Методический час «Эвритмия как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Эвритмия — особый вид художественного движения, основанный на закономерностях речи, музыки и жеста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 п. Новоорск» Новоорского района Оренбургской области
Методический час
«Эвритмия как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»
Ивакина А.Н.,
музыкальный руководитель
высшей категории
МДОУ «Детский сад №4 п. Новоорск»
2022г.
Эвритмия — особый вид художественного движения, основанный на закономерностях речи, музыки и жеста. В переводе с греческого эвритмия означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение».
Цель использования эвритмии в ДОУ — развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
Задачи, которые решаются на занятиях по эвритмии:
- формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
- развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
- коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног);
- улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
- расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей).
Эвритмия включает в себя:
- ритмические игры;
- социальные игры (взаимодействие с партнёром, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластику — специальные упражнения для развития мышечной гибкости, в образных и игровых двигательных заданиях;
- игротанцы — танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников.
Готовых методик проведения эвритмии для детей дошкольного возраста нет, педагоги, использующие эту технологию, проявляют собственное педагогическое творчество.
Некоторые методики, которые применяются в эвритмии:
- Обучение чувству ритма. Для этого используют сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т. п.) и музыки и/или слова.
- Использование детских стихотворений. На стихотворные фразы придумывают простые ритмичные, имитационные или танцевальные движения.
- Занятия в форме сказочных историй. Подражая движениям, дети перевоплощаются в образы различных растений, животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.
- Использование атрибутов. В процессе разучивания танцев применяют ритмические палочки, ложки, бубны, зонтики, платочки, мячи, полотна.
- Музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Музыкальный домик» дети выстраиваются в несколько шеренг, каждая из которых выполняет своё задание — определённое количество движений (прыжков, хлопков, притопов и т. д.) в зависимости от услышанного сигнала.
- Использование атрибутов для развития мелкой и крупной моторики. Для мелкой моторики используют игры «Паучок», «Стала курочка считать маленьких цыпляток», «Оркестр пальчиков». Для развития крупной моторики — «Хлопок, прыжок, поворот».
Также в эвритмии применяют игры на внимание, например, «Слушай хлопки!»: дети встают в круг и под звуки музыки идут по кругу, а педагог показывает, какую позу нужно принять (аиста) после 2-х хлопков, а какую (лягушки) — после 3-х хлопков.
Игры, которые можно использовать для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста:
- «Повтори за мной». Педагог стуком задаёт ритм, а дети должны повторить его одной рукой, другой и обеими руками. Можно попробовать повторить ритм ногами.
- «Как зовут твоего друга». У ребёнка спрашивают, кто его друг или подруга. В ответ он называет имя и одновременно хлопает.
- «Прохлопай». Ребёнок читает известное ему простое стихотворение и делит на слоги хлопками. Можно попросить сделать это в движении и протопать ногами.
- «Кружочки». Педагог показывает детям большие и маленькие кружочки. Большой кружочек называется «ТА», а меленькие — «ти-ти». Затем он выкладывает в ряд несколько кружочков. Дети проговаривают или хлопают.
- «Скворушка». Учитель читает детям стихотворение. Они в такт поднимаются на носочки и опускаются. Можно заменить на действия руками.
- «Гном-барабанщик». Педагог даёт ребёнку небольшой барабан и палочки. Затем читает стихотворение. Задача ребёнка — простучать конец фразы разными руками и одновременно.
- «Музыкальные стульчики». Стулья стоят по кругу, на каждом — шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.
- «Барабанщики». Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлапывают в ладоши заданный ритм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»
Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности
формирование творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитие положительной эмоциональной отзывчивости на музыку...

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию
Инновационные формы работы с детьми по экологическому воспитанию...

Консультация для педагогов. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие л...

Кейсбук - как одна из инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно за...
Консультация для педагогов тема: «Интерактивные (виртуальные) экскурсии, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»
Информатизация образовательного процесса заставляет воспитателей:• следовать современным требованиям, осваивать возможности ИКТ;• быть для воспитанников проводником в мир информационных техн...

Авторская методическая разработка для музыкальных руководителей дошкольного образования «Эвритмия, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»
Эвритмия развивает творческие способности детей, когда они художественным образом выражают духовное содержание поэзии или музыки и при этом взаимодействуют с другими ...
