Квест-игра по познавательно-исследовательской деятельности «Занимательные Эксперименты»
план-конспект занятия (старшая группа)
создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка»
Квест-игра
по познавательно-исследовательской деятельности
в дошкольной группе № 4 «Радуга»
Тема: «Занимательные Эксперименты»
Подготовила воспитатель: Маляр Инна Анатольевна
Цель: создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Способствовать развитию познавательных интересов;
Способствовать развитию умственных способностей, логического мышления, воображения;
Способствовать развитию речевой активности;
Формировать товарищеские и доброжелательные взаимоотношения;
Способствовать развитию мелкой и крупной моторики рук.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности: познавательно - исследовательская.
Возраст детей: дошкольники 5-6 лет
Оборудование: 2 емкости с водой, салфетки по количеству детей, картофель в виде лодки, ватные палочки, лимонный сок, листы белой бумаги на каждого ребенка, йод, магниты в коробке на каждого ребенка, монеты , контейнер с манной крупой, конверт с запиской, 5 конвертов с заданиями и цифрами ( 1,2,3,4,5) и частями пазла игрушки, коробка, два апельсина ( один в кожуре а другой без кожуры), карандаши по количеству детей, игрушка Медвежонок.
Методические приемы и технологии: игровые, наглядные, словесные, эксперименты.
Организация детей на образовательной деятельности: столы с оборудованием для опытов.
Ход занятия:
Вводная часть (мотивационная)
Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей).
Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Давайте подойдем к столу, и я вам все покажу.
(Подходим к столу)
Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать? (вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 5 маленьких конвертов). Вместо подарков лежит конверт (читает записку):
« Это я спрятал ваши подарки, но для того чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. А задания непростые это будут волшебные эксперименты. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображен тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто я» Подпись «Ваш друг..»
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только перед тем, как открыть первый конверт вспомним правила безопасности:
( читает инструкцию)
«Можно»:
думать, слушать, смотреть;
трогать и нюхать только с разрешения взрослого;
осторожно обращаться с приборами их можно не только разбить, но и пораниться.
«Нельзя»:
во время эксперимента кричать, толкаться, брать предметы без разрешения взрослого.
Основная часть.
Воспитатель: Открываем конверт № 1
Вопрос 1: « Апельсин тонет в воде или нет?» (дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)
Воспитатель: Для выяснения истины проведем эксперимент.
Опыт: Возьмем стеклянный сосуд (банку), наполненный водой, и погрузим в него апельсин.
Воспитатель: Что делает апельсин? (ответы детей).
Затем очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой. Он утонет.
Воспитатель: В чем же тут дело? (мнение детей)
(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре апельсина и ее свойствах).
Воспитатель: Давайте рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. А сейчас, скажите: для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? (ответы детей)
Вывод: Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете.
Воспитатель: Что мы доказали? (что апельсин без кожуры тонет, а в кожуре плавает). Держите подсказку. (дается конверт)
Воспитатель: Открываем конверт № 2
«Определи емкость с соленой водой». Перед нами ёмкости с водой. В одной емкости вода соленая. Пробовать на вкус нельзя. Как найти солёную воду? Нам нужно вспомнить свойства соленой воды (ответы детей) Давайте попробуем пустить на воду эти кораблики (половинки картофелин с парусом) … Что произошло? В какой ёмкости вода солёная?
Вывод: солёная вода лучше удерживает предметы на поверхности.
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием?
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 3
«Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать. Я прошу вас нарисовать красивые картинки. Но рисовать вы будите исчезающей краской и без кисточек».
Ребята, чем же мы будем рисовать? (предположения детей) .
Что для этого у нас есть (лимонный сок и ватные палочки). Можем мы этим рисовать? (ответы детей)
Опыт: Дети обмакивают ватные палочки в сок лимона и рисуют на листке рисунок.
Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем.
Физкультминутка: «Очень дружно мы живем»
Очень дружно мы живем (показывают большой палец)
Мы по улице идем (маршируют на месте)
Если очень мы спешим, вместе быстро побежим, (бег на месте)
Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)
Если рядом нет кого-то, мы поищем там и тут (наклоны)
Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох)
Значит можно продолжать на вопросы отвечать (подходим к столу)
Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. Но на них ничего не видно! Что же мы покажем нашему другу? (предположения детей)
Воспитатель: Не расстраивайтесь. Я ведь тоже немножко волшебница. Мы сейчас приготовим волшебную жидкость, которая, невидимое делает видимым.
Опыт (продолжение): в стакан с водой добавить йод и закрасить весь лист этим раствором. Дети выполняют задание, рисунок появляется.
Воспитатель: Ребята, ну не чудо ли это?
Вывод: Йод вступает в реакцию с крахмалом находящимся в бумаге и окрашивает ее в светло – фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми.
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 4
«Однажды я путешествовал по пустыне и потерял монетки. Помогите мне их найти. Но при этом не опускать рук в контейнер».
На столе стоит контейнер с манкой (пустыня). В манке спрятаны монеты.
Воспитатель: Ребята, как можно найти монеты? (предположения детей)
Воспитатель: Но у нас ничего нет. (дети находят коробку, в ней лежат магниты)
Воспитатель: Что это? Для чего нужен магнит? (ответы детей)
Воспитатель: Магнит – это предмет, который магнитным полем обладает.
Сил у него на многое хватает. Чем крупнее магнит, тем шире его поле
И больше предметов он притянет по - неволе.
Воспитатель: Правильно, магнит притягивает железо. Монеты железные. Мы сможем магнитом достать их?
Дети: Да
Опыт: Дети проводят магнитами над манкой и собирают монеты.
Вывод: Магнит может притягивать железо на расстоянии.
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 5
Воспитатель: Предлагаю ребятам подумать и ответить на вопросы:
- если в сосуде с водой появилась дыра, что случится с водой?
- можно ли сразу заделать образовавшуюся дыру?
Ребята высказывают свои суждения, предположения.
Обобщаю ответы: «Правильно, такой сосуд называют дырявым, и заделать такую дыру бывает обычно не так – то просто».
Вопрос: «А что будет, если полиэтиленовый пакет проткнуть чем – то, и это что – то не вынимать из образовавшейся дыры?»
Ребята высказывают свои предположения.
Предлагаю ребятам их предположения проверить на опыте. Простой полиэтиленовый пакет наполняем водой из крана, закрываем и протыкаем насквозь острыми карандашами.
Вывод. Пакет сделан из полиэтилена. Полиэтилен очень пластичный материал. Когда мы протыкаем полиэтиленовый пакет остро заточенными цветными карандашами, полиэтилен легко растягивается и как – бы обтягивает карандаш, не давая воде вытекать через образовавшееся отверстие.
Воспитатель: Задания все закончились.
Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку.
Дети собирают пазл в картинку. Это изображение игрушки медвежонок.
Воспитатель: Дети, кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это тот, кто спрятал ваши подарки. Посмотрите, в зале есть медвежонок? (дети говорят, что наш медвежонок находится на полке.
Подходим к игрушке и находим коробку с чупа-чупсами.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, мы нашли, кто спрятал подарки? (ответы детей)
Что вам, ребята, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)
А какое задание вам больше всего понравилось выполнять? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Познавательно-исследовательский проект «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» в средней группе
Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми и родителями среднего дошкольного возраста.Данный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детей среднего дошкол...

Познавательно-исследовательский долгосрочный проект "Занимательная математика"
Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования математических представлений...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Познавательно-исследовательский проект "Удивительный мир экспериментов"
Эксперименты в младшей группе...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...
