Экологический проект для детей подготовительной группы «Спасём землю от мусора»
проект (старшая, подготовительная группа)

Кримзюк Наталья Борисовна

Данный проект направлен на приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором. Представленный проект в подготовительной группе детского сада (ДОУ) способствует у детей развитию интереса к исследовательской деятельности, работе в команде, творческих и интеллектуальных способностей.

Ориентированный на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддерживающий новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.

Ведь будущее планеты будет в руках наших детей. Чем раньше мы научим детей переработке мусора, тем быстрее они смогут изменить свои привычки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект для детей в старшей группе

«Спасём землю от мусора»

Вид проекта: творческо-информационный, познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: с 1.10.23г. – 31.05.24г.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, учитель - логопед, родители воспитанников.

Пояснительная записка:

Новизна

Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйства вещества: металлы, стекло, бумагу, пластик. Новизна заключается в том, чтобы разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов и использовать их вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого.

Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.

Актуальность проекта:

Проблема экологического состояния территорий и природы в целом сейчас очень актуальна. Так как жизнь человека невозможно представить без мусора, необходимо как-то решать эту проблему. Ведь вторичное его использование сохранит огромные средства, идущие на сжигание и захоронение. Если учитывать срок службы пластика, то необходимо найти ему широкое применение. Нельзя выбрасывать стекло, т. к. запасы кварцевого песка небезграничные. Эта работа поможет, по-другому относиться к охране окружающей среды, к сохранению природы своей малой Родины.

Сложившаяся ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Именно дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Почему люди бросают на улицах мусор? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект “Спасём Землю от мусора”.

Цель проекта:

Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.

Задачи проекта:

  • Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
  • Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
  • Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
  • Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.
  • Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:

Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.

Системность - реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.

Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов. Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий.

Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.

Деятельность - каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.

Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным в природе, соблюдаться правила поведения в природе и желание не засорять окружающую среду.

Принцип переиспользования – научить старые, ненужные вещи использовать по-новому (повторно, многократно).

Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов, разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов

Ресурсы проекта (необходимое обеспечение):

- фотографии города;

- бросовый материал для продуктивной и экспериментальной

деятельности (футляры от киндер-сюрпризов, пластиковые бутылки,

кусочки тканей, пласт массовые и металлические крышки, одноразовые

ложки и тарелки, ватные диски. картонные коробочки и т. п.; пластилин,

фломастеры, цветные карандаши и бумага);

-  сюжетные картинки (что делать с мусором на природе, в городе);

-  подбор речевого материала (загадки, пальчиковые игры, стихи)

видеофильмы: «Комплекс переработки твердых бытовых отходов», «Городской полигон твердых бытовых отходов»;

- нетрадиционное оборудование для пальчиковой и дыхательной гимнастик;

 - материал для дидактических игр («экознаки», аудиозаписи с голосами птиц, карточки на которых изображены предметы, изготовленные из разных материалов, картинки с изображением птиц, насекомых, животных, растений).

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

-  Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.

-  Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.

-  Как эффективно вторично использовать отходы.

- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Должны уметь:

- Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.

- Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.

- Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.

Механизм реализации проекта:

1-й этап:

Рождение проблемы (подготовительный):

Проблема: почему и как нужно убирать мусор?

В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты. Так же слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор.

Изучив интересы детей, проводя анкетирование, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.

Перспективная разработка проекта:

Сентябрь

Мероприятия:

- “Мусору нет!”

- Наблюдение за тем, как ежедневно выбрасывают мусор и куда он девается?

         

Октябрь

Мероприятия:

- Беседа с детьми: “Помоги природе”

- Анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

- Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц

- Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов.

- Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки, фотографий.

- Опыт «Закапывание мусора – что произойдет».

Цель – закрепить знания детей о свойстве пластика.

- Составление плана работы по реализации проекта

- Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»           

Ноябрь

-   Анкетирование родителей «Бережем природу, сортируем мусор»

- Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно-ролевых игр, игровых уголков, атрибутов для работы на участке и т. д.

2-й этап: практический (реализация намеченных планов):

Проблема: как научиться давать бросовым вещам вторую жизнь.

Ноябрь

Мероприятия:

- Беседа «Откуда берется мусор?»

- «Что с мусором делать?»

Декабрь

Мероприятия:

- Беседа: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов”

- Изготовление дидактической игры «Сортируем мусор»

- Изготовление листовок «Мусор у нас под ногами», SOS – природа в опасности»

- Чтение художественной литературы:

- Экологические стихи:

А. Ерошин «Про рыбалку»

Р. Алдонина «Земля дышит»

А. Игнатова «Недалекое будущее»

- «Вторая жизнь ненужных вещей»

- НОД Изготовление новогодней поделки

- Беседа – «Как делают бумагу». Презентация.

Цель – подвести детей к решению собирать бумагу с целью дальнейшей ее переработки.

Январь

Мероприятия:

- Изготовление дидактической игры «Лабиринт для колобка»

- Разработка визуальной технологии по данной теме “Разрешающие и запрещающие знаки”

- Конкурс семейных стенгазет «Новогодние каникулы»

- Фотовыставка «Город - в котором я живу»

 

Февраль

Мероприятия:

- Конкурс детских рисунков “Планета заболела”, “Здоровая планета”, “Правила поведения в природе”.

- Изготовление картотеки «Экологические сказки для дошкольников»

- Творческая мастерская «Новая жизнь, ненужных вещей»

 

                                               

Март

Мероприятия:

- Изготовление кормушек на участок детского сада.

- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

-Экологическая квест -игра для детей старшей группы «Спасём землю!»

- Изготовление поделок

- Изготовление картотеки «Экологические игры»

- Изготовление макета по ПДД из бросового материала.

- Дидактическая игра “Сортируем мусор правильно”.

- Чтение и обсуждение сказки Н. А. Рыжовой “Серая шапочка и красный волк”.

- Познавательно - экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги»

Апрель

Мероприятия:

- Изготовление поделок из бросового материала

- Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Экологический цветик - разноцветик»

- Выпуск экологической газеты: “Меньше мусора – больше здоровья”

- Изготовление атрибутов для театрализованных игр.

- Прогулка – проверка опыта «Что произошло с мусором, который закопали».

Цель – проверить полученные знания (свойство пластика) на практике

           

                                                               

Май

Мероприятия:

- Конкурс семейных стенгазет «Мама, папа и я – творим чудеса»

3-й этап: (заключительный).

1. Открытие галереи “Мусорный вернисаж”

2. Презентация проекта: Дефиле “ «Мусор с улиц убирай - на Земле настанет рай»” - экологический праздник

Результативность проекта

Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию представлений у дошкольников проблем загрязнения окружающей среды мусором.

Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.

- дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;

- имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;

- имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;

- умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;

- создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Спасём Землю от мусора» для детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Проблема экологического состояния территорий и природы в ц...

Исследовательский экологический проект «Спасём землю от мусора»

Автор экологического проекта в ДОУ «Спасём Землю от мусора» разработал комплекс деятельности, рассчитанный на 2 месяца. Воспитатель детского сада разработала советы для родителей и воспита...

Тема: «СПАСЁМ ЗЕМЛЮ ОТ МУСОРА» экологический проект

Тема: «СПАСЁМ ЗЕМЛЮ ОТ МУСОРА»экологический проект...

Экологический проект в старшей группе "Спасём планету"

Экологический квест-игра«Спасём природу!»для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отноше...

Экологический проект в подготовительной группе «Спасём нашу Волгу».

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители и педагоги.Место реализации проекта: групповое помещение.По методу: информационный.По количеству участников: групповой.По продолжитель...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста группы № 3 «Спасём землю от мусора»

Воспитание экологической культуры через приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержат...