Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста группы № 3 «Спасём землю от мусора»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Салопова Валентина Александровна

Воспитание экологической культуры через приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.

Задачи для детей дошкольного возраста:

- актуализировать и расширять знания детей о проблеме загрязнения окружающей среды мусором.

Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.

Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.

Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.

Задачи для родителей:

- привлечь их внимание к данной проблеме, вовлечь в нашу совместную деятельность и воспитание экологической культуры поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_v_starshey_gruppe.docx167.23 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

дошкольное отделение

Проект по экологическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

группы № 3

«Спасём землю от мусора»

C:\Users\User\Pictures\img_20200730_131547.jpg

Принят на педагогическом совете

Дошкольного отделения МОУ СОШ №24

Протокол №____ от «___»_________20___гг.

Работали воспитатели: Салопова В.А., Тюкова О.Н.

г. о. Подольск, 2022-2023 гг.

Паспорт проекта

Тема

Спасём землю от мусора»

Руководитель проекта

Салопова Валентина Александровна,

Тюкова Ольга Николавена (воспитатели)

Исполнитель проекта

Салопова Валентина Александровна,

Тюкова Ольга Николавена (воспитатели), дети, родители.

Юридический адрес исполнителя проекта

142119, Московская область, г. Подольск, ул. Красногвардейский бульвар, д.5 Б

Адресация проекта

Проект предназначен воспитанникам ДОУ старшей логопедической гр. №3, их родителям, воспитателям, а также коллегам из других образовательных учреждений

Цель проекта

Воспитание экологической культуры через приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.

Задачи проекта

Задачи для детей дошкольного возраста:

- актуализировать и расширять знания детей о проблеме загрязнения окружающей среды мусором.

Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.

Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.

Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.

Задачи для родителей:

- привлечь их внимание к данной проблеме, вовлечь в нашу совместную деятельность и воспитание экологической культуры поведения.

Благополучатели проекта

Дети и родители ДОО – участники проекта, педагогическое сообщество через диссеминацию опыта

Типовые особенности проекта

1. Долгосрочный проект нравственно-экологического направления, с 1.10.22г. – 31.05.23г.

2. Проект реализуется на уровне ДОУ с открытой координацией

3. По профилю знаний – межпредметный.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Должны знать:

•Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.

•Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.

•Как эффективно вторично использовать отходы.

•Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Должны уметь:

•Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.

•Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.

•Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.

- разработка Экологического кодекса

Исполнители основных мероприятий

Педагоги ДОО, старшие воспитатели, родители

Пояснительная записка

     В воспитании возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.

     Проблемой, на решение которой направлен проект, выступает незнание детьми (а часто их родителями), что большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйства вещества: металлы, стекло, бумагу, пластик. И что можно разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов и использовать их вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого.

Девиз проекта: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Актуальность проекта

    Проблема экологического состояния территорий и природы в целом всегда очень

актуальна. Так как жизнь человека невозможно представить без мусора, без отходов,

необходимо как-то решать эту проблему. Ведь вторичное использование отходов человечества сохранит огромные средства, идущие на сжигание и захоронение. Если учитывать срок службы пластика, то можно найти ему широкое применение. Нельзя

выбрасывать стекло, т.к. запасы кварцевого песка небезграничные. Эта работа

поможет, по-другому относиться к охране окружающей среды, к сохранению

природы своей малой Родины.

     Сложившаяся ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами

дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического

воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд,

может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий

педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную

действительность.

     Именно дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической

культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из

окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций

личности.

     Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке

территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда

берется столько мусора? Почему люди бросают на улицах мусор? Куда отвозят

мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить

“мусорную проблему”, мы разработали проект “Спасём Землю от мусора”.

Целью проекта является создание системы работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.

В связи с указанной целью при реализации проекта поставлены следующие задачи:

  • Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
  • Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
  • Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
  • Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.
  • Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:

  • Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.
  • Системность - реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.
  • Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов.
  • Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий.
  • Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.
  • Деятельность - каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.
  • Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным в природе, соблюдаться правила поведения в природе и желание не засорять окружающую среду.
  • Принцип переиспользования – научить старые, ненужные вещи использовать по- новому (повторно, многократно).
  • Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов), разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов.

Для реализации проекта использованы следующие ресурсы:

  • · фотографии города;
  • · бросовый материал для продуктивной и экспериментальной

деятельности (футляры от киндер-сюрпризов, пластиковые бутылки,

кусочки тканей, пласт массовые и металлические крышки, одноразовые

ложки и тарелки, ватные диски. картонные коробочки и т.п.; пластилин,

фломастеры, цветные карандаши и бумага);

  • · сюжетные картинки (что делать с мусором на природе, в городе);
  • · подбор речевого материала (загадки, пальчиковые игры, стихи)
  • · видеофильмы: «Комплекс переработки твердых бытовых отходов»,

«Городской полигон твердых бытовых отходов»;

  • · нетрадиционное оборудование для пальчиковой и дыхательной

гимнастик;

  • · материал для дидактических игр («экознаки», аудиозаписи с голосами

птиц, карточки на которых изображены предметы, изготовленные из

разных материалов, картинки с изображением птиц, насекомых,

животных, растений).

Ожидаемые результаты:

- разработка экологического кодекса…

Должны знать:

  • Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
  • Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.
  • Как эффективно вторично использовать отходы.
  • Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Должны уметь:

  • Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
  • Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.
  • Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.

Подготовительный этап

Цель подготовительного этапа: «Почему его нужно сортировать?»  

Отсюда возникла проблема данного проекта: «Почему и как нужно убирать мусор?»

В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты. Так же слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор.

Изучив интересы детей, проводя анкетирование, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.

Перспективная разработка проекта

Мероприятия и задачи

Сроки

Участники

Ответственные

“Мусору нет!”

Наблюдение за тем, как ежедневно выбрасывают мусор и куда он девается?

Октябрь

Дети, воспитатели

Педагоги

Беседа с детьми: “Помоги природе”, «Начнем с себя…»-(установка контейнеров у себя в группе по рассортировке мусора)

Октябрь

Дети, педагоги

Педагоги

Анкетирование родителей:

«Экологическое воспитание дошкольников»

Октябрь

Воспитатели, родители

 Педагоги

Эко-субботник с родителями и детьми: «Очистим игровой участок от мусора»

Октябрь

Воспитатели

родители

Педагоги

Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц

Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов.

Октябрь

Воспитатели, родители

Педагоги

Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки, фотографий.

Октябрь

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Опыт «Закапывание мусора – что произойдет».

Цель – закрепить знания детей о свойстве пластика, целофановых пакетов.

Октябрь

Дети, воспитатели

Педагоги

Составление плана работы по реализации проекта

Ноябрь

Педагоги

Педагоги

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье…»

Ноябрь

педагоги

Педагоги

Проведение акции по сбору макулатуры «Спаси дерево» среди детей, родителей и педагогов.

Проведение акции «Прочитал книгу, передай другому», в целях экономии при покупке новых книг, следовательно и экономии древесины в изготовлении книг.

Ноябрь

Педагоги, родители, дети

Педагоги

Анкетирование родителей

«Бережем природу, сортируем мусор»

Ноябрь

педагоги

Педагоги

Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно-ролевых игр, игровых уголков, атрибутов для работы на участке и т.д.

Ноябрь

родители, педагоги

Педагоги

 

Практический этап:

Проблема: Как научиться давать бросовым вещам вторую жизнь.

Мероприятия

Сроки

проведения

Задачи

Ответственные

Беседа «Откуда берется мусор?»

«Что с мусором делать?»

Декабрь

Подвести к пониманию того, что главный фактор – человеческий, и что мусор необходимо сортировать для вторничной переработки.

Педагоги

Беседа: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов”

Декабрь

Показ презентации «Где и как перебатывают мусор»

Педагоги

Изготовление дидактической игры «Сортируем мусор»

Декабрь

Учить детей как сортировать мусор.

Педагоги

Изготовление листовок

«Мусор у нас под ногами»

SOS – природа в опасности»

Декабрь

Педагоги

Чтение художественной литературы:

Экологические стихи:

А. Ерошин «Про рыбалку»

Р. Алдонина «Земля дышит»

А. Игнатова «Недалекое будущее»

Декабрь

Педагоги

«Вторая жизнь ненужных вещей»

ООД Изготовление новогодней поделки

Декабрь

Педагоги

Беседа – «Как делают бумагу». Презентация.

Цель – подвести детей к решению собирать бумагу с целью дальнейшей ее переработки.

Январь

Педагоги

Изготовление дидактической игры «Лабиринт для колобка»

Январь

Педагоги

Разработка визуальной технологии по данной теме

“Разрешающие и запрещающие знаки”

Январь

Педагоги

Конкурс семейных стенгазет

«Новогодние каникулы »

Январь

Педагоги

Фотовыставка

«Город - в котором я живу»

Февраль

Педагоги

Конкурс детских рисунков

“Планета заболела”,
“Здоровая планета”
“Правила поведения в природе”.

Февраль

Педагоги

Изготовление картотеки

«Экологические сказки для дошкольников»

Февраль

Педагоги

Творческая мастерская

«Новая жизнь, ненужных вещей»

Март

Педагоги

Изготовление кормушек на участок детского сада.

Март

Педагоги

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Март

Педагоги

Экологическая квест -игра для детей старшей группы «Спасём землю!»

 

Март

Педагоги

Изготовление поделок

Март

Педагоги

Изготовление картотеки

«Экологические игры»

Март

Педагоги

Изготовление макета по ПДД из бросового материала.

Март

Педагоги

Дидактическая игра

“Сортируем мусор правильно”.

Март

Педагоги

Чтение и обсуждение сказки Н.А. Рыжовой “Серая шапочка и красный волк”.

Март

Педагоги

Познавательно - экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги»

Апрель

Педагоги

Изготовление поделок из бросового материала

Апрель

Педагоги

Экологическая квест-игра

для детей старшего дошкольного возраста

«Экологический цветик-разноцветик»

Апрель

Педагоги

Выпуск экологической газеты:

“Меньше мусора – больше здоровья”

Апрель

Педагоги

Изготовление атрибутов для театрализованных игр.

Апрель

Педагоги

Прогулка – проверка опыта

«Что произошло с мусором, который закопали».

Цель – проверить полученные знания (свойство пластика) на практике.

Май

Педагоги

Конкурс семейных стенгазет

«Мама, папа и я – творим чудеса»

Май

Педагоги

 

Аналитический этап

Мероприятие

Сроки

проведения

Задачи

Ответственные

Открытие галереи

“Мусорный вернисаж”

Май

Педагоги

Презентация проекта:

“Дефиле «Мода-экоземляне!» - экологический праздник.

Презентация для коллег о проведенной работе за год.

Май

Педагоги

 

Оценка эффективности реализации проекта

В качестве критериев эффективности реализации проекта выступили следующие показатели:

- количество семей, принявших активное участие в проекте;

- количество работ, созданных детьми в процессе проекта и в свободное время по собственной инициативе;

- сформированность нравственно-экологических качеств у всех участников образовательного процесса.

Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.

  • дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
  • имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;
  • имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
  • умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;
  • создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.

В результате, мы можем сделать вывод, что поставленные цель и задачи нами достигнуты в полном объеме.

В дальнейшем, на следующий год, планируем продолжить более углубленно вести работу по экологическому направлению по познавательно-исследовательской деятельности, развивать работу по экспериментальной деятельности, пополняя «уголок экспериментирования».

Библиография проекта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста

Проект разработан по программе "Школа 2100" на старший дошкольный возраст...

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".

Данный проект направлен на  получение  и  закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Родной мой край-земля нижегородская"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«Родной мой край- земля нижегородская» О проекте.Вид проекта: Познавательно-исследовательский.Участники проекта: Дети по...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 1 «Кузнецкая земля в древности»

Задачи:Вызвать интерес к истории родного края, начиная с самого древнего периода - каменного века.Расширить кругозор о первобытном мире людей, населявших территорию нашей области.Познакомить с природо...

Сценарий квест - игры по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Пусть счастлива будет земля, давай её, сохраним ты и я»

Цель: Прививать у детей любовь к природе, желание её сохранять, оберегать. Воспитывать чувство ответственности. Задачи:1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Р...

Сценарий экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Мы любим нашу Землю».

Цель: углубить экологические знания у детей, закрепить у детей знания об обитателях Земли (животные, насекомые, растения); продолжать формировать бережное отношение к живой и неживой природе; воспитан...