Технологическая карта занятия по звуковому анализу с методом ТРИЗа – «Каталог»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема занятия: звуковой анализ слов.
Образовательная область: речевое развитие.
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).
Цель занятия: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, развивать навык звукового анализа слов при помощи работы с методом ТРИЗа – «Каталог».
Задачи занятия:
Образовательные задачи:
Учить вычленять в слове ударный слог, закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, формировать навык анализа слова.
Развивающие задачи:
Развивать внимание, память, мыслительную операцию (анализ), слуховое восприятие,
Развивать творческие способности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение действовать по инструкции,
Воспитывать умение слушать друг друга,
Воспитывать интерес к сказкам, желание творить,
Развитие коммуникативных навыков.
Словарная работа: ударный слог, гласные, согласные, мягкие согласные, твердые согласные.
Планируемый результат занятия: умеют проводить звуковой анализ слова, различают гласные, твердые согласные и мягкие согласные, умеют делить слова на слоги, умеют вычленять ударный слог в слове. Дети научились связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.
Подготовительная работа: заранее подготовлены материалы и оборудование для работы (карточки с изображением героев и предметов, схемы гласных и согласных звуков).
Материалы и оборудование: Карточки с изображением природы, предметов и животных.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по звуковому анализу с методом ТРИЗа – «Каталог»
Тема занятия: звуковой анализ слов.
Образовательная область: речевое развитие.
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).
Цель занятия: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, развивать навык звукового анализа слов при помощи работы с методом ТРИЗа – «Каталог».
Задачи занятия:
Образовательные задачи:
Учить вычленять в слове ударный слог, закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, формировать навык анализа слова.
Развивающие задачи:
Развивать внимание, память, мыслительную операцию (анализ), слуховое восприятие,
Развивать творческие способности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение действовать по инструкции,
Воспитывать умение слушать друг друга,
Воспитывать интерес к сказкам, желание творить,
Развитие коммуникативных навыков.
Словарная работа: ударный слог, гласные, согласные, мягкие согласные, твердые согласные.
Планируемый результат занятия: умеют проводить звуковой анализ слова, различают гласные, твердые согласные и мягкие согласные, умеют делить слова на слоги, умеют вычленять ударный слог в слове. Дети научились связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.
Подготовительная работа: заранее подготовлены материалы и оборудование для работы (карточки с изображением героев и предметов, схемы гласных и согласных звуков).
Материалы и оборудование: Карточки с изображением природы, предметов и животных.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Создать позитивную атмосферу в группе. | Ребята, я рада видеть вас. У меня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас? Покажите свое настроение улыбкой, грустью, недовольством на лице. Возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбки, чтобы наше хорошее настроение стало общим. | Словесный, игровой. | Дети показывают свое настроение мимикой лица. Дети берутся за руки и улыбаются друг другу. | Позитивный настрой, сплоченность, активность детей. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Мотивировать детей на изучение новой темы; Ввести новую тему; Сформировать учебную цель. | Сегодня мы с вами познакомимся с методом Каталога. Сюрпризный момент: письмо от Незнайки. «Здравствуйте, ребята. Я потерял свою любимую книгу со сказками. Помогите мне» Ребята, а как мы можем помочь Незнайке? А мы можем придумать сказку и помочь узнать из каких звуков может состоять слово? | Сюрпризный момент, проблемная ситуация, беседа (мш). | Прослушивание письма; обсуждение проблемы | Повышение мотивации к учению, постановка учебной цели, активизация мыслительной деятельности. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Активизировать имеющиеся знания, систематизировать знания, подготовить к восприятию нового материала. | Ребята, давайте вспомним: Из чего состоят слова? А буквы? Чем отличаются буквы и звуки? Какие звуки речи вы знаете? Какие звуки называются гласными? Какими бывают гласные звуки? Какие звуки мы называем согласными? На какие группы делятся согласные звуки? | Словесный, беседа. | Отвечают на вопросы, наблюдают и анализируют. | Актуализация знаний, понимание терминов, развитие речевой активности, готовность к восприятию нового материала. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Применить полученные знания, ознакомиться с методом "Каталог", развивать умение анализировать. |
Ребята, у меня есть волшебная коробочка. Давайте посмотрим, что в ней. Это карточки с изображением различными предметами и героями. Давайте проговорим их. Я предлагаю вам выбрать наугад несколько карточек (3-5). Например, «кот», «дерево», «мяч». Давайте составим сказку. «Кот» 1. Какой характер у кота: он игривый или хитрый? 2. Где живет кот: в доме, на улице или в волшебном лесу? 3. Какое приключение ждет кота: он отправится на поиски чего-то или встретит необычного друга? «Дерево» 1. Какое это дерево: большое и старое или маленькое и молодое? 2. Есть ли у дерева особая способность, например, говорить или исполнять желания? 3. Что происходит вокруг дерева: растут ли под ним цветы или живут ли там животные? «Мяч» 1. Какой мяч: волшебный, обычный или сделанный из необычного материала? 2. Что происходит, когда мяч катится: вызывает ли он какие-то события или приключения? 3. С кем играет мяч: с детьми, животными или сам по себе? «Собака» 1. Какую породу собаки мы представляем: большую и сильную или маленькую и пушистую? 2. Какие способности есть у собаки: может ли она говорить или обладает суперсилой? 3. Какое приключение ждет собаку: спасение друга или поиск сокровища? «Книга» 1. Какую историю рассказывает книга: о приключениях, о любви или о дружбе? 2. Есть ли в книге волшебные страницы, которые могут оживать? 3. Как книга попадает к герою: случайно, через подарок или в библиотеке? «Солнце» 1. Какое настроение у солнца: веселое и яркое или грустное и облачное? 2. Как солнце влияет на окружающий мир: приносит ли тепло и свет или вызывает приключения? 3. Есть ли у солнца особые друзья: облака, звезды или животные? «Цветок» 1. Какой это цветок: яркий и красивый или редкий и загадочный? 2. Есть ли у цветка особая сила, например, исцелять или дарить счастье? 3. Как цветок взаимодействует с окружающим миром: привлекает ли животных или людей? «Ракета» 1. Куда отправляется ракета: на другую планету, в далекую галактику или в прошлое? 2. Кто управляет ракетой: смелый космонавт или дружелюбный инопланетянин? 3. Какие приключения ждут героев во время полета на ракете? «Осень» 1. Какая осень? 2. Что происходит в мире из-за осени? 3. Есть ли у осени друзья? «Птица» 1. Какой это вид птицы: яркая попугайка или величественный орел? 2. Какие мечты у птицы: хочет ли она путешествовать далеко или найти новое гнездо? 3. Как птица помогает другим героям в сказке: своим пением, советами или помощью? Ребята, какие вы молодцы.
Тихо все, ребятки, встали, Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли, Опустили разом вниз, Тихо, тихо все садитесь.
Ребята, давайте снова выберем по 3 случайные карточки. Кот 1. Сколько звуков в слове "кот"? (3 звука) 2. Какой первый звук в слове "кот" — гласный или согласный? (твердый) 3. Какой последний звук в слове "кот" — твердый или мягкий? (твердый) Дерево 1. Сколько слогов в слове "дерево"? (4) 2. Какой звук стоит в начале слова "дерево"? (мягкий) 3. Есть ли в слове "дерево" ударный слог, и если да, то где он находится? (в начале слова, «дэ») Мяч 1. Какой первый звук в слове "мяч" — гласный или согласный? (мягкий) 2. Сколько букв в слове "мяч"? (3) 3. Какой последний звук в слове "мяч" — звонкий или глухой? (мягкий) Собака 1. Сколько слогов в слове "собака"? (3) 2. Какой звук стоит в середине слова "собака"? (звук Б-твердый) 3. Какой последний звук в слове "собака" — (гласный, безуд.) Книга 1. Сколько звуков в слове "книга"? (5) 2. Какой первый звук в слове "книга" — гласный или согласный? (согласный, твердый) 3. Есть ли в слове "книга" буквы, которые обозначают мягкие звуки? (Н – мягкий) Солнце 1. Сколько слогов в слове "солнце"? (2) 2. Какой звук стоит в начале слова "солнце"? (С-твердый) Цветок 1. Сколько звуков в слове "цветок"? (6) 2. Какой первый звук в слове "цветок" — гласный или согласный? (согл.,тв.) 3. Есть ли в слове "цветок" сочетания букв, которые обозначают один звук? [ц в’ и т о к] Ракета 1. Сколько слогов в слове "ракета"? (3) 2. Какой звук стоит в середине слова "ракета"? (к’ – мягк.) 3. Какой последний звук в слове "ракета" — твердый или мягкий? (тв) Мороз 1. Сколько звуков в слове "мороз"? (5) 2. Какой первый звук в слове "мороз" — гласный или согласный? (согл., тв) 3. Какой последний звук в слове "мороз" — звонкий или глухой? (с – тв.) Птица 1. Сколько слогов в слове "птица"? (2) 2. Какой звук стоит в начале слова "птица"? (тв.) 3. Есть ли в слове "птица" буквы, которые обозначают мягкие звуки? (т' – мягк.) | Практическая работа, демонстрация, индивидуальная работа. | Выполняют практическое задание, взаимодействуют с педагогом, работают в парах или группах. | Освоение метода "Каталог", развитие аналитических навыков, формирование практических умений, удовлетворение учебной потребности. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов, рефлексия. | Ребята, как думаете, мы помогли Незнайке? Что вам понравилось больше всего? Хотели бы вы сочинить сказку на следующих занятиях? | Словесный | Делятся своими эмоциями после занятия. | Проявляют желание сочинять сказку на следующих занятиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию метода ТРИЗ "Каталог" для развития речевого творчества детей 6-7 лет
Этот материал поможет педагогам использовать технологию ТРИЗ в работе по развитию речи детей...
Технологическая карта занятия «Звуковая культура речи» «Звук М и МЬ». Младшая группа.
Технологическая карта НОД Тема: «ЗКР, звуки М и МЬ» Цель: упражнять в четком и правильном произношении звуков М и МЬ.Задачи (с инт...

Технологическая карта занятия по формированию звуковой культуры речи
занятие направлено на формирование звуковой культуры речи (произношение звука [у])....

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".
Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".
Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)
Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Здоровый образ жизни" (с использованием метода интеллект-карт)
Технологическая карта разработана для проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Здоровый образ жизни". В занятии применяется метод интеллек-карт, которы...
