Мастер класс как эффективный опыт работы с родителями ДОУ
материал (старшая группа)

Мастер-класс как эффективная форма работы

с родителями в условиях ДОУ

из опыта работы

 

                                                                

                                                                 «Современный родитель – в чем его укорить?

Есть родитель – «заказчик» – любит он говорить.

Наблюдатель – родитель будет только лишь зрить.

Активист и помощник – детям радость дарить».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_iz_opyta_raboty.docx712.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс как эффективная форма работы

с родителями в условиях ДОУ

из опыта работы

«Современный родитель – в чем его укорить?

Есть родитель – «заказчик» – любит он говорить.

Наблюдатель – родитель будет только лишь зрить.

Активист и помощник – детям радость дарить».

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной организацией является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

В связи с этим меняется позиция детского сада в работе с семьей, возникает необходимость активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Одним из путей решения данного вопроса является: поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.

В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу.

Полноценное воспитание и развитие дошкольников происходит только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольной организации.

Поэтому педагоги все чаще используют новые формы в работе с семьями воспитанников.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Проблематика:

• Как показывает практика, далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Именно поэтому родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия.

• Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть «успешный» родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Задача детского сада на данном этапе - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является проведение мастер – классов. Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, позволяет обмениваться эмоциями, знаниями, опытом. Считаем, что проведение мастер-классов является одной из активных форм взаимодействия с родителями в вопросах здоровья сбережения детей.

Что же такое мастер- класс?

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения.

Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний родителями происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются педагогом, причём такими характерными приёмами, какие присуще только ему (так называемыми «изюминками»). При организации мастер-класса в ДОУ нужно руководствоваться формулой: «Как? Для чего? Чему научат?».

Мастер-класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом (воспитателем) с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений родителей.

Форма проведения мастер-класса зависит от целевой аудитории и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам).

Мастер-класс близок к открытому уроку, он подразумевает активное участие в той или иной форме присутствующей на нём взрослой аудитории.

Выделяется три основные типа педагогических мастер-классов:

1. Презентация педагогического опыта: кратко характеризуется основные идеи презентуемой воспитательной или образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы с детьми; обсуждаются с родительской аудиторией проблемы в воспитании детей.

2. Имитационная игра: педагог проводит занятие с родителями, которые изображают детей; в этом случае они одновременно играют две роли: дошкольников и взрослых, присутствующих на мероприятии.

3. Моделирование: участники-родители выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели взаимодействия с детьми, по предложенной воспитателем схеме; педагог, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность родительской аудитории, а затем участвует в обсуждении предложенных родителями моделей, созданных в ходе встречи (этот вариант наиболее близок к классическому мастер-классу).

К достоинствам мастер-класса относят:

• высокую мотивацию участников, находящихся под обаянием личности специалиста;

• практическую отработку умений по организации взаимодействия с детьми в домашних условиях;

• возможность индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса

Основные цели мастер-классов для родителей:

• повышение уровня педагогической культуры родителей;

• достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства;

• изучить положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка;

• довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви;

• расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;

• пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний;

• совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.

Ожидаемые результаты от проведения мастер-классов:

• включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада;

• повышение уровня педагогической культуры родителей;

• объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада;

«Мастер-классы для родителей» – одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.

Использование педагогами в своей работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Таким образом, нетрадиционные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «Семья – ребенок – детский сад».

Мы, хотим остановимся более подробно на использовании мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников

Любой ребенок может стать творческой личностью. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать у детей в дошкольном детстве творческое мышление, умение способность нестандартно мыслить.

Эффективным методом развития творческих способностей детей является знакомство не только их, но и родителей с нетрадиционными техниками рисования, различными материалами, интересными приёмами, используемыми в художественном творчестве. Мы активно организуем и проводим для родителей мастер-классы. На мастер-классах помимо родителей, присутствуют и дети.

Цель: повышение качества образовательного процесса посредством организации совместной творческой деятельности родителей, детей, воспитателей.

Задачи:

-развивать творческий потенциал детей в совместном созидательном взаимодействии взрослых и детей;

-знакомить родителей с приёмами и способами изображения с помощью различных техник и материалов;

-способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком.

Мастер-класс имеет определённую структуру:

1 этап подготовительно-организационный

где в самом начале воспитатель говорит об актуальности проблемы

2 этап – основной

где обязательно должна быть освещена теоретическая часть (презентация

системы работы, актуализация знаний участников по данной проблеме,

объединение в группы)

и проведена практическая часть (непосредственно-работа с материалом)

3 этап – заключительный

где происходит представление выполненных работ

и подведение итогов (обсуждение мастер – класса)

Так, организовали и провели мастер-класс по изготовлению Матрешки в технике изонить (спирелли). Мастер-класс использовали как итоговый совместный досуг «Матрешка-русская игрушка», Результатом мастер-класса были изготовленные куклы Матрешки. Родители познакомились с техникой «спирелли»; алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками; оформить сарафан Матрешки. Дети принимали активное участие- помогали родителям, украшали сарафан Матрешки.

В канун Нового года организовали и провели мастер-класс «Изготовление ёлочных игрушек из бросового материала». Продемонстрировали родителям, как легко и доступно можно смастерить с ребёнком ёлочную игрушку, используя картонную втулку и креповую бумагу. Итог встречи – оформление ёлочки самодельными ёлочными украшениями. Результат не оставил равнодушными участников творческого процесса. Все были рады. Каждый из детей гордился, что внёс свой вклад в оформление ёлочки.

Также, в преддверии праздника Новый год мы организовали для родителей мастер-класс по изготовлению снежинок для украшения ёлочки. Использовали технику насыпания на узор различных материалов. Узор был выполнен родителями с помощью клея ПВА. Использовали манную крупу, соль Экстра, мелко измельчённую фольгу. Дети выбрали самостоятельно материал для творчества. Процесс увлёк детей. Словно по волшебству на картонной основе проявился узор, и каждый ребёнок получил красивую снежинку. Рассмотрели снежинки, отметили их красоту. Итог – оформление ёлочки снежинками. Дети гордо вешали на веточки ёлочки каждый свою снежинку, любовались результатом.

Ещё один новогодний мастер-класс «Изготовление снеговика из детских ладошек». В совместном творчестве создали забавного снеговика для оформления группы к празднику. Процесс оказал благотворное влияние на сплочение детей и родителей. Все действовали в одной команде и были довольны. Снеговик долго ещё красовался на двери группы и следил за играми детей. А они тоже то и дело поглядывали не него и улыбались.

К празднику Пасхи организовали и провели мастер-класс «Изготовление цыплят». Использовали технику аппликация. Материалом послужили мелко нарезанные нитки жёлтого цвета. Родители покрыли слоем клея картонную основу и предоставили детям возможность – насыпать нитки, создавая жёлтый фон, лишнюю часть ниток стряхнули. Затем вместе выполнили оформление. Итог мастер-класса - симпатичные цыплята, которые спрятались под крылышко мамы-курочки.

Благодаря проведённым мастер-классам, родители узнали о нетрадиционных техниках, которые можно использовать в творчестве, об использовании бросового материала, смогли наблюдать своих детей в процессе совместного творчества.

Считаем, что проведение мастер-классов является одной из активных форм взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников.

Благодаря проведению мастер-классов происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми.

А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в домашних условиях по изготовлению различных поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ»

Материал для воспитателей об  эффективности мастер-класса, как  формы работы с родителями  в ДОУ....

Статья "Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями"

Мастер-класс, как один из способов взаимодействия с семьей....

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями

Мастер-класс – хорошо известная форма передачи опыта посредством активной деятельности участников. Где предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических при...

Обобщение педагогического опыта по теме «Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями групп раннего возраста»

Несомненно, первостепенной целью дошкольной организации является организация своевременной, качественной, профессиональной помощи семье в воспитании ребенка,  в развитии полноценной, всесторонне ...

«Мастер-класс, как эффективная форма работы с родителями в ДОУ»

 Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое...

Мастер – класс как эффективная форма работы с родителями по речевому развитию младших дошкольников (Из опыта работы)

Автором представлен материал по работе с родителями младших дошкольников в рамках реализации годовой задачи по речевому развититю....

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ (из опыта работы)

В статье рассматривается роль мастер-классов как эффективной формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, где особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию. При...