СТАТЬЯ " РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
статья

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению теснейшим образом связана с проблемой взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «ДС №55 г. Челябинска»

Коростылева Наталья Александровна

        Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению теснейшим образом связана с проблемой взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей. На основе анализа изученной литературы логично заключить, что успешность дошкольного учреждения определяется психолого-педагогических основ взаимодействия педагогов и семьи. Построение системы отношений между педагогами и родителями должно строиться на психологии доверия. Родители и педагоги испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия. Существует потребность взаимопомощи. Эта потребность бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают.

        Общая задача педагогов и семьи – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Важная позиция, которую займет семья в период подготовки ребенка к детскому саду, в первые дни пребывания там. На формирование этой позиции должны повлиять заведующая детским садом, психолог, медицинский персонал и, конечно, воспитатели группы, в которую предстоит отдать ребенка.[1]

        Чтобы избежать осложнений первого этапа и создать оптимальное течение адаптации необходимо обеспечить поэтапный, постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

        Первый этап - подготовительный. Он должен начаться еще за полгода до первого приема в группу детского сада. Этот этап носит информативное сопровождение: анкетирование. Родителям необходимо помочь подготовить ребенка к детскому саду. При индивидуальных контактах выяснить, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольных учреждений, в связи с чем они возникли.

        Дальнейшая тактика с родителями ребенка-новичка должна быть направлена на то, чтобы снять тревоги и волнения, убедить их, что ребенка будут любить и проявлять заботу: их знакомят с групповой комнатой, с режимом, с содержанием и организацией питания, занятий, игр с детьми. Совместно с родителями вырабатывается щадящий режим для ребенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении.

        В адаптационный период воспитатели должны заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности в детском саду. Программа адаптации рассчитана максимально на четыре недели [2].

        Первую неделю ребенок приходит в детский сад накормленным, чтобы новая пища и непривычные условия ее приема не стали травмирующим фактором, и остается в группе в течении 2-3 часов в присутствии близких и родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Если ребенок в хорошем настроении, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе одного на 2-3 часа уже со второго дня.

        С каждым днем время пребывания в детском саду следует увеличивать, доведя его до обеда. Желательно, чтобы в это время мама приходила за ребенком к концу прогулки, помогала бы ему раздеваться, и он обедал бы в детском саду в ее присутствии.  и он обедал бы в детском саду в ее присутствии. А третьей неделе ребенок может оставаться на дневной сон. Педагог заранее должен настроить ребенка на сон, предложить принести из дома мягкую игрушку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель. Когда ребенок привыкнет к детскому саду спать, его оставляют на целый день.

        В первые недели ребенок должен чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Например, после дневного сна важно показать детям, что их пробуждение встречено с радостью. Надо сделать с детьми очень легкую гимнастику в постели, приласкать, погладить, то есть постепенно «завоевывать» расположение и доверие малышей.

        Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей, похвала за любые достижения. Они постоянно должны чувствовать, что воспитатель радуется их успехам, поддерживает, придает силу в их возможностях.

        В этот период важно проводить коллективные игры, в которых все дети выступают, как равноправные участники и совершают все вместе одинаковые действия. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем. По утверждению Л. Пыжьяновой и Р. Калининой, главная цель педагогов, при организации жизни детей впервые поступивших в детский сад, это создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, способствующей формированию у ребенка положительной установки и желания идти в детский сад [3]

        Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении- важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.

        Таким образом, проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению теснейшим образом связана с проблемой взаимодействия дошкольных образовательных  учреждений с семьей.

        На основе анализа изученной литературы логично заключить, что успешность дошкольного учреждения определяется психолого-педагогических основ взаимодействия педагогов и семьи. Построение системы отношений между педагогами и родителями должно строиться на психологии доверия. Родители и педагоги испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия. Существует потребность взаимопомощи. Эта потребность бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают.

        Расширит представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах, в родительских уголках, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Необходима семейная поддержка или четкая ориентация на проблемы семьи: обучение и оказание помощи специалистов.

        В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с ним в игры.

        Необходимо исследование взаимодействия в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, то есть осуществлять дифференцированный подход.

        Существенна и важна линия взаимодействия на семью через ребёнка, который делится со своими домочадцами своими позитивными эмоциями и впечатлениями, тем самым привлекая родителей к помощи и сотрудничеству в дошкольном учреждении.

        Сотрудничество несовместимо с монологом, а тем более с поучением, к чему тяготеют современные педагоги и многие родители. Сотрудничество - это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров.

         И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые помогут побудить партнера к взаимодействию, к размышлению, к сопереживанию, которые не унижают, не вызывают оборонительной реакции. Линия взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Поворот к взаимодействию с каждой семьей несет предпочтение индивидуальных форм работ (беседы, консультации, посещение семьи).

Список литературы:

  1. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора.-М.: Просвещение, 2006.-214с.
  2. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации /Л. Пыжьянова// Дошкольное воспитание.-2003.-№2-С.14-16.
  3. Склярова Т.В. Современные аспекты социально-педагогической деятельности / Т.В. Склярова// Образование.-2004.-№11.С.30-36
  4. Смирнова Е.О. Социализация детей раннего возраста / Е.О. Смирнова// Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада: сб.-СПб.: Речь, 2003.-221с.
  5. Социальная педагогика /под ред. М.А. Галагузовой.-М.: Владос, 2000.-416с.
  6. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации /С. Теплюк// Дошкольное воспитание.-2006.-№4. – С.46-51.
  7. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков / Е.В. Шарапановская.- М.: Сфера, 2005.-320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Сотрудничество с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...

«Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ »

Процесс привыкания ребенка к условиям дошкольной организации интересует и родителей и педагогов. Тема адаптации актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как на базе нашего центра развития ребе...