Формирование музыкальной культуры дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности
статья (старшая, подготовительная группа)

Важнейшей задачей музыкального образования дошкольников является формирование у них  основ музыкальной культуры.

Неоценимая роль и большие перспективы в деле приобщения детей к миру  духовнй красоты скрыты в  детской музыкально - игровой деятельности, с ее яркой эмоциональностью, образностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование музыкальной культуры дошкольников в процессе  музыкально-игровой деятельности

Наиболее актуальной проблемой, стоящей перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности.

Важнейшей задачей музыкального образования дошкольников является формирование у них основ музыкальной культуры.

Неоценимая роль и большие перспективы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности  с её яркой эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.

Музыкально-игровая деятельность способствует реализации таких педагогических функций, как познавательной, коммуникативной, рекреационной, компенсаторной, креативной, эстетической. Иначе говоря, музыкальные игры дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, которая может явиться одним из наиболее эффективных средств развития детского музыкального творчества, выступающего в качестве составного компонента музыкальной культуры ребенка. Творческие проявления дошкольников в музыкально-игровой деятельности становятся важнейшими показателями уровня развития музыкальной культуры ребенка, выражающейся в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку, а также оценивать результаты творческого процесса.

Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством, и является важной предпосылкой  к формированию действительно развитого во всех отношениях человека.

Музыкальная игра вовлекает дошколят в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.

Несмотря на то, что музыкальные игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых музыкальным материалом, дети, увлекаемые музыкальными звуками и образами, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.

В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

Музыкальная игра,  - самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности, дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка.

В музыкально-игровой деятельности, выполняя минимальное количество несложных правил, дошкольник имеет свободу проявления своей индивидуальности и самостоятельности.

Следуя вышеизложенному, музыкальная игра:

  • фактор развития ребенка;
  • способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры;
  • щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него умениям и навыкам;
  • способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
  • мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
  • деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребенка;
  • способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;
  • способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой: она активизирует мышечный тонус ребенка, углубляет восприятие музыкального образа и усиливает эмоциональную сторону игры. Движения в игре выступают своеобразным выразительно-изобразительным средством, помогающим в воплощении содержания музыки.

Возникновение и развитие музыкально-игрового образа во многом зависит от качества педагогического руководства, грамотного подбора музыкальных произведений. Музыка, поэтический текст песни являются своеобразной программой для определения музыкально-игрового замысла.

В педагогической литературе достаточно широко классифицируют музыкальные игры. Например, Н.А.Ветлугина разделяла музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Э.П.Костина дополнительно классифицирует настольные музыкально-дидактические игры. Л.Н.Комиссарова разделяет музыкально-дидактические игры на три группы: различение характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Н.И.Льговская предлагает классифицировать музыкально-игровые методики на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество):

  • игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический);
  • игры, развивающие чувство ритма;
  • игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;
  • игры, синтезирующие различные виды музыкальной деятельности (пение, движение);
  • музыкально-игровые композиции.

Игры, синтезирующие виды детской музыкальной деятельности, являются кульминацией всей музыкально-игровой системы. Они совершенствуют восприятие, память, мышление, воображение, ощущения детей, активизируют умственные способности и положительно влияют на физическое и эмоционально развитие, возбуждают интерес к жизни и развивают их музыкальные способности. Основная цель игр данного вида – формирование у детей культуры пения в синтезе с культурой движений в процессе приобщения их к музыке.

Задачи игр:

  • развитие музыкальных способностей ребенка (эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух и чувство ритма);
  • формирование и развитие певческих навыков (интонирование, певческое дыхание, дикция, ансамбль);
  • синтезирование певческих умений и навыков с выразительностью движений;
  • формирование музыкальной культуры (эстетических эмоций, интересов, оценок).

В младшем дошкольном возрасте игры данного вида проводятся, как правило, под пение педагога (воспитателя или музыкального руководителя), а начиная со среднего дошкольного возраста – под пение педагога и самих детей. Организуя музыкальные игры под пение детей, педагог должен помнить об особенностях певческого дыхания ребенка и подбирать песни со спокойными и плавными движениями, поскольку энергичные движения, прыжки во время таких игр затрудняют дыхание и мешают пению.

Поэтому в работе над данными играми педагог должен систематически осуществлять контроль над соблюдением режима голоса, не допуская его утомления. Необходимо избегать форсированного звучания, совершенствуя певческие навыки. Важно помнить, что резкие, быстрые движения приводят к учащению дыхания, и пение становится прерывистым и невыразительным. Поэтому движения должны быть плавного и спокойного характера.

Несмотря на то, что синтез пения и движений в предлагаемых музыкально-игровых методиках требует от детей больших физических усилий, сосредоточенности и внимания, дети всегда участвуют в них охотно.

Самым подходящим музыкальным материалом для игр могут стать народные песни и хороводы (программная музыка, имеющая название и литературную основу, т.к. поэтический текст и образное слово помогают ребенку лучше понять содержание музыки и создать музыкально-игровые образы), мелодии которых просты и доступны дошкольникам. Они чаще исполняются без музыкального сопровождения, а значит, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях.

Игры, синтезирующие виды детской музыкальной деятельности, включают в себя две разновидности игр: игры-хороводы и игры-драматизации. Эти игры стимулируют и активизируют творческие способности детей, максимально раскрывая их в пении и в движении, дают возможность выразить глубину своих чувств и доставляют им эстетическое наслаждение.

Организация игр-хороводов и игр-драматизаций требуют максимально-профессионального и тонкого подхода. Каждую музыкальную игру условно можно разделить на три основных этапа: пролог, непосредственное проведение игры, анализ игры.

Педагог организует игровое пространство, объясняет процесс игры, подбирает музыкальный материал, необходимые атрибуты, отбирает нужное количество участников и создает условия для их самовыражения, самоутверждения, самопознания, а главное для того, чтобы детям в игре было легко и уютно – комфортно. Желательно начинать объяснение игры с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией. Лучшим вариантом можно считать объяснение условий по ходу игры.

Технология объяснения музыкальной игры должна соответствовать ряду требований:

  • ясность и четкость в изложении;
  • эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков;
  • использование всевозможных видов воздействия (словесного, зрительного, слухового).

При подведении итогов игр-хороводов и игр-драматизаций необходимо помнить о том, что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости участия в ней.

Необходимые требования к педагогу-организатору детской музыкально-игровой деятельности – это эстетика внешнего вида педагога; высокая культура речи; доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку; профессиональный подход к подготовке и проведению музыкальной игры.

Игры-хороводы представляют собой песни для сопровождения движений и поэтому имеют простую мелодику. Любое движение в них требует от детей выражение различных образов, чувств, поэтому в каждом отдельном случае дети должны уметь привнести в движение характерность, присущую данной песне.

Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызвать у ребенка интерес и желание принять участие в совместной музыкально-игровой деятельности.

Прежде чем начать разучивать c детьми новую игру-хоровод, педагог должен сам хорошо её освоить: разобраться в её воспитательном значении, в содержании игры, определить характер музыки, выучить песенный материал, а также проверить на себе движения. На подготовительном этапе работы с детьми над игрой-хороводом он должен заинтересовать детей образами, вспоминая с ними необходимые детали.

Затем педагог должен познакомить детей с песенным репертуаром хоровода, продумывая методику работы над ним. Хороводную песню разучивают с детьми заранее для того, чтобы они хорошо освоили мелодию, содержание всех куплетов, это облегчит работу над композицией в дальнейшем.

Далее можно приступить к знакомству детей с движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети представляли её себе в целом, понимая связь содержания и движений с пением. Необходимо предусмотреть затруднения, которые могут возникнуть у детей в процессе движения, перестроения или создания игровых образов. Дети сначала водят хоровод, не детализируя движений и не стремясь к четкости перестроений, а потом постепенно их исполнение уточняется и совершенствуется.

Педагогу необходимо не забывать о главном предназначении любой музыкальной игры, и хороводной в частности: поддерживать в детях радость и эмоциональный подъем от совместного творческого процесса.

В основе музыкальных игр-драматизаций лежит действие, отражающее содержание и характер музыкального материала. Музыкальные игры этого вида имеют сюжет, ориентируются на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) в сочетании с песенной выразительностью. Они предполагают взаимодействие и столкновение персонажей посредством музыкально-двигательных диалогов и монологов с обязательно положительной развязкой.

Этот вид игр сложен тем, что на синтез пения и движения в них наслаиваются элементы музыкально-театральной деятельности. Дети обладают огромными игровыми возможностями. Они способны силой своего воображения создавать мнимую ситуацию сильнее, чем аналогичный смыслообразующий фактор у взрослого.

Данный вид музыкальных игр нацелен на максимальное развитие творческих способностей у детей. Педагог должен знать, что важнейшие особенности драматургии трудны для детского восприятия и осваиваются детьми постепенно (развитие действия, взаимодействие и столкновение персонажей, их своеобразие). И здесь на помощь приходит музыка, которая в сочетании с действиями и построениями игры помогает постичь её замысел и характеризует персонажей. Поэтому в данной разновидности музыкально-игровых методик необходимо знакомить детей с песенным материалом непосредственно в процессе игры.

К процессу распределения ролей нужно подходить как с точки зрения мотивации (почему ребенок хочет эту роль), так и с точки зрения максимального соответствия индивидуальности ребенка выбранной роли. Надо создавать у юных артистов импровизационное состояние. При раскрытии художественных образов необходимо следить за органичным сочетанием у детей знаний, умений и навыков со свободой импровизации. Разумеется, предварительная работа педагога понимает воспитательное значение игры, овладение музыкальным материалом, тщательное обдумывание драматургического развития сюжета и мизансцен, а также подготовку необходимых атрибутов (костюмов или их элементов). Важно, чтобы дети постепенно вникали в музыку, в сюжет и немногочисленные образы, учились понимать, любить их и стремились бы лучше их исполнять.

Педагог может ставить перед детьми всё новые задачи, последовательно раскрывать смысл каждого образа, вносить в него новые детали, направлять внимание детей на менее заметные особенности музыки и повышать требования к исполнению песенного материала, движений и перестроений в игре. При такой работе игра долго остается для детей интересной, живой, увлекательной. У них накапливается репертуар любимых игр-драматизаций, и они с удовольствием возвращаются к каждой из них, получая всё больше радости и ярких впечатлений.

Этапы организации:

  • поставить цель;
  • разработать движения на данном музыкальном материале, используемые в игре;
  • приготовить атрибуты (элементы костюмов);
  • знакомство с сюжетом игры (рассказывание музыкальной истории  сопровожденной пением педагога);
  • разучивание песни непосредственно в процессе игры, распределение ролей;
  • корректирование движений детей и создание условий для свободной импровизации (использование вопросов: «Как мы это изобразим?», «Как будет выглядеть тот или иной персонаж?», «Что будет делать тот или иной персонаж?» и т.п.);
  • работа над выразительностью пения и движений, их разумным сочетанием, созданием игрового образа.

Музыка имеет огромное значение в формировании духовного мира дошкольника, формирует у него эстетико-ориентированное мировосприятие, развивает эмоциональную и интеллектуальную сферы, оказывает неоценимое положительное влияние на его общее развитие. Поэтому в число важнейших и сложных задач музыкального обучения и воспитания входит задача формирования и развития органичного восприятия детьми высокого музыкального искусства, их приобщение к музыкальной культуре, способствуя тем самым раскрытию способности к художественному восприятию, активной работе фантазии и воображения, формированию устойчивого интереса к музыке.

Знания закономерностей приобщения детей к музыкальной культуре, условий и методов воспитания и умение организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкой являются важнейшими показателями профессионального мастерства специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста.

 Музыкально-игровая деятельность – наиболее эффективное средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников.

Методика организации игр, синтезирующих различные виды музыкальной деятельности разнообразна и вариативна. В процессе её реализации педагог должен руководствоваться целевой установкой – воспитание у детей чувства соответствия музыки и движения.

Главное, необходимо помнить, что лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них, педагог может ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребенка и обогащать его музыкально-слуховые представления и музыкальный опыт на основе ценной в художественном отношении музыки.

Литература

 1. Г.И. Анисимова, Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы  / Г.И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 96с.

 2. Е.А. Алябьева Психогимнастика в детском саду./ Е.А. Алябьева.- М.:ТЦ Сфера

     2003.-с.115-156.

3. Н.И. Льговская «Организация и содержание музыкально – игровых досугов детей

    старшего дошкольного возраста » - АЙРИС-ПРЕСС, 2007.

4. Э.П. Костина «Музыкально – дидактические игры» - Феникс, 2010.

5.Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина  «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» / Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М.: Просвещение, 1986. - 141с.

6. Н.Г. Кононова  «Музыкально  –  дидактические   игры  для дошкольников» / Из опыта работы музыкального  руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.

7.  Н.А.Ветлугина  « Музыкальное  развитие ребенка». -  М.: Просвещение, 1967.

8. М.А. Васильева Программа воспитания и обучения в детском саду/ М.А.Васильева, В.В.гербова, Т.С.Комарова.- 4-е изд., испр.и доп. –М.: Мозайка- Синтез, 2006.-с.230-232.

9.  Л.С. Выготский  Психология искусства./ Л.С. Выготский.- М.: Искусство, 1986. –с. 210-221.

10.  Краевский В.В. Общие основы педагогики./ В.В. Краевский,- М.: Издательский центр «Академия»,- 2006.-с. 256-258.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы«Восприятие музыки как средство формирования музыкальной культуры дошкольников».

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человечески...

Проект "Взаимодействие ДОУ с Детской школой искусств, как успешная реализация формирования музыкальной культуры дошкольников"

Реализация данного проекта направлена на повышение музыкальной культуры детей и взрослых. Вызвать интерес у дошкольников, чтобы они увидели как это красиво и интересно. Социальными партнерами в данном...

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Доктор педагогических наук О.П. Радынова подчеркивает, что &la...

Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников.

Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников....

Музыкальная среда как средство формирования музыкальной культуры дошкольников

Методический материал предназначен для педагогов дошкольного образованию с целью ознакомления с видами музыкально-образовательной среды, особенностями организации музыкально-образовательной среды в ДО...

Направления работы музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры дошкольников.

Специфика подхода к отбору направлений деятельности музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры определяется особенностями его музыкального формирования. Например, то, в каких услов...

«Формирование музыкальной культуры дошкольников на музыкальных занятиях»

Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?...