"Использование инновационных форм работы в опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных форм работы в опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Проблема заключается в том, что, мы, взрослые, торопимся научить
ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный!» и т.д. Хотя исследования, проведённые академиком, доктором психологических наук Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психологическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у
детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дошкольники на таких занятиях знакомятся со свойствами различных веществ, предметов, материалов. Учатся ставить цель, решать
проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытническим путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Таким образом, одним из перспективных методов, которые служат
развитию познавательных способностей детей является метод экспериментирования. В своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо
оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В группе развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена «мини-лабораторией», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.
Оборудование уголка экспериментальной деятельности состоит из 3-х
компонентов: это
- Компонент дидактический: книги познавательного характера тематические альбомы; коллекции.
- Компонент оборудования и различного материала. Простейшие
приборы и приспособления: луп, сосуды для воды, «ящик ощущений», зеркальце, контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
Материалы: песок, глина, вода, бумага, магниты, набор игрушек для
игр в воде, красители пищевые и непищевые; семена разных растений; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука). Бросовый материал.
- Компонент стимулирующий: правила работы с материалами;
персонажи, наделанные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация; карточки-схемы проведения экспериментов.
Организуя детское экспериментирование, я изучила работы таких ведущих авторов, как, Н.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, Н.А.Рыжова, С.Н. Николаева. На основе изученной литературы составила перспективный план, а также разработала и успешно реализовала долгосрочный проект «Водица-Царица», направленный на развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и др.)
Организованные занятия по экспериментированию провожу на основе
самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет
свою структуру:
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, непосредственное проведение эксперимента
- Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования Для поддержания интереса задания детям, проблемные ситуации
даются мною от имени сказочного героя – Незнайки. Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается
специально организованными занятиями. В совместной деятельности с детьми я использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же подключаюсь к возникшей самостоятельной деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей
продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств таких материалов, как: глина, дерево, бумага, ткань, стекло, резина. Дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных
ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы. Я развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?». Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? После каждого эксперимента приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места. Стараюсь делать это в стихотворной форме, что больше стимулирует детей.
Ты работу завершил? Все на место положил? и т.д.
В процессе экспериментирования прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления
детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Здесь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям.
Формы работы по экспериментальной деятельности:
- Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Фронтальные занятия.
- КВН, развлечения.
- Наблюдения в природе.
- Беседы по теме «Путешествие капельки» и др..
- Целевые прогулки и экскурсии.
Методы и приемы работы.
В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко
применяются:
Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
Практические методы. Большое значение придавалось ведущей
форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры). Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников.
В процессе экспериментирования применяю компьютерные и
мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-
то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства
очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Н е п о с р е д с т в е н н о о б р а з о в а т е л ь н а я д е я т е л ь н о с т ь п о
экспериментированию для детей стали открытием, они их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.
Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в
которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное – познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.
В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах
знания о связях, свойствах, качествах природных объектов явлений неживой природы становятся более сознанными и прочными.
В работе с детьми использую созданные мною и с помощью родителей
тематические лэпбуки по опытно экспериментальной деятельности «Воздух»,
«Что такое свет» и «Капелька воды». Изготовленный мной интерактивный лэпбук «Почемучки» и «Опыты с солью» - дидактические пособия находящиеся в нём сменяемые, крепятся к папке на липучки, их можно легко снять и соответственно
поменять тему. В лэпбук вложены схемы карточки, по которым ребёнок может самостоятельно провести опыт, правила проведения опыта так же присутствуют в лэпбуке. В кармашках вложены познавательные игры и задания, на самостоятельную или совместную с воспитателем деятельность.
Ко л л е к т и в д е т с ко г о с а д а и р о д и т е л и д о л ж н ы с т а т ь
единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково- исследовательской деятельности детей. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей проведено анкетирование.
По результатам сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, понимают его значимость в развитии ребенка. Для включения родителей в процесс развития познавательного интереса детей провела семинары-практикумы, оформила серию наглядной информации для родителей, провела индивидуальные и групповые консультации. Многие родители заинтересовались домашним экспериментированием, и это стало увлекательным занятием для всей семьи с дальнейшей презентацией своего опыта в группе. Разработали детско - взрослые проекты и совместно их презентовали.
Диагностика степени устойчивости познавательного интереса показала,
что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе.
Еще несколько лет назад мы и мечтать не могли о том оснащении,
которое имеют сегодня детские сады. Но нужно успевать меняться и самой овладевать знаниями и умениями, необходимость которых продиктована временем. Для этого пришлось овладеть не только целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка, но и вынести на первый план не мою обучающую деятельность, а детскую деятельность, в процессе которой ребенок будет учиться сам, поверит в свои силы и возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Консультация "Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича"
Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Как с...

Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«ДС №16»Опыт работы по теме«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Воспитат...

Конспект мастер-класса с педагогами на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием игрового набора «Занимательные Весы»»
Цель: показать опытно-экспериментальную деятельность с использованием игрового набора «Занимательные Весы»Хотим показать вам, как в своей работе применяю игровой набор «Занимательные...

Проектная деятельность: «Использование инновационных форм работы в организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Создавать условия для опытно – экспериментальной деятельности, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей....
Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...