Формирование музыкальной культуры ребенка-дошкольника в ДОУ
статья
Дошкольный возраст - это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любознательность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных учреждениях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художественного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музыкальную культуру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В ДОУ
Дошкольный возраст - это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любознательность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных учреждениях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художественного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музыкальную культуру.
Рассмотрим понятие музыкальной культуры детей.
Дмитрий Борисович Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки.
Ольга Петровна Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, которое формируется в процессе
- систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства;
- в процессе музыкально-образного мышления и воображения;
- накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности;
- развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания, т.е. эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально- оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.
Таким образом можно выделить, что музыкальная культура — это совокупность музыкальных ценностей, система их функционирования в социуме и способы их воспроизводства.
Она представляет собой сложную и многогранную систему, которая объединяет:
- Знания о музыке (музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, о композиторах, исполнителях, истории создания музыкальных сочинений).
- Музыкальные умения (умение воспринимать музыку различных жанров и музыкальных направлений).
- Музыкальные навыки (навыки игры на инструментах, чтение нот с листа).
Целью формирования музыкальной культуры детей является передача духовного опыта поколений, выраженного в музыкальной культуре в её наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе
положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Для достижения этого необходимы постоянные и систематические музыкальные занятия детей.
Таким образом основная деятельность музыкального руководителя должна быть направлена на приобщение детей к тому, чтобы они проникались эмоциональным содержанием музыки, переживали ее.
С 1 сентября 2023 года все детские сады перешли на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО). В этом документе понятие «формирование музыкальной культуры ребенка дошкольника» встречается в пункте 21.6.1, где говорится о возрасте 5-6 лет. Понятно что основы музыкальной культуры мы начинаем закладывать малышам в раннем возрасте. Уже к 3м годам ребёнок должен с удовольствием слушать музыку, подпевать, выполнять простые танцевальные движения. На музыкальных занятиях в этот возрастной период мы воспитываем интерес к музыке; приобщаем к ее восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать;
В возрасте 3-4 лет
- развиваем у детей эмоциональную отзывчивость на музыку; знакомим детей с тремя жанрами музыкальных произведений: песней, танцем, маршем;
- формируем у детей умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать; выражать свое настроение в движении под музыку;
- учим детей петь простые народные песни, попевки, прибаутки, передавая их настроение и характер;
- поддерживаем детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;
От 4 до 5 лет - продолжаем развивать у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызываем эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
- обогащаем музыкальные впечатления детей, способствуем дальнейшему развитию основ музыкальной культуры;
- Воспитываем слушательскую культуру детей;
- развиваем музыкальность детей;
- воспитываем интерес и любовь к высокохудожественной музыке;
- продолжаем формировать умение у детей различать средства выразительности в музыке, различать звуки по высоте;
- поддерживаем у детей интерес к пению;
- способствуем освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх, драматизациях, инсценировании;
- способствуем освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах;
- Ну и конечно же поощряем желание детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
В возрасте 5-6 лет
- продолжаем формировать у детей эстетическое восприятие музыки, умение различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);
- развиваем у детей музыкальную память, умение различать на слух звуки по высоте, музыкальные инструменты;
- формируем у детей музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; способствуем накоплению представлений о жизни и творчестве композиторов;
- продолжаем развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;
- продолжаем развивать у детей музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;
- развиваем у детей умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
- способствуем дальнейшему развитию у детей навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей;
- развиваем у детей умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности;
Ну и наконец в работе с детьми 6-7 лет
- воспитываем гражданско-патриотические чувства через изучение Государственного гимна Российской Федерации;
- продолжаем приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать музыкально-эстетический вкус;
- развиваем детское музыкально-художественное творчество, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей; способствуем удовлетворению потребности в самовыражении;
- развиваем у детей музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- продолжаем обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
- формируем у детей основы художественно-эстетического восприятия мира, способствуем становлению эстетического и эмоционально-нравственного отношения к отражению окружающей действительности в музыке;
- совершенствуем у детей звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух; способствуем дальнейшему формированию певческого голоса;
- развиваем у детей навык движения под музыку; обучаем детей игре на детских музыкальных инструментах; знакомим детей с элементарными музыкальными понятиями; формируем у детей умение использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге;
Формирование музыкальной культуры у детей, согласно ФОП - происходит на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Эта музыка в детском саду окружает ребёнка во всех видах деятельности на музыкальных занятиях, и не только.
В ходе музыкальных занятий есть несколько видов деятельности: пение, слушание, песенное творчество, игра на ДМИ, МРД, музыкально-игровое и танцевальное творчество. Каждый из этих видов детяльности выполняет свою функцию по формированию музыкальной культуры ребенка. Одно не возможно без другого
Один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности это слушание музыки.
В процессе слушания дети приобретают самый большой объем музыкальных впечатлений:
- учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее;
- у них развивается музыкальное восприятие-мышление – универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования.
Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними – в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагается послушать соответствующий музыкальный материал.
Чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением занимался на музыкальных занятиях, можно сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные.
Использование в работе информационно-компьютерных технологий в процессе музыкального развития дошкольников помогает разнообразить музыкальную деятельность детей, повышает познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий.
Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. И поэтому работу с семьей необходимо вести параллельно, с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке. Формы работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, оформление стендов, организацию докладов на родительских собраниях. Традиционными стали мастер-классы для родителей по приобщению к традиционной русской культуре.
Значительным для детей и взрослых событием является выставка детских рисунков, которая оформляется в группе. Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали.
Таким образом, организованная система по формированию у детей музыкальной восприимчивости, на музыкальных занятиях, и использованных разнообразных форм организации музыкальной деятельности по слушанию и восприятию музыки способствует развитию у детей музыкальности, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности эмоциональной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Музыкальные праздники в формировании музыкальной культуры старших дошкольников 2011 год
Если использовать все виды музыкально - праздничных мероприятий и проводить их на должном уровне, то музыкальная культура дошкольников будет развиваться более эмоционально и ярко....
Формирование музыкальной культуры дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности
Важнейшей задачей музыкального образования дошкольников является формирование у них основ музыкальной культуры.Неоценимая роль и большие перспективы в деле приобщения детей к миру духовнй ...

Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников.
Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников....

Музыкальная среда как средство формирования музыкальной культуры дошкольников
Методический материал предназначен для педагогов дошкольного образованию с целью ознакомления с видами музыкально-образовательной среды, особенностями организации музыкально-образовательной среды в ДО...

Направления работы музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры дошкольников.
Специфика подхода к отбору направлений деятельности музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры определяется особенностями его музыкального формирования. Например, то, в каких услов...

«Формирование музыкальной культуры дошкольников на музыкальных занятиях»
Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?...
Консультация для родителей "Формирование музыкальной культуры дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ"
Что такое "музыкальная культура" и каким образом мы её формируем на музыкальных занятиях у дошкольников расскажу родителям в данной консультации...

