Круглый стол для педагогов «Педагогическая этика»
материал

Пивоварова Юлия Владимировна

 «Педагогическая этика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_etika.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»

  ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; E-mail: buratinosad3@mail.ru

Круглый стол для педагогов

 «Педагогическая этика»

Подготовила и провела:

Старший воспитатель

Ю.В.Пивоварова

Соответствие занимаемой должности

г.Чебаркуль, 2023 г.

Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

Педагогическая этика – это совокупность норм форм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой  культуры, уметь использовать ее в профессиональной  деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, педагог должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. 

Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

     

1.Общение педагога с воспитанниками.

   Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

Стиль педагогического общения, обусловливающий поведение детей. 

Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми.

Воспитатель  - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий  его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника. Говоря словами  Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт - рассудок сердца». Педагогический такт - это всегда творчество и поиск.

 Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание. Всё это - важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.

 Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент  не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и,  не дожидаясь повторного напоминания, уделить ребенку внимание, как только появится такая возможность.

Воспитатель проявляет выдержку в любых обстоятельствах; находит способы воздействия на  детей, учитывая их самолюбие, выбирает место и время для  разговора по душам; понимает и оценивает детские поступки, и, главное, умеет индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на лучшее, что есть в ребенке. Гуманность педагога проявляется в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т.д.

Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение воспитанников. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы приветливо встречаете их родителей…

-  Он – старший товарищ:  поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

 - Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

  - Он – защитник: оградит от обидчика.

   - Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.

   - Он  мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

   - Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.

 Только такой педагог, радостно и активно отдающийся  любимому делу, может  создать атмосферу радости.

2.  Общение между педагогами.

      Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения.  Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

Педагоги одного и того же образовательного учреждения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза.  В образовательных  учреждениях не должно быть места сплетням.

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо.

Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

Коллектив и субординация: когда она особенно необходима?

Человек проводит на работе большую часть своей жизни. Тем, кто работает в коллективе очень важно четко очертить свой круг обязанностей и обозначить границы, которые переходить не следует. Подобных границ существует не мало, но все же самой острой остается граница делового общения. Достаточно лишь соблюдать несколько простых правил субординации для того, чтобы работать среди коллег было комфортно.

     1.  Не стоит быть слишком откровенным и выносить свою личную жизнь на всеобщее обсуждение. Такие разговоры на работе совершенно не уместны, да и в худшем случае, могут обернуться в дальнейшем против вас. Чисто деловые отношения и разговоры, не более того.

   2. Следует сохранять независимость и принципиальность, даже если мнение коллектива идет вразрез с вашим. Не стоит вступать в конфликты, а если этого избежать не удается, сохраняйте самообладание.

    3. Конфликт между начальником и подчиненным также весьма вероятен, поскольку они находятся в неравном положении изначально. Возмущение, обиду и даже желание уволиться может вызвать выговор начальника. Следует принять это как конструктивную критику, успокоиться и попытаться исправить положение.

     Держать дистанцию с коллегами - необходимость?

Наш второй дом – это работа, на которую особенно влияют отношения с начальством, подчиненными и коллегами. Человек формирует круг общения, завязывая отношения, которые могут перерасти в дружбу из сотрудничества. Идеальным считается сценарий, когда сотрудники выстраивают истинно дружеские отношения в коллективе. Тогда человек «растет» вместе со своими друзьями и ему хочется работать с двойной силой. Единство только улучшает работу. Когда коллектив сплочен и работает совместно не один месяц, то нормальное общение только в пользу всем.

    Сокращая дистанцию с коллегами и поддерживая с некоторыми из них дружбу, соблюдайте некоторые негласные правила.

Постарайтесь на работе не обсуждать методы работы  начальства и заработную плату сотрудников. Личную информацию обсуждайте без свидетелей, а тем более не в письменном виде. Умалчивайте о своей личной жизни.. На работе люди выполняют свои обязанности и приносят пользу, повышая статус учреждения.

5.Общение воспитателя с родителями (опекунами) воспитанников

    Работа с семьей – это кропотливый труд. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

       У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. Основная задача — достижение реального сотрудничества между  ДОУ  и семьей. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах.

   Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

   Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

     Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать, в связи с этим  педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар — практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.Задачи:1. Создание доброжелательной атмосферы.2. Овладение навыками общ...

Круглый стол на тему:«Родительский диспут за круглым столом по проблематике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.»

Родительский диспут за круглым столом предназначен для выяснения проблем по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Педагогическая этика"

Информация для педагогических работников по вопросу "Что включает в себя педагогический кодекс педагога?"....

Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Семенар-практикум для педагогов "Педагогическая этика в дошкольном учреждении" разработан в целях:- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформи...

консультация для педагогов «Педагогическая этика в работе педагога ДОУ»

Цели: - Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформировать первичную установку  на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии; - выработать ...