"Использование инновационных форм работы в опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Из личного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование инновационных форм работы в опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Проблема заключается в том, что, мы, взрослые, торопимся научить

ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный!» и т.д. Хотя исследования, проведённые академиком, доктором психологических наук Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психологическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Деятельность экспериментирования способствует формированию  у

детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дошкольники на таких занятиях знакомятся со свойствами различных веществ, предметов, материалов. Учатся ставить цель, решать

проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытническим путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель - наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Таким образом, одним из перспективных методов, которые служат

развитию познавательных способностей детей является метод экспериментирования. В своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо

оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В группе развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена «мини-лабораторией», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

Оборудование уголка экспериментальной деятельности состоит из 3-х

компонентов: это

  • Компонент дидактический: книги познавательного характера тематические альбомы; коллекции.
  • Компонент оборудования и различного материала.  Простейшие

приборы и приспособления: луп, сосуды для воды, «ящик ощущений», зеркальце, контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

Материалы: песок, глина, вода, бумага, магниты, набор игрушек для

игр в воде, красители пищевые и непищевые; семена разных растений; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука). Бросовый материал.

  • Компонент стимулирующий: правила работы с материалами;

персонажи, наделанные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация; карточки-схемы проведения экспериментов.

Организуя детское экспериментирование, я изучила работы таких ведущих авторов, как, Н.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, Н.А.Рыжова, С.Н. Николаева. На основе изученной литературы составила перспективный план, а также разработала и успешно реализовала долгосрочный проект «Водица-Царица», направленный на развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и др.)

Организованные занятия по экспериментированию провожу на основе

самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет

свою структуру:

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Уточнение        правил        безопасности        жизнедеятельности        в        ходе

осуществления экспериментирования.

  1. Уточнение плана исследования.
  2. Выбор оборудования, непосредственное проведение эксперимента
  3. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования Для        поддержания        интереса        задания        детям,        проблемные        ситуации

даются мною от имени сказочного героя – Незнайки. Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается

специально организованными занятиями. В совместной деятельности с детьми я использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же подключаюсь к возникшей самостоятельной деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

В средней и старшей группе на  5-м  и  6-м  году  жизни  детей

продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств таких материалов, как: глина, дерево, бумага, ткань, стекло, резина. Дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных

ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы. Я развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?». Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? После каждого эксперимента приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места. Стараюсь делать это в стихотворной форме, что больше стимулирует детей.

Ты работу завершил? Все на место положил? и т.д.

В процессе экспериментирования прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются представления

детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Здесь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям.

Формы работы по экспериментальной деятельности:

  • Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Фронтальные занятия.
  • КВН, развлечения.
  • Наблюдения в природе.
  • Беседы по теме «Путешествие капельки» и др..
  • Целевые прогулки и экскурсии.

Методы и приемы работы.

В        своей        работе        я        использую        как        традиционные        методы,        так        и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко

применяются:

Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:

- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

  • за изменением и преобразованием объектов;

Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

Практические методы.  Большое значение придавалось ведущей

форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры). Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников.

В процессе экспериментирования  применяю компьютерные  и

мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-

то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства

очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Н е п о с р е д с т в е н н о о б р а з о в а т е л ь н а я д е я т е л ь н о с т ь п о

экспериментированию для детей стали открытием, они их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

Постепенно элементарные опыты становятся  играми-опытами,  в

которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное – познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах

знания о связях, свойствах, качествах природных объектов явлений неживой природы становятся более сознанными и прочными.

В работе с детьми использую созданные мною и с помощью родителей

тематические лэпбуки по опытно экспериментальной деятельности «Воздух»,

«Что такое свет» и «Капелька воды». Изготовленный мной интерактивный лэпбук «Почемучки» и «Опыты с солью» - дидактические пособия находящиеся в нём сменяемые, крепятся к папке на липучки, их можно легко снять и соответственно

поменять тему. В лэпбук вложены схемы карточки, по которым ребёнок может самостоятельно провести опыт, правила проведения опыта так же присутствуют в лэпбуке. В кармашках вложены познавательные игры и задания, на самостоятельную или совместную с воспитателем деятельность.

    Ко л л е к т и в д е т с ко г о с а д а и  р о д и т е л и  д о л ж н ы  с т а т ь

единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково- исследовательской деятельности детей. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей проведено анкетирование.

По результатам сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, понимают его значимость в развитии ребенка. Для включения родителей в процесс развития познавательного интереса детей провела семинары-практикумы, оформила серию наглядной информации для родителей, провела индивидуальные и групповые консультации. Многие родители заинтересовались домашним экспериментированием, и это стало увлекательным занятием для всей семьи с дальнейшей презентацией своего опыта в группе. Разработали детско -  взрослые проекты и совместно их презентовали.

Диагностика степени устойчивости познавательного интереса показала,

что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе.

Еще несколько лет назад мы и мечтать не могли о том оснащении,

которое имеют сегодня детские сады. Но нужно успевать меняться и самой овладевать знаниями и умениями, необходимость которых продиктована временем. Для этого пришлось овладеть не только целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка, но и вынести на первый план не мою обучающую деятельность, а детскую деятельность, в процессе которой ребенок будет учиться сам, поверит в свои силы и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Консультация "Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича"

     Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Как с...

Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«ДС №16»Опыт работы по теме«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Воспитат...

Конспект мастер-класса с педагогами на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием игрового набора «Занимательные Весы»»

Цель: показать опытно-экспериментальную деятельность с использованием игрового набора «Занимательные Весы»Хотим показать вам, как в своей работе применяю игровой набор «Занимательные...

Проектная деятельность: «Использование инновационных форм работы в организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Создавать условия для опытно – экспериментальной деятельности, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей....

Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...