Ребус-метод Льва Штерберга
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Федорова Надежда Вячеславовна

Ребус-метод – это прежде всего игра, причем игра устная. Устная игра означает, что в нее можно играть просто на слух, не используя ни букв, ни картинок, ни каких бы то ни было других наглядных пособий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebusword_2.docx397.65 КБ

Предварительный просмотр:

Метод - ребус Льва Штерберга

 Я хочу познакомить Вас с замечательным ребусом – методом Льва Штерберга. Этот метод поможет научить ребенка послоговому чтению Решением экспертного совета Комитета по образованию С.-Петербурга от 25 декабря 2009 года "Ребус-метод - обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм"допущен к применению в начальной школе как дополнительная обучающая методика.

Ребус-метод – это прежде всего игра, причем игра устная. Устная игра означает, что в нее можно играть просто на слух, не используя ни букв, ни картинок, ни каких бы то ни было других наглядных пособий. Играть можно вдвоем или в большой группе, идя по улице, с открытыми глазами или с закрытыми – для устной игры нужны только свободный рот, чтобы произносить слова, и уши, чтобы эти слова слышать. При этом игра учит ребенка устно делить слова на части, соединять из тех частей новые слова, находить правильное ударение, редуцировать безударные гласные, оглушать звонкие примыкающие согласные и понимать смысл полученных слов.

Ребус-метод и его место в процессе обучения чтению

Автор: Лев Штернберг

Каждый  ребенок мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками – письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Ребёнок с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".

Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы – раз, и уже научился! раз, и уже прочитал! раз, и даже сам понял прочитанное слово.

Именно это  воплощает  Ребус-метод. За несколько минут научиться читать, еще даже не зная букв, практически совсем без учебы. Ну пусть еще читать не целые рассказы, и даже не предложения, а хотя бы просто отдельные слова. Ну пусть еще даже не с помощью букв, которые так трудны для ребенка, а пока лишь с помощью слоговых пиктограмм, как читали древние шумеры. До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь – буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, – все то, что предлагают другие учебники. Но с этими занятиями ребёнок уже с первого занятия будет учиться в чтении самому интересному и главному: ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ПРОЧИТАННОГО.

Ребус-метод позволяет проводить занятия с уже читающими и с еще не читающими детьми одновременно в одной группе. Особенности метода - возможность устной игры, полностью имитирующей все механизмы чтения. Принцип чтения понимается детьми за считанные минуты. Необычайно увлекательно для детей, очень удобно для учителя, абсолютно понятно родителям.

Всего два правила

"Ребус-метод" – это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип  игры, необходимо все указанные  задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично.

 игра имеет всего два правила. Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА). Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты – продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно  рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

маска – МА

пальма – ПА мышка – МЫ

шишка – ШИ

кошка – КО

ложка – …

здесь рекомендуется сделать маленькую вопросительную паузу. Пусть ребенок поймет, что его приглашают поучаствовать в этой игре. Но ждать ответа не надо, продолжайте дальше:

… – ЛО

мячик – МЯ

чайник – ЧА

ветка – ВЕ

сетка – …

ручка – РУ

Жучка –  …

Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

Коля – КО

Оля – О

Маша – МА

Даша – ДА

Петя – ПЕ

Федя – ФЕ

Ира – И

Кира – КИ и т.п.

(имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку). Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).

Как только ребенок понял правило маска – МА и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

маска-маска – МА-МА

пальма-пальма – ПА-ПА

туфли-чайник – ТУ-ЧА

курица-чайник – КУ-…

маска-шарик – МА-…

кактус-шарик – …

Два слова – это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

маска-шишка-наволочка – МА-…-…

маска-листик-наволочка –  МА-…-…

бусы-маска-галстук – БУ-…-…

галстук-зебра-тапки – …

Как правило, дети  достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

бусы-рак-тигр-ножницы – …

письма-рак-мишка-дама –  …

облако-девочка-ящик-ложка – …

курица-курица-ручка-заяц – …

Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются "угадать" конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений:

САМЫЕ ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ – ИЗ ДВУХ СЛОВ

маска-маска – МА-МА

пальма-пальма – ПА-ПА

туфли-чайник – ТУ-...

курица-чайник – ...

кактус-шарик –

санки-шарик –

ящик-маска –

дятел-дятел

лук-наволочка

ручка-кактус

листик-санки

письма-лампа

шишка-наволочка

юбка-лампа

кисточка-ножницы

вишни-ножницы

робот-заяц

ванна-заяц

 ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА - МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

девочка-тигр

ножницы-гиря

голубь-рыба

ручка-кисточка

гусь-бык

ящик-мышка

ножницы-рыба

люстра-диск

кошка-нитки

девочка-тигр

ножницы-гиря

голубь-рыба

ручка-кисточка

гусь-бык

ящик-мышка

ножницы-рыба

люстра-диск

кошка-нитки

ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ ИЗ ТРЕХ СЛОВ

маска-шишка-наволочка

маска-листик-наволочка

аист-курица-лампа

бусы-маска-галстук

галстук-зебра-тапки

рак-кепка-тапки

гиря-тапки-рак

пальма-наволочка-маска

кактус-репка-тапки

рак-душ-галстук

заяц-ножницы-заяц

заяц-рак-заяц

рак-бочка-тапки

тигр-шишка-наволочка

аист-курица-лыжи

галстук-зебра-тыква

гиря-тапки-рыба

рак-кепка-тыква

письма-рак-тыква

лампа-домик-нитки

галстук-ложка-шишка

пальма-кепка-тыква

письма-жаба-маска

лук-жаба

утка-тюбик-гиря

рыба-банка-кит

пальма-утка-кит

кактус-череп-листик

череп-тыква-репка

утка-зонтик-рыба

пальма-ручка-санки

утка-робот-кит

маска-лыжи-шишка

курица-лампа-кит

робот-листик-кит

 РЕБУСЫ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ

аист-наволочка-наволочка-сыр

пальма-утка-тигр-наволочка

бусы-рак-тигр-ножницы

гусь-сердце-нитки-царь

курица-курица-ручка-заяц

банка-тапки-репка-ящик

письма-аист-нитки-ножницы

облако-девочка-ящик-ложка

санки-море-ваза-рыба

 РЕБУСЫ С БЕЗУДАРНЫМИ О, Е, Я

Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

солнце-банка-кактус

солнце-банка-кисточка

дом-робот-галстук

дом-робот-гиря

ножницы-галстук

облако-зебра-робот

кошка-маска-рыба

голубь-рак

наволочка-чайник-ложка

мышка-ложка

ложка-пальма-тапки

ложка-пальма-тыква

облако-санки

кошка-заяц

письма-робот-гиря

робот-галстук

РЕБУСЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ СОГЛАСНЫМИ БУКВАМИ

Согласные буквы в этих устных ребусах произносятся не как названия букв (Бэ, эМ, Ка и т.п.), а как реальные короткие звуки. Наиболее легко дети понимают смысл в длинных ребусах.

aист-наволочка-наволочка-С

санки-молния-ванна-Р

молния-ложка-тортик-К

пальма-робот-волк-З

шорты-кошка-ламмпа-Д

облако-гусь-репка-Ц

повар-мишка-домик-Р

повар-пушка-галстук-Й

волк-робот-белка-Й

муха-рак-веник-Й

листик-молния-Н

банка-наволочка-Н

банка-рак-Н

банка-рак-банка-Н

Г-ручка-шарик

Г-лампа-заяц

К-нитки-галстук

К-рыба-шарик

люстра-К

солнце-К

солнце-Н

ножницы-С

заяц-ЛУ

Главная задача чтения – понять смысл прочитанных слов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сокровища огненного льва!

Игра-путешествие "Сокровища огненного льва" подразумевает реализацию таких программных задач как: развитие активного диалога, умение отгадывать загадки, развитие конструктивных способностей, расширени...

Игровая методика обучению чтения "Ребус - метод" детей 4-7 лет

Методики обучения чтению используя игровую технологию. можно использовать в своей работе воспитателям, учителям - логопедам и родителям как отдельные игры - упражнения так и отдельными занятиями....

Метод - ребус Льва Штерберга

Уважаемые родители, я хочу познакомить Вас с замечательным ребусом – методом Льва Штерберга. Этот метод поможет научить ребенка послоговому чтениюРебус-метод – это прежде всего игра, приче...

"Что такое ребус-метод,". Методика Л.В. Штернберга

Ребус-метод - это веселая игра и эффективный метод обучения чтению детей от 4 лет с помощью слоговых пиктограмм....

Мастер - класс «Что такое ребус – метод?»

Обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм - методика Л.В.Штернберга...

СТАТЬЯ "РЕБУС-МЕТОД КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕЧЕВОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"

Статья о ребусах будет полезна педагогам и родителям. Изучив статью станет понятно что значит ребус, как можно использовать этот метод в работе и его историю появления....