Гражданско - патриотическое воспитание в системе воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации: опыт и перспективы.
методическая разработка (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание ребенка- основа формирования будущего гражданина.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско - патриотическое воспитание в системе воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации: опыт и перспективы.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв.
Патриотизм – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.
В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, экологическим и др.
Одним из главных направлений воспитательно-образовательной работы в нашем саду, является гражданско-патриотическое воспитание детей.
Задача гражданско-патриотического воспитания сегодня очень актуальна. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном селе, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам, редко сострадают чужому горю.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы должны научить ребенка с самого младшего возраста.
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.
Можно без преувеличения утверждать, что гражданское и патриотическое воспитание является одним из сложных направлений в дошкольном образовании по ряду причин, в числе которых:
- особенности дошкольного возраста
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире
- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
На сегодняшний день ни одна из программ дошкольного образования не даёт возможности в полном объёме решить задачи гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Становится очевидной потребность в создании новых моделей организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, поиске инновационных подходов и технологий.
В нашем детском саду данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Гражданско-патриотическое воспитание детей осуществляется через следующие формы работы: досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия, экскурсии, подготовка и проведение патриотических праздников.
Для патриотического воспитания в детском саду мы проводим праздники: «Осенняя Ярмарка», «День матери», «Новый год», «Рождество», «День защитника Отечества», «Масленица», «Международный женский день», «Пасха», «День Сталинградской битвы», « День Победы», «День России», « День семьи», «День российского флага».
Яркой особенностью работы по формированию патриотического воспитания к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту, фольклору. Это: занятия; чтение народных и авторских сказок,литературных произведений; беседы; заучивание стихов.
Продуктивная деятельность дает большие возможности для гражданско - патриотического воспитания. С детьми мы изготавливаем поделки (открытки к 8 Марта, ко дню матери, для пап к 23 февраля, к дню Победы, к православным праздникам.)
Проводим выставки детского творчества как результат художественной деятельности:рисование,аппликации,лепки.
В группах оформлены патриотические уголки для детей.
Воспитанники нашего детского сада участвуют в городских, районных, областных, всероссийских, международных конкурсах:
- Городской творческий конкурс «Осенние фантазии»;
- Городской творческий конкурс «Сударыня Масленица»;
- Городской творческий фестиваль «Мы – дети Сталинграда!», посвященного разгрому советскими войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве;
- Городской конкурс художественного слова «Я живу на земле Сталинградской», посвященный 82- летию со дня разгрома немецко - фашистских войск под Сталинградом в рамках городского проекта «Десятилетие детства в России»;
- Городской творческий фестиваль «Великая Победа»:Конкурс художественного слова и литературно – музыкальных композиций «Память сердца…»);« Поздравительная открытка ветерану».
- Региональный конкурс « Славяночка»- « Я славлю Родину свою»
- Областной конкурс патриотической песни «Катюша»
- Областной челлендж – марафон «Пилотка Победы»
- Всероссийский творческий конкурс « Сквозь года…»
- Всероссийские познавательные онлайн – викторины для дошкольников « Этих дней не смолкнет слава»
Очень много времени и внимания я уделяю воспитанию у детей любви к Родине. Реализую проекты: «Я – часть России»;«Моя семья»; «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный 82- летней годовщине Сталинградской битвы; «Защитники Отечества».
Я участвовала на Районном методическом обьединении с сообщением «Проектная деятельность как способ формирования нравственно – патриотических чувств дошкольника».
В процессе реализации проектов я решаю следующие задачи:
-формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с городом;
- воспитание любви к Родине, семье, своему краю;
-воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества;
-формирование основ экологической культуры,гуманного отношения ко всему живому;
-формирование художественного вкуса и любви к прекрасному,развитие творческих способностей.
Я участвовала на II открытом областном дистанционном фестивале педагогических идей и методических разработок «Мой край родной ! Ты – часть моей России».Приняла участие в региональной научно – практической конференции « IV Покровские образовательные чтения» в качестве выступающего с докладом «Воспитываем в детях доброту».Участвовала в региональном конкурсе методических разработок «Люблю тебя, я край родной»
В группах оформлены патриотические уголки для детей.
Принимаем участие в акциях: «Добрый автобус», «Поздравляем ветеранов», «Посади дерево».
Участвовали в районном месячнике оборонно – массовой, военно – массовой и военно – патриотической работы.
В деле патриотического воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей.Родители включаются в деятельность детского сада, направленную на развитие детей
Взаимодействие сотрудников и родителей в деле патриотического воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, общие родительские собрания, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей. Большинство родителей, весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их развития.
С родителями проводятся консультации: «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников», «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»,«Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников», «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников», «Формирование представлений детей о родном городе», «История, традиции и культура уральского народа», «Символика России»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма», «Система работы по патриотическому воспитанию в современном детском саду».
Я считаю, что работа по гражданско -патриотическому воспитанию помогает создавать фундамент для формирования патриотических качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения. Детство всегда с надеждой обращено в будущее,как бы плохо ни было настоящее. И дети ждут,чтобы взрослые показали им путь,который определяет им правильную достойную жизнь.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить гражданско - патриотический потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка.
Я и мои коллеги стараемся организовать жизнь детей в ДОУ так, чтобы дети чувствовали себя нужными в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.
Опыт работы нашего детского сада убеждает нас в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия.
Максимальный результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.
Опыт моей работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по гражданско – патриотическому воспитанию.
Мы уверены, что единство требований детского сада и семьи обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Свое выступление я хотела бы закончить словами Василия Александровича Сухомлинского:
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений, и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание в системе дошкольного образования
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. ...

Статья на тему: «Современные требования к организации деятельности дошкольной образовательной организации, как открытой образовательной системы»
В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой....

Система деятельности дошкольной образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Система деятельности дошкольной образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
На сегодняшний день мы заново осознаем значение воспитания патриотизма. Перед дошкольными образовательными организациями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личнос...

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации (опыт работы со старшими дошкольниками).
Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах....
Организация системы контроля в дошкольной образовательной организации
Изучение вопроса организации системы контроля в дошкольной образовательной организации важно и обусловлено значимостью сферы социальной жизни. Контроль позволяет создать информационную базу...