Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Край, в котором живём, мы, играя, познаём»
проект (подготовительная группа)

Ивакина Антонина Николаевна

Дошкольники знакомятся с родным краем через музыкально- дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._proekt_kray_v_kotorom_zhivem.docx37.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

 «Детский сад №4 п. Новоорск»

Практико-ориентированный проект

 для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

  «Край, в котором живём, мы, играя, познаём»

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  (худоджественно - эстетическое воспитание)

Руководитель проекта:

Ивакина А.Н.,

Музыкальный руководитель высшей категории  МДОУ «Детский сад №4  п. Новоорск».

п. Новоорск   2024г.

Содержание.

Пояснительная записка……………………………………………3

Ожидаемые результаты……………………………………………5

Планируемое время на реализацию проекта по этапам…………5

Интеграция образовательных областей…………………………6

Поисковый этап……………………………………………………6

Аналитический этап……………………………………………….6

Практический этап…………………………………………………7

Музыкально-дидактические игры, способствующие расширению и закреплению знаний о музыкальной культуре Новоорска………7

Заключительный этап……………………………………………..8

Список литературы………………………………………………..8

Пояснительная записка

                             «Красота музыки имеет своим источником красоту

                       окружающего мира.  Пусть ребёнок чувствует  красоту

                       и восторгается ей, пусть в его сердце  и памяти навсегда

                       сохранятся образы, в которых  воплощается Россия».

В. А. Сухомлинский.

У каждого человека есть своя малая Родина- край, где он родился, где всё кажется ему особенным и родным. У каждого человека любовь к Родине проявляется по- разному. Поэты сочиняют стихи, композиторы- музыку, а художники рисуют картины, тем самым прославляя свой край. Все впечатления, полученные в детстве о своей малой Родине, её истории, культуре остаются в памяти на всю жизнь, формируют черты характера, которые помогают дошкольникам стать патриотами и гражданами своей страны

Проблемное поле

В программе нашего ДОУ большое внимание уделяется региональному компоненту. Мною был разработан и реализован проект «Образ малой родины глазами художников и композиторов Новоорска», в котором дети знакомились с  музыкальными произведениями о Новоорске, с картинами местных художников. На музыкальные гостиные приглашали композитора и художника. Работа была очень интересна и увлекательна. Передо мной встал вопрос: как дальше поддерживать интерес дошкольников к музыкальной культуре нашего посёлка? Я решила  собрать картотеку музыкально-дидактических игр, но перечитав литературу и поискав в интернете - ничего не нашла . Мне захотелось попробовать самой разработать музыкально- дидактические игры на тему проекта

     

Вид проекта:  практико-ориентированный

Цель: приобщение дошкольников к музыкальной культуре родного посёлка средствами музыкально-дидактических игр.

Задачи:

- разработать музыкально-дидактические игры по теме проекта;

-способствовать  расширению и закреплению представлений дошкольников о культуре родного края в  организованной и самостоятельной деятельности;

  -способствовать развитию самостоятельности при выборе музыкально-дидактической игры, уважительного отношения к товарищам, умению высказывать своё мнение;

- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности;

-привлечь родителей к изготовлению музыкально-дидактических игр;

-заинтересовать педагогов в использовании музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей.

Участники проекта.

Музыкальный руководитель

разрабатывает  и реализует проект

Педагоги

осуществляют реализацию проекта в самостоятельной деятельности детей

Родители

принимают участие в изготовлении музыкально-дидактических игр

Дети старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

активные участники проекта

Ожидаемые результаты:

дошкольники проявляют устойчивый интерес к музыкальной культуре своего посёлка;  знакомы с учреждениями, которые оказывают дополнительное музыкальное образование(МБОУ ДОД ДШИ п. Новоорск, РДК, СДК,  МБУ ДО «Центр детского творчества Новоорс кого района»), с устройством Дома Культуры (сцена,  занавес, декорации, микрофон, кулисы, зрительный зал, осветительные приборы, колонки, гардероб); с правилами поведения в ДК, с названиями ВИА нашего посёлка;

  способны различать звучания музыкальных инструментов, игре на которых обучают в ДШИ, умеют отличать музыкальные инструменты, которые входят в ВИА;

 активно используют в речи музыкальные понятия: соло, дует, трио,  квартет, оркестр, вокальная группа , хор;

 способны различать   виды танца ( бальный, исторический,  народный, современный );

знают  птиц, обитающих в нашем краю (воробей, соловей, кукушка и др.), умеют узнавать их по пению;

        ознакомлены с  песнями о деревьях, которые растут в нашей местности;

 способны самостоятельно выбрать музыкально-дидактическую игру и партнёров, проявляют уважение к товарищам и соблюдают правила игры. 

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Проект средней продолжительности : (октябрь-декабрь)

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Сбор информации по теме в литературе, интернет ресурсах

1 неделя

2

Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта

1 неделя

3

Практический

Распределение ответственности за реализацию проекта,  разработка и создание музыкально-дидактических игр, изготовление продукта (лепбука)

2,5 месяца

4

Презентационный

Презентация  проекта и продукта (лепбук).

1 день

 Интеграция образовательных областей. 

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

познавательное развитие.

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( звучании, ритме, темпе) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности.

-приобщение дошкольников к музыкальной культуре родного посёлка;

-знакомство с учреждениями, которые оказывают дополнительное музыкальное образование( ДШИ,РДК, СДК, Детский центр);

- познакомить с устройством Дома Культуры (сцена,  занавес, декорации, микрофон, кулисы, зрительный зал, осветительные приборы, колонки, гардероб); с правилами поведения в ДК;

-формирование представлений о птицах, обитающих в нашем краю (воробей, соловей, кукушка и др.), умение узнавать их по пению;

2

социально-коммуникативное развитие

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

способствовать развитию самостоятельности при выборе музыкально-дидактической игры, уважительного отношения к товарищам, умению высказывать своё мнение.

3

речевое развитие

-владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря.

способствовать закреплению музыкальных понятий: соло, дует, трио,  квартет, оркестр, вокальная группа , хор, сцена, микрофон, кулиса, зрительный зал, осветительные приборы, колонки

Поисковый этап.

Сбор информации по теме проекта в литературе, интернет ресурсах.

Аналитический этап.

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта

Практический этап.

 Вначале работы были выбраны учреждения в Новоорске , где проводятся праздничные мероприятия,  оказываются услуги дополнительного музыкального образования, места, где можно услышать  музыку. Изучены их сайты, скопированы фото для создания карточек для игр. Затем, в соответствии с функцией учреждения, разрабатывались тематика, цели и методика проведения музыкально-дидактических игр.

Музыкально-дидактические игры, способствующие расширению и закреплению знаний о музыкальной культуре Новоорска

1 тема «Здесь мы с музыкой встречаемся»

Название учреждения

Название музыкальо – дидакти ческой

Игры

Цель музыкально-дидактической игры

Методика проведения музыкально-дидактической игры

 МБОУ ДОД Детская школа искусств п. Новоорск

«Назови инструмент»

Упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов, игре на которых обучают в ДШИ ( пианино, баян, аккардеон, гитара,  балалайка, домра, скрипка)

Описание:  карточки с изображением  детей с музыкальными инструментами, запись со звучанием музыкальных инструментов.

Вариант1.

Педагог просит найти определённый музыкальный инструмент, ребёнок ищет и показывает карточку.

 Варант 2. Детям предлагается узнать инструмент по звуку и показать карточку.

« Назови правильно»

 Способствовать закреплению музыкальных понятий: соло, дует, трио,  квартет, оркестр.

Описание: Карточки с изображением детей в ДШИ  с музыкальными инструментами, соответствующие понятиям :соло, дует, трио, квартет, оркестр.

Вариант 1. Детям предлагается найти карточку, соответствующую понятию соло и т. д.

Вариант2. Дети двигаются по залу под музыку, по её окончанию  собираются в кружки по столько человек, сколько изображено на карточке, затем по очереди произносят музыкальные термины, в соответствии с которым построились

Районный Дом культуры

«Угадай ансамбль»

Закрепление  знаний  о вокально-инструментальных ансамблях нашего посёлка: «Степняки», Знакомые черты», «Свои»;

Описание: карточки с фотографиями выступлений ВИА.

 Педагог предлагает показать карточку с определённым ВИА, ребёнок находит карточку и озвучивает название ВИА.

«Убери лишнее»

 Активизация знаний об инструментах, используемых в ВИА.

Описание: карточки с изображением музыкальных инструментов.

Педагог выкладывает 3 карточки с изображением инструментов, которые используются в ВИА и одну карточку лишнюю(например: синтезатор, гитара, барабанная установка, деревянные ложки-ребёнок убирает лишнее-ложки)

Сельский Дом культуры п.Новоорска

«Сколько человек поёт?»

Способствовать закреплению музыкальных понятий: солист, дует, трио, квартет, вокальная группа, хор.

Описание: карточки с изображениями поющих людей на сцене СДК, соответствующие музыкальным терминам: солист, дует, трио, квартет, вокальная группа, хор.

Вариант 1. Детям предлагается найти карточку, соответствующую музыкальному термину. Вариант 2. Педагог предлагает детям спеть хорошо знакомую песню  в составе, соответствующем выбранной карточки.

«Жизнь на сцене и за кулисами»

Познакомить с устройством Дома Культуры (сцена,  занавес, декорации, микрофон, кулисы, зрительный зал, осветительные приборы, колонки); с правилами поведения в ДК.

 Описание: карточки с изображением ДК (сцена, зрительный зал, гардероб), карточки  с изображением певцов, танцоров, детей-зрителей, детей в одежде все- на липучках.

      Детям предлагается  разместить детей в здании ДК.  

МБУ ДО «Центр детского творчества Новоорс кого района»

«Какой  танец танцуют дети?»

Упражнять в  различении видов танца( бальный, исторический,  народный, современный )

Описание: карточки с изображением танцующих детей.

Детям предлагается выбрать определённый вид танца по музыке, по костюму.

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

«Что делают дети»

 Способствовать закреплению знаний о видах музыкальной деятельности: слушание, пение, ритмические движения, игра на дми, музыкальные игра.

Описание: карточки с изображением  детей в разных видах музыкальной деятельности или кубик, на гранях которых находятся такие карточки.

Дети выбирают карточку и рассказывают , чем занимаются дети на картинке

2 тема : Музыка в природе»

 «Какая птица поёт?»

Формирование представлений о птицах, обитающих в нашем краю (воробей, соловей, кукушка и др.), умение узнавать их по пению.

Описание. Книжка раскладушка с изображением птиц, музыкальное оформление с пением птиц.

 Прослушав голос птицы, ребёнок выбирает нужную картинку в книжке.

Альбом «О деревьях тоже поют».

Формирование представлений о деревьях, растущих в нашей местности, с песнями, загадками, стихами о деревьях.

 Описание: Альбом с сюжетными картинками по тексту песен, текс песни, загадки о дереве, стихи.

Дети рассматривают альбом, вспоминают название песни, могут самостоятельно её спеть.

Заключительный этап.

В результате проекта разработаны музыкально-дидактические игры, способствующие расширению и закреплению знаний о музыкальной культуре Новоорска.  Созданы лэпбук «Край , в котором живём, мы, играя, познаём», презентация проекта.

Список литературы:

  1. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. Ярославль: Академия развития, 2005 г., 96 стр.
  2.  Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. Серия: Дошкольное воспитание и развитие .Айрис-Пресс, 2005 г.Б 64 стр.
  3. МБУДО ДШИ П. Новоорск. (электронный ресурс» https://www.rusprofile.ru

  1. Отдел культуры администрации Новоорского района. (электронный ресурс) http://kulturanovoorsk.ucoz.ru/publ/rdk/rdk/10

  1. МБУ ДО «Центр детского творчества Новоорского района» (электронный ресурс)  http://novoorskdc.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"АЛЛЕЯ СЛАВЫ" Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, посвященный 70-летию Великой Победы.

Цель проекта направлена на формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны и воспитания уважитель...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Измерение массы предметов"

Проект  разработан и проведен с детьми. Показал соответствие игр и  материалам возрасту.  Содержит  нестандартные подходы и решения в приобретении новых знаний, а так же  авто...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Мир эмоций"

Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирова...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «По страницам сказочного мира»

Недаром дети любят сказку.Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца....

Долгосрочный информационно – практико – ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пластилиновые чудеса»

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Пластилино...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Подготовка детей к школе с помощью кинезиологических упражнений"

Цель: создание условий для внедрения универсального метода кинезиологии для подготовки детей к школе.Задачи:•Развивать мелкую моторику кистей рук;•Развивать координацию и общую моторику ребе...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «По страницам сказочного мира»

Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-­нравственного развития ребенка, ко...