Технологическая карта занятия по звуковому анализу с методом ТРИЗа – «Каталог»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ануфриева Полина Николаевна

Тема занятия: звуковой анализ слов.

Образовательная область: речевое развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).

Цель занятия: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, развивать навык звукового анализа слов при помощи работы с методом ТРИЗа – «Каталог».

Задачи занятия:

Образовательные задачи:

Учить вычленять в слове ударный слог, закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, формировать навык анализа слова.

Развивающие задачи:

Развивать внимание, память, мыслительную операцию (анализ), слуховое восприятие,

Развивать творческие способности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение действовать по инструкции,

Воспитывать умение слушать друг друга,

Воспитывать интерес к сказкам, желание творить,

Развитие коммуникативных навыков.

Словарная работа: ударный слог, гласные, согласные, мягкие согласные, твердые согласные.

Планируемый результат занятия: умеют проводить звуковой анализ слова, различают гласные, твердые согласные и мягкие согласные, умеют делить слова на слоги, умеют вычленять ударный слог в слове. Дети научились связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.

Подготовительная работа: заранее подготовлены материалы и оборудование для работы (карточки с изображением героев и предметов, схемы гласных и согласных звуков).

Материалы и оборудование: Карточки с изображением природы, предметов и животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта Триз24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по звуковому анализу с методом ТРИЗа – «Каталог»

Тема занятия: звуковой анализ слов.

Образовательная область: речевое развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).

Цель занятия: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, развивать навык звукового анализа слов при помощи работы с методом ТРИЗа – «Каталог».

Задачи занятия:

Образовательные задачи:

Учить вычленять в слове ударный слог, закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, формировать навык анализа слова.

Развивающие задачи:

Развивать внимание, память, мыслительную операцию (анализ), слуховое восприятие,

Развивать творческие способности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение действовать по инструкции,

Воспитывать умение слушать друг друга,

Воспитывать интерес к сказкам, желание творить,

Развитие коммуникативных навыков.

Словарная работа: ударный слог, гласные, согласные, мягкие согласные, твердые согласные.

Планируемый результат занятия: умеют проводить звуковой анализ слова, различают гласные, твердые согласные и мягкие согласные, умеют делить слова на слоги, умеют вычленять ударный слог в слове. Дети научились связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.

Подготовительная работа: заранее подготовлены материалы и оборудование для работы (карточки с изображением героев и предметов, схемы гласных и согласных звуков).

Материалы и оборудование: Карточки с изображением природы, предметов и животных.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создать позитивную атмосферу в группе.
Сплотить группу.
Подготовить детей к учебной деятельности. 

Ребята, я рада видеть вас. У меня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас? Покажите свое настроение улыбкой, грустью, недовольством на лице. Возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбки, чтобы наше хорошее настроение стало общим.

Словесный, игровой.

Дети показывают свое настроение мимикой лица. Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.

Позитивный настрой, сплоченность, активность детей.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Мотивировать детей на изучение новой темы;

Ввести новую тему;

Сформировать учебную цель.

Сегодня мы с вами познакомимся с методом Каталога.

Сюрпризный момент: письмо от Незнайки.

«Здравствуйте, ребята. Я потерял свою любимую книгу со сказками. Помогите мне»

Ребята, а как мы можем помочь Незнайке? А мы можем придумать сказку и помочь узнать из каких звуков может состоять слово?

Сюрпризный момент, проблемная ситуация, беседа (мш).

Прослушивание письма; обсуждение проблемы

Повышение мотивации к учению, постановка учебной цели,

активизация мыслительной деятельности.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Активизировать имеющиеся знания,

систематизировать знания, подготовить к восприятию нового материала.

Ребята, давайте вспомним:

Из чего состоят слова?

А буквы?

Чем отличаются буквы и звуки?

Какие звуки речи вы знаете?

Какие звуки называются гласными?

Какими бывают гласные звуки?

Какие звуки мы называем согласными?

На какие группы делятся согласные звуки?

Словесный, беседа.

Отвечают на вопросы, наблюдают и анализируют.

Актуализация знаний, понимание терминов, развитие речевой активности,

готовность к восприятию нового материала.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Применить полученные знания,

ознакомиться с методом "Каталог", развивать умение анализировать.

  1. Составление сказки по картинкам и наводящим вопросам – метод Каталога.

Ребята, у меня есть волшебная коробочка. Давайте посмотрим, что в ней. Это карточки с изображением различными предметами и героями. Давайте проговорим их. Я предлагаю вам выбрать наугад несколько карточек (3-5). Например, «кот», «дерево», «мяч». Давайте составим сказку. «Кот» 

1. Какой характер у кота: он игривый или хитрый?

2. Где живет кот: в доме, на улице или в волшебном лесу?

3. Какое приключение ждет кота: он отправится на поиски чего-то или встретит необычного друга?

«Дерево»

1. Какое это дерево: большое и старое или маленькое и молодое?

2. Есть ли у дерева особая способность, например, говорить или исполнять желания?

3. Что происходит вокруг дерева: растут ли под ним цветы или живут ли там животные?

«Мяч»

1. Какой мяч: волшебный, обычный или сделанный из необычного материала?

2. Что происходит, когда мяч катится: вызывает ли он какие-то события или приключения?

3. С кем играет мяч: с детьми, животными или сам по себе?

«Собака»

1. Какую породу собаки мы представляем: большую и сильную или маленькую и пушистую?

2. Какие способности есть у собаки: может ли она говорить или обладает суперсилой?

3. Какое приключение ждет собаку: спасение друга или поиск сокровища?

«Книга»

1. Какую историю рассказывает книга: о приключениях, о любви или о дружбе?

2. Есть ли в книге волшебные страницы, которые могут оживать?

3. Как книга попадает к герою: случайно, через подарок или в библиотеке?

«Солнце»

1. Какое настроение у солнца: веселое и яркое или грустное и облачное?

2. Как солнце влияет на окружающий мир: приносит ли тепло и свет или вызывает приключения?

3. Есть ли у солнца особые друзья: облака, звезды или животные?

«Цветок»

1. Какой это цветок: яркий и красивый или редкий и загадочный?

2. Есть ли у цветка особая сила, например, исцелять или дарить счастье?

3. Как цветок взаимодействует с окружающим миром: привлекает ли животных или людей?

«Ракета»

1. Куда отправляется ракета: на другую планету, в далекую галактику или в прошлое?

2. Кто управляет ракетой: смелый космонавт или дружелюбный инопланетянин?

3. Какие приключения ждут героев во время полета на ракете?

«Осень»

1. Какая осень?

2. Что происходит в мире из-за осени?

3. Есть ли у осени друзья?

«Птица»

1. Какой это вид птицы: яркая попугайка или величественный орел?

2. Какие мечты у птицы: хочет ли она путешествовать далеко или найти новое гнездо?

3. Как птица помогает другим героям в сказке: своим пением, советами или помощью?

Ребята, какие вы молодцы.

  1. Физминутка

Тихо все, ребятки, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садитесь.

  1. Звуковой анализ слов.

Ребята, давайте снова выберем по 3 случайные карточки.

Кот

1. Сколько звуков в слове "кот"? (3 звука)

2. Какой первый звук в слове "кот" — гласный или согласный? (твердый) 

3. Какой последний звук в слове "кот" — твердый или мягкий? (твердый)

Дерево

1. Сколько слогов в слове "дерево"? (4)

2. Какой звук стоит в начале слова "дерево"? (мягкий)

3. Есть ли в слове "дерево" ударный слог, и если да, то где он находится? (в начале слова, «дэ»)

Мяч

1. Какой первый звук в слове "мяч" — гласный или согласный? (мягкий)

2. Сколько букв в слове "мяч"? (3)

3. Какой последний звук в слове "мяч" — звонкий или глухой? (мягкий)

Собака

1. Сколько слогов в слове "собака"? (3)

2. Какой звук стоит в середине слова "собака"? (звук Б-твердый)

3. Какой последний звук в слове "собака" — (гласный, безуд.)

Книга

1. Сколько звуков в слове "книга"? (5)

2. Какой первый звук в слове "книга" — гласный или согласный? (согласный, твердый)

3. Есть ли в слове "книга" буквы, которые обозначают мягкие звуки? (Н – мягкий)

Солнце

1. Сколько слогов в слове "солнце"? (2)

2. Какой звук стоит в начале слова "солнце"? (С-твердый)

Цветок

1. Сколько звуков в слове "цветок"? (6)

2. Какой первый звук в слове "цветок" — гласный или согласный? (согл.,тв.)

3. Есть ли в слове "цветок" сочетания букв, которые обозначают один звук? [ц в’ и т о к]

Ракета

1. Сколько слогов в слове "ракета"? (3)

2. Какой звук стоит в середине слова "ракета"? (к’ – мягк.)

3. Какой последний звук в слове "ракета" — твердый или мягкий? (тв)

Мороз

1. Сколько звуков в слове "мороз"? (5)

2. Какой первый звук в слове "мороз" — гласный или согласный? (согл., тв)

3. Какой последний звук в слове "мороз" — звонкий или глухой? (с – тв.)

Птица

1. Сколько слогов в слове "птица"? (2)

2. Какой звук стоит в начале слова "птица"? (тв.)

3. Есть ли в слове "птица" буквы, которые обозначают мягкие звуки? (т' – мягк.)

Практическая работа, демонстрация, индивидуальная работа.

Выполняют практическое задание, взаимодействуют с педагогом, работают в парах или группах.

Освоение метода "Каталог", развитие аналитических навыков,  формирование практических умений, удовлетворение учебной потребности.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, рефлексия.

Ребята, как думаете, мы помогли Незнайке? Что вам понравилось больше всего? Хотели бы вы сочинить сказку на следующих занятиях?

Словесный

Делятся своими эмоциями после занятия.

Проявляют желание сочинять сказку на следующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию метода ТРИЗ "Каталог" для развития речевого творчества детей 6-7 лет

Этот материал поможет педагогам использовать технологию ТРИЗ в работе по развитию речи детей...

Технологическая карта занятия «Звуковая культура речи» «Звук М и МЬ». Младшая группа.

Технологическая карта НОД         Тема: «ЗКР, звуки М и МЬ» Цель: упражнять в четком и правильном произношении звуков М и МЬ.Задачи (с инт...

Технологическая карта занятия по формированию звуковой культуры речи

занятие направлено на формирование звуковой культуры речи (произношение звука [у])....

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Здоровый образ жизни" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Здоровый образ жизни". В занятии применяется метод интеллек-карт, которы...