Технологическая карта занятия по формированию звуковой культуры речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Шестопалова Татьяна Павловна

занятие направлено на формирование звуковой культуры речи (произношение звука [у]).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта занятия

 по формированию звуковой культуры речи

Образовательная область: развитие речи

Возрастная группа: первая младшая

Тема: "Звуковая культура речи. Звук [у]"

Цель: формирование звуковой культуры речи (произношение звука [у]).

Задачи:

Обучающая

  • Учить детей правильно произносить звук [у] (изолированно и в звукосочетаниях).
  • Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний;
  • Закреплять названия окружающих предметов и игрушек, навык ориентировки в пространстве группы.

Развивающая

  • Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата.
  •  Формировать умение пользоваться силой голоса (по подражанию).

Воспитательная

  • Побуждать и поощрять речевую, познавательную, социально-коммуникативную активность детей.

Оборудование:

Игрушки: волк, кукла Маша, паровоз с вагончиком, корова с теленком; муляжи ёлок; ширма; детские стулья; билеты на поезд; музыкальное сопровождение – песня «Поезд».

Методы и приемы: 

- наглядные (театрализованное обыгрывание персонажей, демонстрация карточек с артикуляционными упражнениями);

- словесные (беседа, проблемные и наводящие вопросы, объяснение);

- практические (игровые действия, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика).

Используемая технология: игровая.

Этапы занятия

Содержание деятельности

Действия педагога

Действия детей

Планируемые результаты

1.Вводная часть

Организационный момент. Мотивация на совместную деятельность

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие. Я рада встрече с вами и хочу подарить своё хорошее настроение и вам:

-Улыбнулись, потянулись.

Мы друг к другу повернулись,

И снова улыбнулись

Воспитатель: -Ребята, вы любите приключения?

-И я люблю! Поэтому предлагаю вместе отправиться в путешествие на поезде. Но для начала вам нужно получить билеты, а теперь занимайте места в вагончиках (стульчики стоят парами, водитель лицом к детям).

Воспитатель приветствует детей.

Создает эмоционально положительный настрой для продолжения образовательной деятельности.

Предлагает   отправиться в путешествие на поезде.

Дети в ответ приветствуют друг друга и воспитателя.

Психологическая готовность

детей к совместной деятельности.

 

Активизация детской деятельности посредствам игровой атрибутики (билеты). Закрепление навыка ориентировки в пространстве группы.

 2.Основная часть

- Ребята, а когда поезд начинает движение, как он гудит? (у-у-у)

Воспитатель: Поезд должен гудеть громко, чтобы его было слышно далеко – далеко, как он гудит громко?

-  А, замедляя ход, поезд гудит тихо, как он гудит?  

- Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (ту-ту-ту)

- Отправляемся в путь.

- Набирает поезд ход ((чух-чух; чух-чух чух; чух-чух-чух)

Артикуляционная гимнастика

По равнинам и горам мчится поезд к городам.

Упр.: «Язычок»

Вправо-влево – путь не близкий, но домчусь туда я быстро.

Упр.: «Часики»

Щеки сильно надуваю

Упр.: «Хомяк»

Пар горячий выпускаю. 

Упр.: Выпускать теплую струю воздуха.

Я по рельсам и по шпалам доезжаю до вокзалов.

Упр.: «Маляр»

У платформы отдохнуть и скорее снова в путь.

Упр.: «Лопаточка»

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом

Ребята сидят.

Чух-чух, чух-чух. чух-чух,чух

Вот мы и попали в лес. Как много снежных сугробов, совсем не видно тропинки, давайте раздуем снежинки.

Дыхательная гимнастика

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежиночки,

Белые пушиночки.

Побуждает детей произносить звук «у», упражняет в звукопроизношении изолированно и в слогах.

Инициирует выполнение артикуляционных упражнений

Проводит дыхательную гимнастику. Объясняет, как правильно набирать и выпускать воздух (носиком вдыхать, а ротиком выдыхать)

Дети пропевают гласный звук «У - у - у- у - у!» громко и тихо,

упражняются в произношении звука в слогах

Выполняют артикуляционную гимнастику

Дети выполняют дыхательную гимнастику (раздувают снежинки).

Проявление речевой активности детей.

Формирование умения правильно произносить звук [у], (изолированно и в звукосочетаниях).

Укрепление мышц артикуляционного аппарата

Проявление речевой активности детей

Правильное выполнение дыхательной гимнастики

Вот мы с вами очистили тропинку, давайте погуляем по лесу. Посмотрите, нас кто-то встречает».

Между ёлок сидит волк.

Волк: «Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы решили приехать в лес на прогулку. Кто – ни будь из вас знает, как я умею выть? Хотите я вам покажу? У-у-у-у-у, у-у-у-у-у, у-у-у-у-у. А вы так умеете? Давайте повоем вместе».

Воспитатель: «Однажды Маша с подружками пошла в лес. Там она увидела следы зайчика и так увлеклась следами, что не заметила, как заблудилась. Ребята, давайте поможем Маше найти дорогу домой. Надо всем вместе позвать её, нужно громко сказать: «А - а - а - у- у - у - у!». Давайте все вместе скажем:

«А - а - а - у - у - у - у!». А - а - а - у - у - у - у!». Вот и Маша.

Ребята, а теперь надо позвать паровозик, скажем громко: «Ту – ту – у – у - у»!

Воспитатель: «Маша садись в вагончик, паровозик отвезет тебя домой».

Маша садится в вагончик, паровозик увозит её.

Воспитатель обращает внимание детей на корову: «Ребята, посмотрите, кто это идет?»

Воспитатель: «Буренка, а зачем ты идешь в лес?»

Буренка: «У меня потерялся теленок, я думаю, что он ушел в лес».

Воспитатель: «Буренка, давай мы с ребятами тебе поможем. Ребята, давайте вместе с Буренкой позовем теленка. Надо всем вместе громко помычать. Он услышит и выйдет из леса».

Из леса выходит теленок.

Буренка: «Спасибо вам, ребята за помощь. До свидания!»

Воспитатель: «Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Вы помните, что паровоз должен гудеть громко. Помогайте мне: «У - у - у - у - у!». Занимайте места в вагончиках.  

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом

Ребята сидят.

Чух-чух, чух-чух-чух-чух.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

Воспитатель от лица волка разговаривает с детьми.

Задает вопросы. Побуждает упражняться в произношении звука.

Рассказывает рассказ про Машу.

Мотивирует детей в правильном воспроизведении звукоподражаний.

Переходит к следующему персонажу занятия

Эмоционально включает детей в действие.

Стимулирует детей на выполнение движений.

Задает вопросы.

Поет первый куплет из песни «Поезд»:

Дети повторяют за волком.

Дети помогают Маше найти дорогу домой. Произносят слоги – «А-а-а-у-у-у»

Дети сначала вместе с воспитателем зовут паровозик, потом повторяют индивидуально и хором «Ту-ту-у-у-у».

Хоровые и индивидуальные ответы.

Все вместе упражняются в звукопроизношении: «Му-у-у-у-у, му-у-у-у-у».

Дети становятся «паровозиком»

Проявление речевой и познавательной активность детей в образовательной деятельности.

Правильное произношение звуков, звукосочетаний

Закрепление произношения звука «у».

Проявление речевой активности.

Закрепление правильного звукопроизношения и умения пользоваться силой голоса.

3.Заключительная часть. Рефлексия

Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

А на чем мы с вами отправились в лес?

Кого мы встретили в лесу?

Кому мы помогли в лесу?

А как волк воет?

А как вы спасли Машу?

А как помогли бурёнке найти телёночка?

Все ребята – молодцы! Звуки произносили правильно и помогли нашим героям найти дорогу домой.

Воспитатель подводит итог занятия.

Проявляет уважение к детским высказываниям.

Выражает признательность.

Поощряет словесно  детей.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, вспоминая содержание, события занятия.

Воспроизведение полученного опыта, речевых умений (произношение звука «у» изолированно и в слогах).

Поощрение речевой, познавательной и социально-коммуникативной активности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию звуковой культуры речи

Конспект открытого занятия по формированию звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Веселая прогулка"...

Тема занятия: «Вини Пух в гостях у тетушки Совы». Вид занятия: Занятие по формированию звуковой культуры речи у детей 4-5 лет.

Данный конспект полезен для учителей- логопедов, рабюотающих с детьми ,имеющими ОНР....

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе: «Поиски клада"

Дифференциация звуков (С) и Ш) ,учить детей различать на слух и в произношении звуки «С» и «Ш», определять местоположение звуков в слове.-продолжать учить подбирать р...

Конспект тренировочного занятия по формированию звуковой культуры речи

  Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения....

Технологическая карта занятия по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи ребенка дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Культура речи - э...

технологическая карта по речевому развитию "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с."

конспект технологической карты по звуковой культуре речи . дифференциация звуков з – с....

Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря «Бабушкин огород».

Технологическая карта занятия  по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря«Бабушкин огород»....