Консультация "Формирование чувства патриотизма у дошкольников через различные методы воспитания."
консультация (подготовительная группа)

Ирина Николаевна Полякова

Проблема воспитания патриотизма, патриотической культуры у школьников особенно актуальна в настоящее время. Сегодняшние школьники, став взрослыми, должны быть готовы к выполнению обязательств, возлагаемых на них Отечеством. Результатом патриотического воспитания является сформированная патриотическая культура. Все вышесказанное позволяет утверждать, что только через патриотическое воспитание возможно сформировать патриотическую культуру школьников и убедительно доказывает необходимость разработки концепции формирования патриотической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование чувства патриотизма у дошкольников через различные методы воспитания

Подготовил

воспитатель МБДОУ д/с №46 г.Белгорода

Полякова И.Н.

Во все времена, когда общества были объединены в государства, патриотическое воспитание было неразрывно связано с подготовкой граждан к защите и укреплению своего государства. Патриотическое воспитание молодежи в России издавна было обусловлено тем, что на долю нашего Отечества за его многовековую историю выпало немало тяжких испытаний. С детства каждый мальчик готовился стать воином-защитником. В нем воспитывалась ответственность за семью, свое поселение. Чувство долга поднимало юношей на защиту родной земли.

Проблема воспитания патриотизма, патриотической культуры у школьников особенно актуальна в настоящее время. Сегодняшние школьники, став взрослыми, должны быть готовы к выполнению обязательств, возлагаемых на них Отечеством. Результатом патриотического воспитания является сформированная патриотическая культура. Все вышесказанное позволяет утверждать, что только через патриотическое воспитание возможно сформировать патриотическую культуру школьников и убедительно доказывает необходимость разработки концепции формирования патриотической культуры.

Патриотизм – это очень сложное чувство, оно растёт из любви к близким людям, к родному краю, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Детей захватывает то, что имеет воздействие на их чувства. Именно поэтому любовь к Родине у ребёнка носит яркий и эмоциональный характер.

В системе воспитательной работы с дошкольниками, как отмечает О.Н. Баранникова, необходимо использовать предпосылки формирования патриотизма, а именно:

- привязанностей ребёнка к своему месту жительства;

- участие в труде на благо Родины;

- озабоченность неудачами Отечества;

- гордость за успехи Отечества.

С чего начинается Родина для маленького ребёнка? Родина для ребёнка начинается с улицы, на которой живёт, где находится детский садик, куда он ходит. В общем смысле Родина ребёнка начинается с родных мест.

Со временем дети получают представления о родном городе, селе, об отдельных республиках, регионах России. В.А. Волович, совершенно справедливо заметил, что, воспитывая любовь к родному городу, ребёнка необходимо подвести к пониманию того, что его город — это частичка Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу и т.д.

Формирование у детей представлений о людях родной страны, привитие уважения к тем людям, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей – выбор зависит от воспитателя) является особой частью работы по воспитанию любви к Родине является. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, бесценность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.).

Привитие уважения и признательности к тем людям, кто стоит на страже завоеваний Родины и обеспечивает мирные условия жизни, является основной и важной частью патриотического воспитания дошкольников.

Задачей воспитателя заключается в предоставлении детям доступных сведений о Вооружённых силах страны. И именно на этой основе необходимо воспитывать любовь к защитникам Отечества, чувство гордости за них, а также стремление быть похожими на наших военных – быть такими же смелыми, здоровыми, дружными и ловкими.

Ещё одной важной составляющей патриотического воспитания дошкольников является интернациональное воспитание. «На основе впечатлений и представлений, которые даются детям о людях разных национальностей, формируются интерес к ним, чувство дружбы».

Методы воспитания - это общественно обусловленные пути и способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности. Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с их помощью педагог, воздействуя на личность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи и в зависимости от ситуации одни методы переходят в другие.

Общие методы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, применяемые воспитателями в работе с дошкольниками в современном детском саду. Все методы подразделяются на три группы.

Первая группа - методы формирования сознания личности (разъяснение, рассказ, беседа, метод примера и др.). Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах поведения, о труде взрослых. С помощью этой группы методов у детей формируется система понятий, взгляды, убеждения. Также они помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке и т.п. Данная группа методов способствует также развитию самоанализа, а в конечном итоге приводит к самовоспитанию.

Рассказ небольшое по объему связное изложение событий (в повествовательной или описательной форме), содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествования, раскрывает детям понятие положительного поступка, показывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и поведение сверстников.

Для детей младшей группы для рассказа подбираются в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше двух-трех, так как большее количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей средней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этих возрастных групп уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.

От воспитателя метод рассказа требует эмоционального изложения, определенной артистичности.

Разъяснение как метод патриотического воспитания постоянно используется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении правил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов.

Самое главное при использовании метода разъяснения - не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмах будет более эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.

Беседа - это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с небольшой группой детей. Лучше всего беседу проводить с подгруппами (5-8 человек), так как в этом случае все дети могут принимать участие в диалоге.

Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа - это привлечение самих воспитанников к формированию у них определенных суждений, оценок. По своему содержанию беседа может затрагивать явления общественной жизни.

Метод примера - метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Данный метод построен на склонности детей к подражанию. Особую роль в воспитании детей играет пример самого воспитателя. Дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее, а еще больше повторять вслед за воспитателем. Воспитатель - пример для ребенка во всех случаях жизни.

В дошкольных образовательных учреждениях особое место отводится рассказу.

Вторая группа - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, методы иллюстрации и демонстрации). Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде - непременное условие развития и воспитания личности.

Метод приучения.

Наиболее часто используется метод приучения, который направлен на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые формы поведения. Приучать ребенка правильно вести себя нужно с момента прихода его в младшую группу детского сада. При этом следует соблюдать определенные педагогические условия.

Для выполнения необходимых действий с помощью приучения требуется определенное время и неоднократное повторение.

Упражнение.

Метод приучения органически связан с таким методом, как упражнение. При данном методе требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократное повторение, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнения как дрессировку, как механическое повторение действий. Упражнение как метод патриотического воспитания предполагает осознанный подход ребенка к выполнению педагогически оправданных действий. Упражнения связаны с организацией жизни детей, с их разнообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений дети учатся поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. С помощью метода упражнений ребенок в специально созданных педагогических ситуациях овладевает опытом общественного поведения.

Метод создания воспитывающих ситуаций.

При воспитании детей нельзя обойтись и без такого метода, как метод создания воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка. Правильно подобранные воспитывающие ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

Третья группа - методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения ребенка (познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и наказание). Среди указанных методов в дошкольном образовательном учреждении наиболее употребительны методы: поощрение и наказание.

Поощрение. Стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение, своим поведением ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения со стороны воспитателя. Особенно необходимы одобрение, похвала при проведении учебного занятия. Однако следует постоянно следить за тем, как дети реагируют на поощрение, - ждут подарков, начинают зазнаваться и т.д. При использовании данного метода воспитателю важно знать индивидуальные особенности детей.

Наказание принято считать дополнительным методом воспитания. Наказание - это торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния. Данный метод направлен на корректирование поведения ребенка. Он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное - он не должен вызывать у ребенка страдания, отрицательных эмоций. К данному методу воспитателям следует относиться очень осторожно, так как современные дети очень импульсивны, они эмоционально реагируют на любое наказание.

Таким образом, задачи патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание.

В докладе рассматривается воспитание патриотизма у детей по средством экологического воспитания. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается и...

Воспитание чувства патриотизма через знакомство с творчеством Владимирских пейзажистов

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с творчеством земляков....

«Воспитание чувства патриотизма у детей через ознакомление с геральдикой родной страны».

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в общ...

Проект «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова».

Проект  для детей  старшего дошкольного возраста «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова»....

"Воспитание чувства патриотизма через вовлечение дошкольников в подвижные народные игры" (выступление на научно-практической конференции «Формирование гражданственности и патриотизма через познание многообразия мира»)

На современном этапе отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, так как за последнее время - время продолжительных кризисных явлений в социально-экономиче...

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.

Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...

Картотека игр и упражнений для дошкольников по формированию чувства патриотизма и уважение к Родине, воспитанию любви к малой родине.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, формирование умений уступать и помогать друг другу, уважительног...