требования к квалификации педагогических кадров, их профессиональной компетентности.

Современный педагог должен быть способен:

  • Выявить проблемы своих воспитанников, их родителей;
  • Видеть проблему в комплексе, в соотношении с другими проблемами, имеющимися ресурсами;
  • Быстро и эффективно решать возникающие проблемы;
  • Оперативно решать педагогическую ситуацию и прогнозировать ее развитие;
  • Согласовывать противоречивые интересы всех субъектов образовательного процесса;
  • Предвидеть себя в педагогической ситуации и обосновывать решения с учетом этого.
  1. Некоторые системы, методы и приемы ТРИЗ.
  1. Метод мозгового штурма .

Впервые коллективное обсуждение проблемной ситуации, названное впоследствии мозговым штурмом или мозговой атакой было предложено А. Осборном. Это не столько метод активации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. На первый взгляд у этого метода много общего с беседой. Но есть и существенные отличия:

«Мозговой штурм» необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода;

Каждый участник обсуждения не только имеет право на высказывание, но и должен предложить свой вариант решения проблемы;

Принимая абсолютно новые идеи, даже если они кажутся абсурдными. Критика и оценки правильно, неправильно исключаются;

Из множества идей выбирается одна и обсуждается более детально;

Результаты обсуждения обязательно рефлексируются в продуктивной деятельности:

С детьми дошкольного возраста обсуждаются те вопросы, которые имели место в их опыте. Поэтому большое значение имеет место расширения их кругозора.

Мозговой штурм может быть использован как основной метод при организации занятия. В этом случае детям представляют проблемную ситуацию, заслушивают детские ответы. Самые оригинальные и неожиданные решения поощряю. Результат выражается в продуктивной деятельности: рисунках, схемах или в творческом сочинительстве.

Возможно использование мозгового штурма как элемент занятия. В этом случае дети предлагают ряд решений заданной ситуации без детальной их проработки. Это может понадобиться при сочинении сказок. Но в таком случае полезно вернуться к задаче в свободное время и проработать ее основательно с подгруппами детей или индивидуально.

Темы для мозгового штурма зависят от возраста детей. Малышам предлагаются хорошо знакомые бытовые или сказочные ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности.

Примерные темы для проведения мозгового штурма.

  1. Спасение сказочных героев: Колобка от Лисы (младший дошкольный возраст), Красной Шапочки от Волка (средний и старший возраст), Василисы Прекрасной от Кащея Бессмертного (старший возраст).
  2. Решение бытовых проблем: а) как выбраться из закрытой комнаты, если испортился замок или нет ключа? (любая возрастная группа); б) у нас закончилась бумага. Чем и на чем рисовать? (средняя группа); в) в городе отключилось электричество. Не работают электроприборы: холодильники, электроплиты, телевизоры и пр. Нет освещения. Как решать возникшие проблемы? (старший возраст).
  3. Фантастические ситуации: а) при помощи машины времени мы попали в первобытный век. Как выжить в этих условиях современному человеку? (старший возраст); б) земляне построили для своих детей космический (подводный, небесный и пр.) детский сад. Как он выглядит? Какие проблемы могут возникнуть при этом у детей и взрослых? (старший возраст).

Темы для учебного мозгового штурма можно найти в сюжетах сказок.

Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы. Важно научить детей анализировать свои и чужие идеи. Цель – получить максимально выгодное решение при минимальных затратах. Иными словами формируются основы рационального мышления.

  1. Поиск противоречий – Формирование основ диалектического мышления начинается с работы с противоречиями. Противоречие – это предъявление к одному объекту противоположных, несовместимых требований.

Научить решать противоречия – это значит научить детей думать и придумывать, т.е. опять оригинально творить (в младшем дошкольном возрасте дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они так считают; в старшем дошкольном возрасте решают противоречия).

Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т.п.( в погоде - дождь, солнце что хорошего, а что плохого , в предметах - мячик, свисток, краски; в ситуациях: больной-здоровый человек; противоречие в размерах, в количестве)

  1. Противоположные признаки

Игра «Да – нетка» - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «да-нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные – «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло) стр.77 Автор этой игры Лучо Ломбардо Родиче называл ее «Отгадайкой». Он писал о ней так: «Это одна из самых плодотворных и полезных игр с точки зрения интеллекта и накопления культурного багажа». Действительно, эта игра являет собой нечто большее, чем просто способ отгадывания. Это – основной метод интеллектуальной деятельности человека, способность к классификации и объединению данных опыта в понятие. В процессе игры дети овладевают умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащают речевую практику. Атмосфера игры всегда наполнена таинственностью и юмором.

  1. Прием фантазирования «Увеличение-уменьшение»

Надо заметить, что любой объект, выбранный произвольно или по желанию детей, можно «протащить» через все типовые приемы фантазирования. Получится масса новых образов. А некоторые находки подтолкнут к «мини-изобретению».

Использование типовых приемов фантазирования в работе с дошкольниками.

Типовые приемы фантазирования

Примеры из литературных произведений

Рекомендации по организации работы с детьми.

Изменение размера (уменьшение, увеличение)

Репка, Дюймовочка, Карлик Нос, Маленький Мук, Страна Лилипутов.

При преобразовании объекта задавать критерии размера (большой, как…) Обсуждать, какие проблемы и выгоды приносит это изменение.

Изменение настроения (дробление, объединение)

Лошарик, Крококот, Тяни-Толкай, скатерть-самобранка.

Обсуждать, какие объекты изначально заданы, их части. Возможные комбинации. Для этого образа продумать образ жизни или сферу применения.

Изменение подвижности (оживление, окаменение)

Печка и ведра у Емели, каменный цветок, Колобок, Буратино…

Решение проблемных ситуаций, с которыми столкнулись герои в связи с изменениями.

Специальное (С) и универсальное (У) волшебство

С – сапоги-скороходы, ковер-самолет,

У – волшебная палочка, золотая рыбка

Универсальное волшебство объяснять: не просто «исполнять желания». А с примерами. Волшебство всегда должно иметь ограниченное количество: три желания и т.д.

Преобразование свойств времени

Сказка о потерянном времени.

Маленький Принц, Карлсон (возраст не меняется)

Обсуждать возможные операции преобразования объекта во времени.

Прием «Наоборот».

К.И. Чуковский «Путаница» - все происходит наоборот.

У объекта рассматриваются противоположные функции и признаки.

  1. Метод фокальных объектов – прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов с МФО является альтернативой метода каталога, предложенный американским психологом Ч. Вайтингом. Метод МФО заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в фокусе фотообъектива, а к нему «примеряются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметов. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Цель метода

  • Научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками.
  • Предоставлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками.

Технология построения тренинга

  1. Предложить детям наугад выбрать 2-3 объекта.
  2. Попросить назвать признаки или значения признаков (не менее 4-х) для каждого объекта.
  3. Предложить перенести названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект.
  4. Поочередно обсудить каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов.
  5. Организуется продуктивная деятельность детей.

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

  • При работе по данному методу рекомендуется фиксировать признаки, свойства предметов, называемые детьми. Эта часть работы требует динамики.
  • Наглядность (изображения объектов, находящихся в "фокусе") не используется.
  • Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может быть в реальной жизни. Эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (удивление, восторг, радость, грусть).
  • При выборе признаков объектов педагог исключает типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях "большой - маленький"; признака формы в значениях "круглый - квадратный"; признака цвета в значении "белый - черный". Не употребляются такие определения, как "красивый - некрасивый".
  • Работа с детьми начинается с 3,5 лет. Педагог делает подборку словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.
  • ПР: когда бывает "мыльное дерево" или "клетчатый дом".
  • С 4-4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.
  • Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.
  • По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность.

Предложите детям назвать три любых объекта. Неплохо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это необязательное условие. Затем ребята называют как можно больше свойств выбранных предметов. \наиболее удачны качественные характеристики. Далее педагог выбирает объект, который будет модифицироваться и поочередно приписывает ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит, и когда такое бывает.

Например, исходным объектом возьмем колыбель для малыша. Качества для нее нам «подарят»:

  • Человек (толстый, кучерявый, ленивый, дружелюбный),
  • Белка (пушистая, хвостатая, прыгучая),
  • Дом (кирпичный, разрушенный, красивый).

Новый образ может получиться таким: толстая колыбель – значит глубокая и широкая, в ней много места, малышу просторно. Кучерявая она от большого количества подвешенных игрушек и погремушек. У колыбели нет ни гнутых полозьев, ни колесиков, она просто стоит на полу неподвижно, в ней нельзя укачать ребенка, поэтому ее называют ленивой. А дружелюбная она потому, что в ней так много места. Что малыш может пригласить к себе в гости другого малыша, и они там прекрасно разместятся и поиграют вместе. Чтобы малыш не ушибся. Стенки колыбели изнутри обиты пушистым мехом, а лоскутки меха, которые свешиваются по краям, напоминают хвостики. Матрац имеет внутри пружины, поэтому колыбелька прыгающая. Кирпичный оттенок делает ее очень красивой, а разрушенный вид она имеет только тогда, когда ребенок так распрыгается на пружинном матраце. Что все содержимое колыбельки полетит во все стороны.

Работая с дошкольниками по МФО, не следует стремиться к тому, чтобы дети сразу составляли вам связный рассказ-описание по всем признакам. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения предложите детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.

МФО как метод развития ассоциативного и логического мышления.

Особенности использования в разных возрастных группах:

  • Младшая - педагог сам задаёт нетипичные значения признаков объекту, а дети ищут оправдание ситуации (когда бывает лохматое дерево или усатый телевизор).
  • Средняя - применение значений признаков одного объекта к другому. Например: кукла бывает какая? Когда таким бывает апельсин, другие объекты?
  • Старшая - классический вариант МФО.

МФО удобен в работе с подгруппами детей или в индивидуальной работе. Но вместе с тем может быть использован и как отдельный прием на коллективном занятии. Например, при сочинении сказок можно «построить» образ главного героя, в занятиях по рисованию придумать необычный вид знакомого объекта. При этом рисунки детей будут отличаться индивидуальностью, так как каждый будет изображать объект с одной или несколькими характеристиками.

Ожидаемые результаты

  1. Рассказывание (фантазирование) на основе необычного признака выбранного объекта. Объяснение возможных вариантов.

2. Придумывание истории (сказки) с объяснением нетипичного свойства и практической значимости данного свойства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома»

Консультация для родителей с использованием игр по технологии ТРИЗ...

Консультация "Общее понятие ТРИЗ"

Консультация знакомит педагогов с общим понятием технологии теории решения изобретательских задач, ее автором Генрихом Сауловичем Альтшуллер (1926-1998). ...

Консультация для родителей "Триз в детском саду и дома"

·        познакомить родителей с технологией ТРИЗ. повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий...

Консультация для родителей "ТРИЗ - в повседневной жизни"

             ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.   С чего начать, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории ...

Консультация для родителей ТРИЗ в детском саду и дома

В консультации представлена информация о технологии ТРИЗ и играх, используемых для совместной деятельности с детьми....

Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Консультация для педагогов ТРИЗ технологии "Мозговой штурм".

оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе ...