Мастер класс как эффективный опыт работы с родителями ДОУ
материал (старшая группа)
Мастер-класс как эффективная форма работы
с родителями в условиях ДОУ
из опыта работы
«Современный родитель – в чем его укорить?
Есть родитель – «заказчик» – любит он говорить.
Наблюдатель – родитель будет только лишь зрить.
Активист и помощник – детям радость дарить».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 712.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс как эффективная форма работы
с родителями в условиях ДОУ
из опыта работы
«Современный родитель – в чем его укорить?
Есть родитель – «заказчик» – любит он говорить.
Наблюдатель – родитель будет только лишь зрить.
Активист и помощник – детям радость дарить».
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной организацией является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
В связи с этим меняется позиция детского сада в работе с семьей, возникает необходимость активного включения родителей в жизнь ДОУ.
Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Одним из путей решения данного вопроса является: поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу.
Полноценное воспитание и развитие дошкольников происходит только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольной организации.
Поэтому педагоги все чаще используют новые формы в работе с семьями воспитанников.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Проблематика:
• Как показывает практика, далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Именно поэтому родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия.
• Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть «успешный» родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.
Задача детского сада на данном этапе - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является проведение мастер – классов. Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, позволяет обмениваться эмоциями, знаниями, опытом. Считаем, что проведение мастер-классов является одной из активных форм взаимодействия с родителями в вопросах здоровья сбережения детей.
Что же такое мастер- класс?
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения.
Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний родителями происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются педагогом, причём такими характерными приёмами, какие присуще только ему (так называемыми «изюминками»). При организации мастер-класса в ДОУ нужно руководствоваться формулой: «Как? Для чего? Чему научат?».
Мастер-класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом (воспитателем) с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений родителей.
Форма проведения мастер-класса зависит от целевой аудитории и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам).
Мастер-класс близок к открытому уроку, он подразумевает активное участие в той или иной форме присутствующей на нём взрослой аудитории.
Выделяется три основные типа педагогических мастер-классов:
1. Презентация педагогического опыта: кратко характеризуется основные идеи презентуемой воспитательной или образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы с детьми; обсуждаются с родительской аудиторией проблемы в воспитании детей.
2. Имитационная игра: педагог проводит занятие с родителями, которые изображают детей; в этом случае они одновременно играют две роли: дошкольников и взрослых, присутствующих на мероприятии.
3. Моделирование: участники-родители выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели взаимодействия с детьми, по предложенной воспитателем схеме; педагог, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность родительской аудитории, а затем участвует в обсуждении предложенных родителями моделей, созданных в ходе встречи (этот вариант наиболее близок к классическому мастер-классу).
К достоинствам мастер-класса относят:
• высокую мотивацию участников, находящихся под обаянием личности специалиста;
• практическую отработку умений по организации взаимодействия с детьми в домашних условиях;
• возможность индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса
Основные цели мастер-классов для родителей:
• повышение уровня педагогической культуры родителей;
• достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства;
• изучить положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка;
• довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви;
• расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;
• пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний;
• совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
Ожидаемые результаты от проведения мастер-классов:
• включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада;
• повышение уровня педагогической культуры родителей;
• объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада;
«Мастер-классы для родителей» – одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.
Использование педагогами в своей работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Таким образом, нетрадиционные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «Семья – ребенок – детский сад».
Мы, хотим остановимся более подробно на использовании мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников
Любой ребенок может стать творческой личностью. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать у детей в дошкольном детстве творческое мышление, умение способность нестандартно мыслить.
Эффективным методом развития творческих способностей детей является знакомство не только их, но и родителей с нетрадиционными техниками рисования, различными материалами, интересными приёмами, используемыми в художественном творчестве. Мы активно организуем и проводим для родителей мастер-классы. На мастер-классах помимо родителей, присутствуют и дети.
Цель: повышение качества образовательного процесса посредством организации совместной творческой деятельности родителей, детей, воспитателей.
Задачи:
-развивать творческий потенциал детей в совместном созидательном взаимодействии взрослых и детей;
-знакомить родителей с приёмами и способами изображения с помощью различных техник и материалов;
-способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком.
Мастер-класс имеет определённую структуру:
1 этап подготовительно-организационный
где в самом начале воспитатель говорит об актуальности проблемы
2 этап – основной
где обязательно должна быть освещена теоретическая часть (презентация
системы работы, актуализация знаний участников по данной проблеме,
объединение в группы)
и проведена практическая часть (непосредственно-работа с материалом)
3 этап – заключительный
где происходит представление выполненных работ
и подведение итогов (обсуждение мастер – класса)
Так, организовали и провели мастер-класс по изготовлению Матрешки в технике изонить (спирелли). Мастер-класс использовали как итоговый совместный досуг «Матрешка-русская игрушка», Результатом мастер-класса были изготовленные куклы Матрешки. Родители познакомились с техникой «спирелли»; алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками; оформить сарафан Матрешки. Дети принимали активное участие- помогали родителям, украшали сарафан Матрешки.
В канун Нового года организовали и провели мастер-класс «Изготовление ёлочных игрушек из бросового материала». Продемонстрировали родителям, как легко и доступно можно смастерить с ребёнком ёлочную игрушку, используя картонную втулку и креповую бумагу. Итог встречи – оформление ёлочки самодельными ёлочными украшениями. Результат не оставил равнодушными участников творческого процесса. Все были рады. Каждый из детей гордился, что внёс свой вклад в оформление ёлочки.
Также, в преддверии праздника Новый год мы организовали для родителей мастер-класс по изготовлению снежинок для украшения ёлочки. Использовали технику насыпания на узор различных материалов. Узор был выполнен родителями с помощью клея ПВА. Использовали манную крупу, соль Экстра, мелко измельчённую фольгу. Дети выбрали самостоятельно материал для творчества. Процесс увлёк детей. Словно по волшебству на картонной основе проявился узор, и каждый ребёнок получил красивую снежинку. Рассмотрели снежинки, отметили их красоту. Итог – оформление ёлочки снежинками. Дети гордо вешали на веточки ёлочки каждый свою снежинку, любовались результатом.
Ещё один новогодний мастер-класс «Изготовление снеговика из детских ладошек». В совместном творчестве создали забавного снеговика для оформления группы к празднику. Процесс оказал благотворное влияние на сплочение детей и родителей. Все действовали в одной команде и были довольны. Снеговик долго ещё красовался на двери группы и следил за играми детей. А они тоже то и дело поглядывали не него и улыбались.
К празднику Пасхи организовали и провели мастер-класс «Изготовление цыплят». Использовали технику аппликация. Материалом послужили мелко нарезанные нитки жёлтого цвета. Родители покрыли слоем клея картонную основу и предоставили детям возможность – насыпать нитки, создавая жёлтый фон, лишнюю часть ниток стряхнули. Затем вместе выполнили оформление. Итог мастер-класса - симпатичные цыплята, которые спрятались под крылышко мамы-курочки.
Благодаря проведённым мастер-классам, родители узнали о нетрадиционных техниках, которые можно использовать в творчестве, об использовании бросового материала, смогли наблюдать своих детей в процессе совместного творчества.
Считаем, что проведение мастер-классов является одной из активных форм взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников.
Благодаря проведению мастер-классов происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми.
А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в домашних условиях по изготовлению различных поделок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ»
Материал для воспитателей об эффективности мастер-класса, как формы работы с родителями в ДОУ....
Статья "Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями"
Мастер-класс, как один из способов взаимодействия с семьей....

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями
Мастер-класс – хорошо известная форма передачи опыта посредством активной деятельности участников. Где предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических при...
Обобщение педагогического опыта по теме «Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями групп раннего возраста»
Несомненно, первостепенной целью дошкольной организации является организация своевременной, качественной, профессиональной помощи семье в воспитании ребенка, в развитии полноценной, всесторонне ...

«Мастер-класс, как эффективная форма работы с родителями в ДОУ»
Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое...

Мастер – класс как эффективная форма работы с родителями по речевому развитию младших дошкольников (Из опыта работы)
Автором представлен материал по работе с родителями младших дошкольников в рамках реализации годовой задачи по речевому развититю....
Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ (из опыта работы)
В статье рассматривается роль мастер-классов как эффективной формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, где особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию. При...