«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Вера Викторовна Прохода

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

на тему

«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»


Подготовила: Прохода Вера Викторовна

г. Рубцовск, 2022 г.

Цель: ознакомление педагогов с технологией «Лэпбук» для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

«Чудо - папку открываю,

все что знаю, вспоминаю!»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.

Что же такое лэпбук?

Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) - это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Лэпбуки можно использовать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру - папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.

Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.

hello_html_m761c9116.jpg

                                                           hello_html_m23e55a83.jpg

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные,
  • праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

Организация материала:

  • стандартные кармашки;
  • обычные и фигурные конверты;
  • кармашки-гармошки;
  • кармашки-книжки;
  • окошки и дверцы;
  • вращающиеся детали;
  • высовывающиеся детали;
  • карточки;
  • теги;
  • стрелки;
  • пазлы;
  • чистые листы для заметок и т.д.

hello_html_2768e9dc.jpg                  hello_html_m5bd3a4e7.jpg

Зачем нужен лэпбук?

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.

Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

hello_html_m2358fc3.jpg

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

  • картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
  • бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
  • принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей и/или скотч;
  • степлер;
  • декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Готовые шаблоны кармашков для лэпбуков, которые можно скачать бесплатно – лучший вариант для новичков. Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное.

                                        hello_html_7c511116.jpg

hello_html_4428b17b.jpg

Этапы создания лэпбука

1. Начинаем мы с выбора темы. Тема лэпбука может быть любая:

  • интересные события, происходящие с ребенком;
  • увлечения детей;
  • темы недели;
  • литературные произведения;
  • мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общийлэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

hello_html_m43e21cd7.jpg

Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными, для школьников можно подобрать материал посложнее. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.

2. План

После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

3. Создание макета

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.

4.Создание лэпбука

Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие - одно задание.

Таким образом, можно сказать что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников познавательного интереса, творческого потенциала, детской инициативы. А все это учит дошкольников мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

hello_html_m65567f21.jpg            hello_html_670d13ec.jpg                hello_html_mff429ee.jpg                       

   

Список литературы:

1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

2. Лэпбуки. Это интересно. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Лэпбук– как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Данная консультация была разработана с целью ознакомления родителей с иновационной педогигической технологией Лэпбук, как средство обучения....

"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...

презентация "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Эта презентация поможет логопедам и воспитателям разобраться в том как самомтоятельно сделать интерактивную папку для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Лэпбук - это современное средство д...

"Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука....

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель:  1. Изучение нов...

Консультация для родителей на тему "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»"

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале путирядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди вего жизни – родители.ФГОС ориентирует педагогов ДОУ...

Применение методов «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Собственная методическая разработка по использованию Лэпбука, как средства развития познавательных способностей детей....