«Особенности работы дошкольного учреждения с семьями участников СВО и организация работы по патриотическому воспитанию»
статья

Щербина Татьяна Викторовна

В дошкольном возрасте происходит активное формирование нравственных ценностей у детей. Это период, когда дети начинают осознавать свои эмоции и чувства, понимать различия между добром и злом, справедливостью и несправедливостью. В этот период важно создавать условия, способствующие развитию нравственного сознания и поведения ребенка. В условиях современной реальности этому нужно уделять большое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Комсомольский детский сад «Ромашка»

«Особенности работы дошкольного учреждения

 с семьями участников СВО

и организация работы по патриотическому воспитанию»

                                                                                                                             

Подготовила

                                                                                                               воспитатель

 Щербина Т.В.    

                 

2025 год

 В дошкольном возрасте происходит активное формирование нравственных ценностей у детей. Это период, когда дети начинают осознавать свои эмоции и чувства, понимать различия между добром и злом, справедливостью и несправедливостью. В этот период важно создавать условия, способствующие развитию нравственного сознания и поведения ребенка. В условиях современной реальности этому нужно уделять большое значение.

Наша страна и наш народ переживает непростые времена, идет специальная военная операция, огромное число мобилизованных, контрактников, военных, мужчины воюют, их семьи и дети находятся в непростой жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнь человека. В статье 1ФЗ РФ от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» дана следующая формулировка «дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи», следовательно, призыв на военную службу по мобилизации для участия в СВО и является этими «сложившимися обстоятельствами», которые серьезным образом меняют весь жизненный уклад семьи.

Но семьи участников СВО нуждаются не только в государственной помощи, а также и в поддержке образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

Наш детский сад и конкретно нашу группу посещают дети участников СВО. Работа с данной категорией детей и семей требует особого подхода.

При построении взаимодействия с семьями участников СВО мы пользуемся разработанным Министерством просвещения РФ и Министерством высшего образования  РФ  «Алгоритмом сопровождения детей ветеранов (участников) СВО».

В организации нашей работы мы, в том числе использовали разработанные  Министерством Просвещения РФ «Рекомендации по организации комплексного сопровождения обучающихся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции».

            Там представлены полезные ресурсы по тематике воспитательных мер, ссылки на вебинары, программы повышения квалификации для самих педагогов, кроме того, дополнительно рекомендации для родителей (законных представителей) обучающихся из семей ветеранов (участников) СВО. Указанные материалы, возможно, использовать при реализации рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы. Также представлена информация о ресурсах в сфере дополнительного образования детей, которая может быть полезна обучающимся из семей ветеранов (участников) СВО. Рекомендации содержат подробную информацию и ссылки на организации по оказанию всесторонней помощи семьям участников СВО телефоны горячих линий.

Сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации из-за участия членов семьи в СВО осуществляется поэтапно.

            Первоначально происходит выявление таких семей.

Далее происходит установление контакта с семьями участников СВО. Важно помнить при этом, что семьи участников СВО, нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения.

Наиболее трудным для нас в работе с такими семья стало неприятие семьями любого вида помощи со стороны образовательного учреждения и их нежелание идти на контакт. Для того, чтобы установить доверительные отношения с детьми и их родителями, понадобилось время и педагогическое мастерство наших воспитателей, которые находятся в более тесном контакте с ребенком и его семьей, и могут определить дальнейшую работу с этой семьей.  

С целью предоставления в дальнейшем адресной помощи, изучаем семейный микроклимат, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль семейного воспитания. После анализа полученных данных составляем социальные паспорта семей, психолого-педагогические характеристики на ребенка, разрабатываем план индивидуального психолого-педагогического сопровождения семей, подбираем формы и методы работы с семьями в зависимости от возникших тяжелых ситуаций и имеющихся проблем.  

          Взаимодействие ДОУ с семьями участников СВО - это сложная, но важная задача, требующая особого внимания и чувствительности. Важно создать атмосферу поддержки и понимания, помочь детям справиться с тревожностью и негативными эмоциями, связанными с отсутствием родителя. Работа с каждой семьей должна быть индивидуальна и учитывать особенности ее ситуации, потребности и желания, доверие и уважение. Важно создать атмосферу доверия и уважения к семьям участников СВО, показать им, что их дети не оставлены без внимания и поддержки. Сотрудничество и работа с семьями участников СВО - это совместная ответственность ДОУ, родителей, психологов, социальных работников и других узких специалистов, т.к это отражено в задачах ФГОСС ДОО «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

В нашем детском саду активно ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Одним из эффективных методов считаем проектную деятельность по патриотическому воспитанию, были реализованы проекты «Формула патриотизма», «Главная высота России »и т.д., цель которых, воспитание нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи,

 -проводим родительские тематические собрания «Любовь к Родине начинается с семьи».

-игровые формы обучения: Использование игр, которые учат детей основам патриотизма, истории своей страны, традициям и культуре. Например, ролевые игры, театрализованные постановки, конкурсы и викторины.

-творческие задания: Рисование, лепка и другие виды творчества на темы патриотизма и любви к родине. Дети могут создавать поделки, посвященные символам своей страны, или участвовать в коллективных проектах.

-чтение литературы: Знакомство с детскими книгами о героях своей страны, народных сказках и легендах. Чтение стихотворений о родине и ее красоте.

- экскурсии и мероприятия: Организация экскурсий по местным памятникам, музеям, историческим местам. Проведение праздников и мероприятий, посвященных национальным праздникам.

- воспитание уважения к культуре: Обучение детей основам уважения к различным культурам и традициям, что способствует формированию толерантности и понимания.

-разговоры о ценностях: Обсуждение с детьми таких понятий, как дружба, взаимопомощь, честность и ответственность, что также способствует нравственному воспитанию.

Важно помнить, что нравственно-патриотическое воспитание должно быть естественным и гармоничным процессом, который учитывает интересы и потребности детей.

В современных реалиях, на ряду, с помощью и поддержкой семей участников СВО, встаёт важная задача, воспитания будущего поколения в духе патриотизма и гордости за свою страну и её героев. С целью решения задач патриотического и духовно- нравственного воспитания в нашем детском саду были организованы:

        - встречи с ветеранами боевых действий, участников СВО,

          - просмотр фильмов и мультфильмов патриотического содержания с последующим их обсуждением,

           -  участие детей в мероприятиях патриотической направленности, такие как:  конкурс чтецов «Читаем детям о войне.», Акция «Zа мир», квест-игра «Путешествие в страну Дружба», познавательный час «Пусть всегда будет мир» и др.

         -  выставка рисунков «Солдатам Отечества – слава!», фотовыставка «Я и мой папа»,

        - посещение памятника  воинской славы,

         -участие в региональной акции «Рисунок солдату», во всероссийском   творческом конкурсе «По праву памяти», международном конкурсе рисунков «Защитники Отечества».

         

Педагоги образовательного учреждения приняли активное участие в в благотворительных концертах «Своих не бросаем» (22.02.2024 г.), «Победа» (07.05.2024 г.), ярмарке-продаже; концерты-встречи с семьями участников СВО (Субботин О.С., Екимцов Н.Е, Леонгард М.);  «Письмо солдату», акциях «Новый год на фронт (декабрь 2024 г.), «Поздравительная открытка к Новому году для солдат СВО», где писали письма военнослужащим в зону СВО с поздравлениями в честь праздника Нового года, адресуя им добрые слова поддержки, благодарности за их подвиги; в акции  по сбору  бакалейных и сладких продуктов; в благотворительной акции «Посылка солдату».

            Дети и семьи участников СВО всегда под пристальным вниманием, стараемся их задействовать во все мероприятия, предлагаем участие в различных конкурсах. Администрация ДОУ, педагоги и родители всегда открыты к общению, могут выслушать, дать совет, поддержать, оказать посильную помощь.

Таким образом, благодаря привлечению общественных ресурсов, использованию инновационных форм работы удалось оказать адресную поддержку семьям участников СВО, повысить качество их жизни.

             Всесторонняя комплексная помощь, так же послужит сохранению и продолжению лучших национальных традиций – в трудное для Отечества время поможет сплотиться и помочь самым нуждающимся. Этому научили нас наши родители, участники, труженики тыла и дети Великой Отечественной войны. Мы выстоим. Для нас нет чужой беды.

          Работа дошкольного учреждения с семьями участников СВО и организация патриотического воспитания являются важными аспектами в современном образовательном процессе. Эти направления требуют комплексного подхода и внимательного отношения к каждому ребенку и его семье. Только в сотрудничестве с родителями и общественными организациями можно создать гармоничную и поддерживающую среду, способствующую формированию у детей чувства гордости за свою страну и уважения к ее героям.

Работа педагогов ДОУ с воспитанниками и семьями участников СВО требует особой чуткости, понимания и профессионализма. Создание поддерживающей среды, активное взаимодействие с семьями и интеграция патриотических ценностей помогут детям справиться с трудностями и развить здоровую самооценку. Важно помнить, что каждая семья уникальна, и подход к ней должен быть индивидуальным, основанным на доверии и уважении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внуш...

Методическая разработка "Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников"

Методическая разработка Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников ...

Организация работы по патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является актуальной задачей нашего времени, оно требует нового подхода к образовательному процессу....

План тематической проверки «Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель проверки: исполнение ст.3.2. п.3.1. Закона Российской Федерации «Об образовании», определения уровня воспитательно - образовательной работы по организации работы по патриотическому во...

Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств начинается с накопления социального жизненного опыта, который приобретается в раннем детстве.Дошкольный возраст - один из самых благоприятных периодов в воспитании люб...

Консультация для воспитателей «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста»

Большая роль по нравственному воспитанию  отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию ну...