Методический час «Эвритмия как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Ивакина Антонина Николаевна

Эвритмия — особый вид художественного движения, основанный на закономерностях речи, музыки и жеста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 п. Новоорск» Новоорского района Оренбургской области

Методический час  

«Эвритмия как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»

                                                               

                                                                 

                                                               

                                                                 Ивакина А.Н.,

музыкальный руководитель

                                                                      высшей категории

МДОУ «Детский сад №4 п. Новоорск»

2022г.

Эвритмия — особый вид художественного движения, основанный на закономерностях речи, музыки и жеста. В переводе с греческого эвритмия означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение».  

Цель использования эвритмии в ДОУ — развитие культуры движения детей дошкольного возраста.  

 Задачи, которые решаются на занятиях по эвритмии:

  • формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации; 
  • развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости; 
  • коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног); 
  • улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения); 
  • расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом; 
  • формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей). 

Эвритмия включает в себя:

  • ритмические игры; 
  • социальные игры (взаимодействие с партнёром, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 
  • импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением; 
  • игропластику — специальные упражнения для развития мышечной гибкости, в образных и игровых двигательных заданиях; 
  • игротанцы — танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений. 

Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников. 

Готовых методик проведения эвритмии для детей дошкольного возраста нет, педагоги, использующие эту технологию, проявляют собственное педагогическое творчество.  

Некоторые методики, которые применяются в эвритмии:

  • Обучение чувству ритма. Для этого используют сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т. п.) и музыки и/или слова.  
  • Использование детских стихотворений. На стихотворные фразы придумывают простые ритмичные, имитационные или танцевальные движения.  
  • Занятия в форме сказочных историй. Подражая движениям, дети перевоплощаются в образы различных растений, животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.  
  • Использование атрибутов. В процессе разучивания танцев применяют ритмические палочки, ложки, бубны, зонтики, платочки, мячи, полотна.  
  • Музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Музыкальный домик» дети выстраиваются в несколько шеренг, каждая из которых выполняет своё задание — определённое количество движений (прыжков, хлопков, притопов и т. д.) в зависимости от услышанного сигнала.  
  • Использование атрибутов для развития мелкой и крупной моторики. Для мелкой моторики используют игры «Паучок», «Стала курочка считать маленьких цыпляток», «Оркестр пальчиков». Для развития крупной моторики — «Хлопок, прыжок, поворот».  

Также в эвритмии применяют игры на внимание, например, «Слушай хлопки!»: дети встают в круг и под звуки музыки идут по кругу, а педагог показывает, какую позу нужно принять (аиста) после 2-х хлопков, а какую (лягушки) — после 3-х хлопков.

 Игры, которые можно использовать для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста:

  • «Повтори за мной». Педагог стуком задаёт ритм, а дети должны повторить его одной рукой, другой и обеими руками. Можно попробовать повторить ритм ногами. 
  • «Как зовут твоего друга». У ребёнка спрашивают, кто его друг или подруга. В ответ он называет имя и одновременно хлопает. 
  • «Прохлопай». Ребёнок читает известное ему простое стихотворение и делит на слоги хлопками. Можно попросить сделать это в движении и протопать ногами. 
  • «Кружочки». Педагог показывает детям большие и маленькие кружочки. Большой кружочек называется «ТА», а меленькие — «ти-ти». Затем он выкладывает в ряд несколько кружочков. Дети проговаривают или хлопают. 
  • «Скворушка». Учитель читает детям стихотворение. Они в такт поднимаются на носочки и опускаются. Можно заменить на действия руками. 
  • «Гном-барабанщик». Педагог даёт ребёнку небольшой барабан и палочки. Затем читает стихотворение. Задача ребёнка — простучать конец фразы разными руками и одновременно. 
  • «Музыкальные стульчики». Стулья стоят по кругу, на каждом — шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют. 
  • «Барабанщики». Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлапывают в ладоши заданный ритм. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

формирование творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитие положительной эмоциональной отзывчивости на музыку...

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с детьми по экологическому воспитанию...

Консультация для педагогов. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие л...

Кейсбук - как одна из инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста.

   Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно за...

Консультация для педагогов тема: «Интерактивные (виртуальные) экскурсии, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»

Информатизация образовательного процесса заставляет воспитателей:• следовать современным требованиям, осваивать возможности ИКТ;• быть для воспитанников проводником в мир информационных техн...

Авторская методическая разработка для музыкальных руководителей дошкольного образования «Эвритмия, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»

       Эвритмия развивает творческие способности детей, когда они художественным образом выражают духовное содержание поэзии или музыки и при этом взаимодействуют с другими ...