Ребус-метод Льва Штерберга
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Ребус-метод – это прежде всего игра, причем игра устная. Устная игра означает, что в нее можно играть просто на слух, не используя ни букв, ни картинок, ни каких бы то ни было других наглядных пособий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 397.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод - ребус Льва Штерберга
Я хочу познакомить Вас с замечательным ребусом – методом Льва Штерберга. Этот метод поможет научить ребенка послоговому чтению Решением экспертного совета Комитета по образованию С.-Петербурга от 25 декабря 2009 года "Ребус-метод - обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм"допущен к применению в начальной школе как дополнительная обучающая методика.
Ребус-метод – это прежде всего игра, причем игра устная. Устная игра означает, что в нее можно играть просто на слух, не используя ни букв, ни картинок, ни каких бы то ни было других наглядных пособий. Играть можно вдвоем или в большой группе, идя по улице, с открытыми глазами или с закрытыми – для устной игры нужны только свободный рот, чтобы произносить слова, и уши, чтобы эти слова слышать. При этом игра учит ребенка устно делить слова на части, соединять из тех частей новые слова, находить правильное ударение, редуцировать безударные гласные, оглушать звонкие примыкающие согласные и понимать смысл полученных слов.
Ребус-метод и его место в процессе обучения чтению
Автор: Лев Штернберг
Каждый ребенок мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками – письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Ребёнок с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".
Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы – раз, и уже научился! раз, и уже прочитал! раз, и даже сам понял прочитанное слово.
Именно это воплощает Ребус-метод. За несколько минут научиться читать, еще даже не зная букв, практически совсем без учебы. Ну пусть еще читать не целые рассказы, и даже не предложения, а хотя бы просто отдельные слова. Ну пусть еще даже не с помощью букв, которые так трудны для ребенка, а пока лишь с помощью слоговых пиктограмм, как читали древние шумеры. До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь – буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, – все то, что предлагают другие учебники. Но с этими занятиями ребёнок уже с первого занятия будет учиться в чтении самому интересному и главному: ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ПРОЧИТАННОГО.
Ребус-метод позволяет проводить занятия с уже читающими и с еще не читающими детьми одновременно в одной группе. Особенности метода - возможность устной игры, полностью имитирующей все механизмы чтения. Принцип чтения понимается детьми за считанные минуты. Необычайно увлекательно для детей, очень удобно для учителя, абсолютно понятно родителям.
Всего два правила
"Ребус-метод" – это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип игры, необходимо все указанные задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично.
игра имеет всего два правила. Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА). Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.
Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты – продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:
маска – МА
пальма – ПА мышка – МЫ
шишка – ШИ
кошка – КО
ложка – …
здесь рекомендуется сделать маленькую вопросительную паузу. Пусть ребенок поймет, что его приглашают поучаствовать в этой игре. Но ждать ответа не надо, продолжайте дальше:
… – ЛО
мячик – МЯ
чайник – ЧА
ветка – ВЕ
сетка – …
ручка – РУ
Жучка – …
Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:
Коля – КО
Оля – О
Маша – МА
Даша – ДА
Петя – ПЕ
Федя – ФЕ
Ира – И
Кира – КИ и т.п.
(имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку). Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).
Как только ребенок понял правило маска – МА и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:
маска-маска – МА-МА
пальма-пальма – ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-ЧА
курица-чайник – КУ-…
маска-шарик – МА-…
кактус-шарик – …
Два слова – это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:
маска-шишка-наволочка – МА-…-…
маска-листик-наволочка – МА-…-…
бусы-маска-галстук – БУ-…-…
галстук-зебра-тапки – …
Как правило, дети достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:
бусы-рак-тигр-ножницы – …
письма-рак-мишка-дама – …
облако-девочка-ящик-ложка – …
курица-курица-ручка-заяц – …
Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются "угадать" конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений:
САМЫЕ ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ – ИЗ ДВУХ СЛОВ
маска-маска – МА-МА
пальма-пальма – ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-...
курица-чайник – ...
кактус-шарик –
санки-шарик –
ящик-маска –
дятел-дятел
лук-наволочка
ручка-кактус
листик-санки
письма-лампа
шишка-наволочка
юбка-лампа
кисточка-ножницы
вишни-ножницы
робот-заяц
ванна-заяц
ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА - МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ ИЗ ТРЕХ СЛОВ
маска-шишка-наволочка
маска-листик-наволочка
аист-курица-лампа
бусы-маска-галстук
галстук-зебра-тапки
рак-кепка-тапки
гиря-тапки-рак
пальма-наволочка-маска
кактус-репка-тапки
рак-душ-галстук
заяц-ножницы-заяц
заяц-рак-заяц
рак-бочка-тапки
тигр-шишка-наволочка
аист-курица-лыжи
галстук-зебра-тыква
гиря-тапки-рыба
рак-кепка-тыква
письма-рак-тыква
лампа-домик-нитки
галстук-ложка-шишка
пальма-кепка-тыква
письма-жаба-маска
лук-жаба
утка-тюбик-гиря
рыба-банка-кит
пальма-утка-кит
кактус-череп-листик
череп-тыква-репка
утка-зонтик-рыба
пальма-ручка-санки
утка-робот-кит
маска-лыжи-шишка
курица-лампа-кит
робот-листик-кит
РЕБУСЫ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ
аист-наволочка-наволочка-сыр
пальма-утка-тигр-наволочка
бусы-рак-тигр-ножницы
гусь-сердце-нитки-царь
курица-курица-ручка-заяц
банка-тапки-репка-ящик
письма-аист-нитки-ножницы
облако-девочка-ящик-ложка
санки-море-ваза-рыба
РЕБУСЫ С БЕЗУДАРНЫМИ О, Е, Я
Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.
солнце-банка-кактус
солнце-банка-кисточка
дом-робот-галстук
дом-робот-гиря
ножницы-галстук
облако-зебра-робот
кошка-маска-рыба
голубь-рак
наволочка-чайник-ложка
мышка-ложка
ложка-пальма-тапки
ложка-пальма-тыква
облако-санки
кошка-заяц
письма-робот-гиря
робот-галстук
РЕБУСЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ СОГЛАСНЫМИ БУКВАМИ
Согласные буквы в этих устных ребусах произносятся не как названия букв (Бэ, эМ, Ка и т.п.), а как реальные короткие звуки. Наиболее легко дети понимают смысл в длинных ребусах.
aист-наволочка-наволочка-С
санки-молния-ванна-Р
молния-ложка-тортик-К
пальма-робот-волк-З
шорты-кошка-ламмпа-Д
облако-гусь-репка-Ц
повар-мишка-домик-Р
повар-пушка-галстук-Й
волк-робот-белка-Й
муха-рак-веник-Й
листик-молния-Н
банка-наволочка-Н
банка-рак-Н
банка-рак-банка-Н
Г-ручка-шарик
Г-лампа-заяц
К-нитки-галстук
К-рыба-шарик
люстра-К
солнце-К
солнце-Н
ножницы-С
заяц-ЛУ
Главная задача чтения – понять смысл прочитанных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сокровища огненного льва!
Игра-путешествие "Сокровища огненного льва" подразумевает реализацию таких программных задач как: развитие активного диалога, умение отгадывать загадки, развитие конструктивных способностей, расширени...
Игровая методика обучению чтения "Ребус - метод" детей 4-7 лет
Методики обучения чтению используя игровую технологию. можно использовать в своей работе воспитателям, учителям - логопедам и родителям как отдельные игры - упражнения так и отдельными занятиями....
Метод - ребус Льва Штерберга
Уважаемые родители, я хочу познакомить Вас с замечательным ребусом – методом Льва Штерберга. Этот метод поможет научить ребенка послоговому чтениюРебус-метод – это прежде всего игра, приче...

"Что такое ребус-метод,". Методика Л.В. Штернберга
Ребус-метод - это веселая игра и эффективный метод обучения чтению детей от 4 лет с помощью слоговых пиктограмм....

Мастер - класс «Что такое ребус – метод?»
Обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм - методика Л.В.Штернберга...

СТАТЬЯ "РЕБУС-МЕТОД КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕЧЕВОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
Статья о ребусах будет полезна педагогам и родителям. Изучив статью станет понятно что значит ребус, как можно использовать этот метод в работе и его историю появления....


