Паспорт проекта "Звуки-буквы это здорово"
проект (подготовительная группа)
Паспорт проекта "Звуки-буквы это здорово"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 436»
Проект по подготовке к обучению грамоте
«Звуки-буквы, это здорово!» для детей подготовительной к школе группе
Разработали: воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 436»
Никитина Людмила Васильевна
г. Нижний Новгород
2024
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей-сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. С русским языком можно творить чудеса!»
Константин Георгиевич Паустовский
Актуальность
Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это умение ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка, а так же развитие интереса и способностей к чтению. Усвоение таких понятий как: «слово», «слог», «звук», «буква», «предложение», «речь» в разных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность.
Подготовка к обучению грамоте является одним из самых основных направлений в процессе подготовки к школе. Это необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов Дети дошкольного возраста способны овладеть более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они испытывают повышенный интерес к звукам-буквам, к чтению, так же дети могут проявлять интерес к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.
В процессе реализации программных задач педагог знакомит детей со звуками-буквами. За частую детям очень сложно понять, что такое звук-буква, в чём схожесть и различие звуков-букв.
На начало учебного процесса в ходе проводимых занятий, бесед, наблюдений, игр, дети часто путали эти понятия, с трудом запоминали графические образы букв, затруднялись давать ответы на такие вопросы как: «Что такое речь?», «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Из чего состоит слог?», «Какие звуки называют поющими?» и.т.д.
В требованиях ФГОС ДО по направлению «Речевое развитие» стоит одна из задач – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического восприятия и слуха. Всё это является, как предпосылки к подготовке обучения грамоте.
Естественно дети испытывали большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминали звуки – буквы, искажали слоговую структуру слова.
Из всего выше сказанного, у меня возникла идея разработать проект по теме «Звуки-буквы, это здорово!». Я считаю, что использование различных видов детской деятельности, поможет снизить трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохого запоминания, искажения слоговой структуры слова.
Проект является учебно – игровым, так, как в дошкольном возрасте всё строится и познаётся через игру.
Цель проекта:
Сформировать умение проводить звука-буквенный анализ посредством использования различных видов детской деятельности.
Задачи:
- Расширять знания о звуках, формировать понятия «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить.
- Развивать умение называть слова с определённым звуком (в начале, середине, в конце слова).
- Формировать умение проводить звуковой анализ слов с помощью фишек (синие, красные).
- Способствовать вовлечению родителей к созданию совместных выставок, альбомов.
Тип проекта: учебно-игровой
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: октябрь 2024 г. – декабрь 2024 г.
Участники проекта: воспитатель, старший воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети умеют проводить звуковой анализ слова устно, используя фишки;
- у детей сформированы умения подбирать слова с определённым звуком-буквой;
- дети проявляют себя творчески в процессе выполнения продуктивной деятельности;
Создание предметно-развивающая среды:
- Подобраны игры «Угадай предмет по звуку», «Подскажи Петрушке звук», «Какой звук потерялся», «Лото» (на закрепление звуков) и др.
- Подобраны схемы гласных звуков-букв, иллюстрации к стихотворениям с пропущенным звуком А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок качается».
- Подобрана картотека физкультминуток.
- Изготовлены дидактические игры: «Соединяем буквы», «Помоги мышатам прочитать слоги», «Алфавит», «Раскрась часть рисунка со слогом, «Помоги еноту наловить рыбу» и др.
- Подобраны тематические сказки на определённый звук-букву: «Почему А первая», «Верблюжонок Бюль-Бюль», «Ослиный огород» и др.
- Изготовлены кроссворды: «Какие ягоды собрал Медвежонок», «Какие грибы собрал ежонок», «Какие цветы увидела на лугу лисичка».
Дети: дети имеют представление с такими понятиями как: «звук», «слог», «буква», «речь», «предложение». У детей сформирован интерес к написанию печатных букв, основных элементов письменных букв, самостоятельному чтению.
Знания, полученные во время проекта, помогут детям освоить грамматику.
Родители: участие семей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе. Повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Педагог: разработал методические и дидактические материалы по данному проекту, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- выявление проблемы, формирование цели и задач;
- анализ научно-методической литературы, подбор технологий;
-перспективное планирование по подготовке к обучению грамоте посредством проектной деятельности;
-пополнение дидактического материала;
-проведение педагогической диагностики;
-анкетирование родителей, направленное на выявление их знаний и представлений о подготовки обучению грамоте;
-разработка памяток, консультаций для родителей.
-подбор художественных произведений, скороговорок, чистоговорок, физкультминуток, иллюстраций к сказкам на заданный звук.
2. Основной этап:
Совместная деятельность с детьми, сотрудничество с родителями;
-беседы с детьми;
-разучивание чистоговорок, скороговорок, физкультминуток;
-чтение художественной литературы;
-проведение тематических игр;
-сотрудничество с семьей: консультации, памятки, и др.
3. Итоговый этап:
- проведение итоговой педагогической диагностики;
- выставка совместного творчества;
-подготовка фотоотчёта о проделанной работе;
- анкетирование родителей по итогам реализации проекта с целью выявления удовлетворенности проделанной работы.
Перспективный план работы
по реализации проекта «Звуки-буквы, это здорово!»
Месяц | Организационная работа с детьми | Организационная работа с родителями |
Октябрь | Формирование цели и задач реализуемых в проекте; подбор методической литературы по данной теме; разработка проекта; создание в группе предметно-развивающей среды | Опрос родителей по теме: «Готовность детей к обучению грамоте» |
Тематические беседы: - «Что такое звук?» - «Чем мы определяем, различаем, чувствуем звуки?» - «Какие бывают звуки?» - «Что такое речь?» - «Из чего состоит речь?» | Консультация на тему: «Звук и буква» | |
Просмотр тематических презентаций, мультфильмов: - «Звук и буква» - «Фиксики-изучение алфавита» -«Весёлая азбука» -«Наш друг Пишичитай» -«Мультазбука» | Анкетирование по теме: «Зачем готовить ребёнка к школе» | |
Конструирование из строительного материала «Звук-буква А», «Звук-буква Я» | Памятка «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» | |
Дидактические игры: «Соединяем буквы», «Угадай предмет по звуку», «Подскажи Петрушке звук» и др. | ||
Разучивание скороговорок, чистоговорок, физкультминуток | ||
Рисование и штриховка звуков-букв | ||
Загадывание загадок на заданный звук | ||
Составление схем слов: «Ау», «Уа» | ||
Ноябрь | Тематические беседы-вопросы: - «Где живут звуки-буквы?» - «Что такое алфавит?» -«Чем схожи звуки-буквы А-Я?» - «В чём различия звуков-букв А-Я?» | Выставка совместного творчества по теме: «Оформление азбуки» |
Чтение русских народных сказок «Снегурушка и лиса», «Колобок» | Памятка по теме: «Игра-важная составляющая, по подготовке детей к школе» | |
Рисование отгадок с заданным звуком | ||
Разучивание скороговорок с заданными звуками (А, О, Я) | ||
Выкладывание из палочек гласных звуков-букв А-Я, О-Ё, Ы-И | ||
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Догадайся на какую звук-букву эти стихи», «Найди в слове заданный звук» и др. | ||
Разгадывание кроссвордов: «Какие ягоды собрал в корзинку медвежонок?», «Какие грибы собрал ежонок?», «Какие цветы нашла на поляне лисичка?» | ||
Декабрь | Просмотр презентации: «Изучаем алфавит» Просмотр познавательных мультфильмов: «Алфавит от А до Я», «Уроки тётушки Совы» | Совместное изготовление детьми с родителями плаката «Алфавит от А до Я»» |
Дидактические игры: «Соединяем буквы», «Помоги мышатам прочитать слоги», «Алфавит», «Раскрась части рисунка по слогам». | Памятка по теме: «Хорошо уметь читать» | |
Прослушивание песен: «Поём алфавит», «Русский алфавит», «Алфавит» | Мастер – класс по теме: «Изготовление из солёного теста букв алфавита» | |
Викторина «Звуки-буквы» | Памятка «Что нужно родителям знать о подготовке детей к школе» |
3этап проекта – итоговый:
- Викторина «Звуки-буквы»
- Проведение фотоотчёта о проделанной работе
- Анкетирование родителей по итогам реализации проекта с целью выявления удовлетворительности проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Спорт и здоровье - выбор нового поколения.
Данный проект показал заинтересованность родителей в вопросах оздоровления своих детей, а совместные спортивные мероприятия детского сада и города, сблизили семьи воспитанников....

паспорт проекта "Как расти здоровыми"
материалы проекта включают в себя работу по формированию у детей убеждений и привычек к здоровому образу жизни, по воспитанию активного отношения к собственному здоровью...

паспорт проекта "Зеленый лук - здоровью друг"
Цель проекта: формировать исследовательские навыки у ребенка дошкольного возраста средней группы....

Паспорт педагогического проекта Моя здоровая семья
Паспорт педагогического проекта Моя здоровая семья...

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ Я ХОЧУ» старшая группа
Проект физкультурно-оздоровительной направленности. Работа по реализации проекта направлена на становление ценностного отношения к здоровью, способствует физическому развитию детей, раскрывает эффекти...

Паспорт к альбому "Наше здоровье в наших руках"
Альбом «Наше здоровье в наших руках» решает задачи здоровьесбережения, предназначен для старшего дошкольного возраста.Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизниВ альб...

Паспорт проекта " Прогулка - залог здоровья"
Формировать у детей понимание заботиться о своем здоровье, беречь его, заботиться о своем здоровье...
