Паспорт проекта "Звуки-буквы это здорово"
проект (подготовительная группа)

Никитина Людмила Васильевна

Паспорт проекта "Звуки-буквы это здорово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proektazvuki_bukvy-eto_zdorovo.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 436»

Проект по подготовке к обучению грамоте

«Звуки-буквы, это здорово!» для детей подготовительной к школе группе

Разработали: воспитатель

 МБДОУ «Детский сад № 436»

 Никитина Людмила Васильевна

г. Нижний Новгород

2024

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей-сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. С русским языком можно творить чудеса!»

Константин Георгиевич Паустовский

Актуальность

Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это умение ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка, а так же развитие интереса и способностей к чтению. Усвоение таких понятий как: «слово», «слог», «звук», «буква», «предложение», «речь» в разных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность.

Подготовка к обучению грамоте является одним из самых основных направлений в процессе подготовки к школе. Это необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов Дети дошкольного возраста способны овладеть более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они испытывают повышенный интерес к звукам-буквам, к чтению, так же дети могут проявлять интерес к написанию печатных букв и основных элементов письменных  букв.

В процессе реализации программных задач педагог знакомит детей со звуками-буквами. За частую детям очень сложно понять, что такое звук-буква, в чём схожесть и различие звуков-букв.

На начало учебного процесса в ходе проводимых занятий, бесед, наблюдений, игр, дети часто путали эти понятия, с трудом запоминали графические образы букв, затруднялись давать ответы на такие вопросы как: «Что такое речь?», «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Из чего состоит слог?», «Какие звуки называют поющими?» и.т.д.

В требованиях ФГОС ДО по направлению «Речевое развитие» стоит одна из задач – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического восприятия и слуха. Всё это является, как предпосылки к подготовке обучения грамоте.

Естественно дети испытывали большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминали звуки – буквы, искажали слоговую структуру слова.

Из всего выше сказанного, у меня возникла идея разработать проект по теме «Звуки-буквы, это здорово!». Я считаю, что использование различных видов детской деятельности, поможет снизить трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохого запоминания, искажения слоговой структуры слова.

Проект является учебно – игровым, так, как в дошкольном возрасте всё строится и познаётся через игру.

Цель проекта:

Сформировать умение проводить звука-буквенный анализ посредством использования различных видов детской деятельности.

Задачи:

  1. Расширять знания о звуках, формировать понятия «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить.
  2. Развивать умение называть слова с определённым звуком (в начале, середине, в конце слова).
  3. Формировать умение проводить звуковой анализ слов с помощью фишек (синие, красные).
  4. Способствовать вовлечению родителей к созданию совместных выставок, альбомов.

Тип проекта: учебно-игровой

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: октябрь 2024 г. – декабрь 2024 г.

Участники проекта: воспитатель, старший воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты проекта:

- дети умеют проводить звуковой анализ слова устно, используя фишки;

- у детей сформированы  умения подбирать слова с определённым звуком-буквой;

- дети проявляют себя творчески в процессе выполнения продуктивной деятельности;

Создание предметно-развивающая среды:

- Подобраны игры «Угадай предмет по звуку», «Подскажи Петрушке звук», «Какой звук потерялся», «Лото» (на закрепление звуков) и др.

- Подобраны схемы гласных звуков-букв, иллюстрации к стихотворениям с пропущенным звуком А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок качается».

- Подобрана картотека физкультминуток.

- Изготовлены дидактические игры: «Соединяем буквы», «Помоги мышатам прочитать слоги», «Алфавит», «Раскрась часть рисунка со слогом, «Помоги еноту наловить рыбу» и др.

- Подобраны тематические сказки на определённый звук-букву: «Почему А первая», «Верблюжонок Бюль-Бюль», «Ослиный огород» и др.

- Изготовлены кроссворды: «Какие ягоды собрал Медвежонок», «Какие грибы собрал ежонок», «Какие цветы увидела на лугу лисичка».

Дети: дети имеют представление  с такими понятиями как: «звук», «слог», «буква», «речь», «предложение». У детей сформирован интерес к написанию печатных букв, основных элементов письменных букв, самостоятельному чтению.

Знания, полученные во время проекта, помогут детям освоить грамматику.

Родители: участие семей воспитанников в воспитательно-образовательном  процессе. Повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Педагог: разработал методические и дидактические материалы по данному проекту, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

- выявление проблемы, формирование цели и задач;

- анализ научно-методической литературы, подбор технологий;

-перспективное планирование по подготовке к обучению грамоте посредством проектной деятельности;

-пополнение дидактического материала;

-проведение педагогической диагностики;

-анкетирование родителей, направленное на выявление их знаний и представлений о подготовки обучению грамоте;

-разработка памяток, консультаций для родителей.

-подбор художественных произведений, скороговорок, чистоговорок, физкультминуток, иллюстраций к сказкам на заданный звук.

                                            2. Основной этап:

Совместная деятельность с детьми, сотрудничество с родителями;

-беседы с детьми;

-разучивание чистоговорок, скороговорок, физкультминуток;

-чтение художественной литературы;

-проведение тематических игр;

-сотрудничество с семьей: консультации, памятки, и др.

3. Итоговый этап:

- проведение итоговой  педагогической диагностики;

- выставка совместного творчества;

-подготовка фотоотчёта о проделанной работе;

- анкетирование родителей по итогам реализации проекта с целью выявления удовлетворенности проделанной работы.

Перспективный план работы

 по реализации проекта «Звуки-буквы, это здорово!»

Месяц

Организационная работа с детьми

Организационная работа с родителями

Октябрь

Формирование цели и задач реализуемых в проекте; подбор методической литературы по данной теме; разработка проекта; создание в группе предметно-развивающей среды

Опрос родителей по теме: «Готовность детей к обучению грамоте»

Тематические беседы:

 - «Что такое звук?»

- «Чем мы определяем, различаем, чувствуем звуки?»

- «Какие бывают звуки?»

- «Что такое речь?»

- «Из чего состоит речь?»

Консультация на тему:

«Звук и буква»

Просмотр тематических презентаций, мультфильмов:

- «Звук и буква»

- «Фиксики-изучение алфавита»

-«Весёлая азбука»

-«Наш друг Пишичитай»

-«Мультазбука»

Анкетирование по теме: «Зачем готовить ребёнка к школе»

Конструирование из строительного материала

 «Звук-буква А», «Звук-буква Я»

Памятка

 «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Дидактические игры:

«Соединяем буквы», «Угадай предмет по звуку», «Подскажи Петрушке звук» и др.

Разучивание  скороговорок, чистоговорок, физкультминуток  

Рисование и штриховка

 звуков-букв

Загадывание загадок на заданный звук

Составление схем слов: «Ау», «Уа»

Ноябрь

Тематические беседы-вопросы:

- «Где живут звуки-буквы?»

- «Что такое алфавит?»

-«Чем схожи звуки-буквы А-Я?»

- «В чём различия звуков-букв А-Я?»

Выставка совместного творчества по теме:

«Оформление азбуки»

Чтение русских народных сказок «Снегурушка и лиса», «Колобок»

Памятка по теме:

«Игра-важная составляющая, по подготовке детей к школе»

Рисование отгадок с заданным звуком

Разучивание скороговорок с заданными звуками (А, О, Я)

Выкладывание из палочек гласных звуков-букв А-Я, О-Ё, Ы-И

Дидактические игры: 

«Доскажи словечко», «Догадайся на какую звук-букву эти стихи», «Найди в слове заданный звук» и др.

Разгадывание кроссвордов: «Какие ягоды собрал в корзинку медвежонок?», «Какие грибы собрал ежонок?», «Какие цветы нашла на поляне лисичка?»

Декабрь

Просмотр презентации:

«Изучаем алфавит»

Просмотр познавательных мультфильмов: «Алфавит от А до Я», «Уроки тётушки Совы»

Совместное изготовление детьми с родителями плаката «Алфавит от А до Я»»

Дидактические игры:

«Соединяем буквы»,

«Помоги мышатам прочитать слоги», «Алфавит»,

«Раскрась части рисунка по слогам».

Памятка по теме:

«Хорошо уметь читать»

Прослушивание песен:

«Поём алфавит», «Русский алфавит», «Алфавит»

Мастер – класс по теме: «Изготовление из солёного теста букв алфавита»

Викторина «Звуки-буквы»

Памятка «Что нужно родителям знать о подготовке детей к школе»

3этап проекта – итоговый:

  • Викторина «Звуки-буквы»
  • Проведение фотоотчёта о проделанной работе
  • Анкетирование родителей по итогам реализации  проекта с целью выявления удовлетворительности проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Спорт и здоровье - выбор нового поколения.

Данный проект показал заинтересованность родителей в вопросах оздоровления своих детей, а совместные спортивные мероприятия детского сада и города, сблизили семьи воспитанников....

паспорт проекта "Как расти здоровыми"

материалы проекта включают в себя работу по формированию у детей убеждений и привычек к здоровому образу жизни, по воспитанию активного отношения к собственному здоровью...

паспорт проекта "Зеленый лук - здоровью друг"

Цель проекта: формировать исследовательские  навыки  у ребенка дошкольного возраста средней группы....

Паспорт педагогического проекта Моя здоровая семья

Паспорт педагогического проекта Моя здоровая семья...

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ Я ХОЧУ» старшая группа

Проект физкультурно-оздоровительной направленности. Работа по реализации проекта направлена на становление ценностного отношения к здоровью, способствует физическому развитию детей, раскрывает эффекти...

Паспорт к альбому "Наше здоровье в наших руках"

Альбом «Наше здоровье в наших руках» решает задачи здоровьесбережения, предназначен для старшего дошкольного возраста.Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизниВ альб...

Паспорт проекта " Прогулка - залог здоровья"

Формировать у детей понимание заботиться о своем здоровье, беречь его, заботиться о своем здоровье...