Экологический проект для детей подготовительной группы «Спасём землю от мусора»
проект (старшая, подготовительная группа)
Данный проект направлен на приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором. Представленный проект в подготовительной группе детского сада (ДОУ) способствует у детей развитию интереса к исследовательской деятельности, работе в команде, творческих и интеллектуальных способностей.
Ориентированный на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддерживающий новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.
Ведь будущее планеты будет в руках наших детей. Чем раньше мы научим детей переработке мусора, тем быстрее они смогут изменить свои привычки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 982.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект для детей в старшей группе
«Спасём землю от мусора»
Вид проекта: творческо-информационный, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: с 1.10.23г. – 31.05.24г.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, учитель - логопед, родители воспитанников.
Пояснительная записка:
Новизна
Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйства вещества: металлы, стекло, бумагу, пластик. Новизна заключается в том, чтобы разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов и использовать их вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого.
Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.
Актуальность проекта:
Проблема экологического состояния территорий и природы в целом сейчас очень актуальна. Так как жизнь человека невозможно представить без мусора, необходимо как-то решать эту проблему. Ведь вторичное его использование сохранит огромные средства, идущие на сжигание и захоронение. Если учитывать срок службы пластика, то необходимо найти ему широкое применение. Нельзя выбрасывать стекло, т. к. запасы кварцевого песка небезграничные. Эта работа поможет, по-другому относиться к охране окружающей среды, к сохранению природы своей малой Родины.
Сложившаяся ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Именно дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Почему люди бросают на улицах мусор? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект “Спасём Землю от мусора”.
Цель проекта:
Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.
Задачи проекта:
- Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
- Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
- Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
- Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.
- Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.
Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:
Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.
Системность - реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.
Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов. Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий.
Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.
Деятельность - каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.
Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным в природе, соблюдаться правила поведения в природе и желание не засорять окружающую среду.
Принцип переиспользования – научить старые, ненужные вещи использовать по-новому (повторно, многократно).
Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов, разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов
Ресурсы проекта (необходимое обеспечение):
- фотографии города;
- бросовый материал для продуктивной и экспериментальной
деятельности (футляры от киндер-сюрпризов, пластиковые бутылки,
кусочки тканей, пласт массовые и металлические крышки, одноразовые
ложки и тарелки, ватные диски. картонные коробочки и т. п.; пластилин,
фломастеры, цветные карандаши и бумага);
- сюжетные картинки (что делать с мусором на природе, в городе);
- подбор речевого материала (загадки, пальчиковые игры, стихи)
видеофильмы: «Комплекс переработки твердых бытовых отходов», «Городской полигон твердых бытовых отходов»;
- нетрадиционное оборудование для пальчиковой и дыхательной гимнастик;
- материал для дидактических игр («экознаки», аудиозаписи с голосами птиц, карточки на которых изображены предметы, изготовленные из разных материалов, картинки с изображением птиц, насекомых, животных, растений).
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
- Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.
- Как эффективно вторично использовать отходы.
- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Должны уметь:
- Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
- Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.
- Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.
Механизм реализации проекта:
1-й этап:
Рождение проблемы (подготовительный):
Проблема: почему и как нужно убирать мусор?
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты. Так же слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор.
Изучив интересы детей, проводя анкетирование, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.
Перспективная разработка проекта:
Сентябрь
Мероприятия:
- “Мусору нет!”
- Наблюдение за тем, как ежедневно выбрасывают мусор и куда он девается?
Октябрь
Мероприятия:
- Беседа с детьми: “Помоги природе”
- Анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников»
- Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц
- Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов.
- Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки, фотографий.
- Опыт «Закапывание мусора – что произойдет».
Цель – закрепить знания детей о свойстве пластика.
- Составление плана работы по реализации проекта
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Ноябрь
- Анкетирование родителей «Бережем природу, сортируем мусор»
- Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно-ролевых игр, игровых уголков, атрибутов для работы на участке и т. д.
2-й этап: практический (реализация намеченных планов):
Проблема: как научиться давать бросовым вещам вторую жизнь.
Ноябрь
Мероприятия:
- Беседа «Откуда берется мусор?»
- «Что с мусором делать?»
Декабрь
Мероприятия:
- Беседа: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов”
- Изготовление дидактической игры «Сортируем мусор»
- Изготовление листовок «Мусор у нас под ногами», SOS – природа в опасности»
- Чтение художественной литературы:
- Экологические стихи:
А. Ерошин «Про рыбалку»
Р. Алдонина «Земля дышит»
А. Игнатова «Недалекое будущее»
- «Вторая жизнь ненужных вещей»
- НОД Изготовление новогодней поделки
- Беседа – «Как делают бумагу». Презентация.
Цель – подвести детей к решению собирать бумагу с целью дальнейшей ее переработки.
Январь
Мероприятия:
- Изготовление дидактической игры «Лабиринт для колобка»
- Разработка визуальной технологии по данной теме “Разрешающие и запрещающие знаки”
- Конкурс семейных стенгазет «Новогодние каникулы»
- Фотовыставка «Город - в котором я живу»
Февраль
Мероприятия:
- Конкурс детских рисунков “Планета заболела”, “Здоровая планета”, “Правила поведения в природе”.
- Изготовление картотеки «Экологические сказки для дошкольников»
- Творческая мастерская «Новая жизнь, ненужных вещей»
Март
Мероприятия:
- Изготовление кормушек на участок детского сада.
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр
-Экологическая квест -игра для детей старшей группы «Спасём землю!»
- Изготовление поделок
- Изготовление картотеки «Экологические игры»
- Изготовление макета по ПДД из бросового материала.
- Дидактическая игра “Сортируем мусор правильно”.
- Чтение и обсуждение сказки Н. А. Рыжовой “Серая шапочка и красный волк”.
- Познавательно - экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги»
Апрель
Мероприятия:
- Изготовление поделок из бросового материала
- Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Экологический цветик - разноцветик»
- Выпуск экологической газеты: “Меньше мусора – больше здоровья”
- Изготовление атрибутов для театрализованных игр.
- Прогулка – проверка опыта «Что произошло с мусором, который закопали».
Цель – проверить полученные знания (свойство пластика) на практике
Май
Мероприятия:
- Конкурс семейных стенгазет «Мама, папа и я – творим чудеса»
3-й этап: (заключительный).
1. Открытие галереи “Мусорный вернисаж”
2. Презентация проекта: Дефиле “ «Мусор с улиц убирай - на Земле настанет рай»” - экологический праздник
Результативность проекта
Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию представлений у дошкольников проблем загрязнения окружающей среды мусором.
Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.
- дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
- имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;
- имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
- умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;
- создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Спасём Землю от мусора» для детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Проблема экологического состояния территорий и природы в ц...

Исследовательский экологический проект «Спасём землю от мусора»
Автор экологического проекта в ДОУ «Спасём Землю от мусора» разработал комплекс деятельности, рассчитанный на 2 месяца. Воспитатель детского сада разработала советы для родителей и воспита...

Тема: «СПАСЁМ ЗЕМЛЮ ОТ МУСОРА» экологический проект
Тема: «СПАСЁМ ЗЕМЛЮ ОТ МУСОРА»экологический проект...

Экологический проект в старшей группе "Спасём планету"
Экологический квест-игра«Спасём природу!»для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отноше...

Экологический проект в подготовительной группе «Спасём нашу Волгу».
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители и педагоги.Место реализации проекта: групповое помещение.По методу: информационный.По количеству участников: групповой.По продолжитель...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста группы № 3 «Спасём землю от мусора»
Воспитание экологической культуры через приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержат...























