ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИГРЫ
статья (младшая группа)

Литвинова Елена Владимировна

Игровая активность в детских садах играет особую роль в образовательном процессе. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая должна занимать центральное место в образовательном процессе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИГРЫ

Е.В. Литвинова

МАДОУ «Детский сад No52 «Ладушки», г. Нижний Новгород, Нижегородская обл.

Аннотация: в нашей стране происходят изменения в образовании, целью которых является воспитание успешной, самостоятельной и креативной личности через игру. Игра становится ведущей формой работы с детьми дошкольного возраста, и новый документ акцентирует индивидуальный подход к ребенку через игровую деятельность.

Социальный мир ребенка становится ограниченным, и дошкольное образование призвано вернуть в детство познавательную и творческую игру, в которой ребенок учится общаться и взаимодействовать с окружающим миром.

Ключевые слова: виды игр, индивидуальный подход, планируемые результаты.

     Игровая активность в детских садах играет особую роль в образовательном процессе. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая должна занимать центральное место в образовательном процессе.

     Игра помогает ребенку познавать мир, развивать навыки общения и взаимодействия. В дошкольных образовательных учреждениях особая роль отводится организации игровой активности, которая включает различные виды игр, способствующих развитию познавательной и творческой активности, а также физического роста.

     Цели игровой активности в детском саду распределяются по образовательным направлениям:

Дидактические: знакомство с окружающим миром, развитие умений и навыков через обучающие игры.

Развивающие: развитие внимания, речи, мышления и памяти.

Воспитательные: формирование инициативности, партнерства и общительности.

Социально-коммуникативные: развитие умения соблюдать правила и контролировать эмоциональные проявления.

Подвижные игры: тренировка двигательных умений и навыков взаимодействия в группах.

Театрализованные игры: развитие навыков совместной игры и выполнения действий с игровыми атрибутами.

Таким образом, игра является важным инструментом в дошкольном образовании, способствующим всестороннему развитию ребенка.

     Игра занимает центральное место в образовательной деятельности дошкольников, способствуя развитию социальных, когнитивных и эмоциональных навыков. Она является основным средством воспитания и обучения в рамках Федеральной образовательной программы (ФОП) для дошкольных учреждений (ДОУ). Игровая деятельность реализует принцип деятельностного подхода, подчеркивающего важность активного участия детей в образовательном процессе.

     Сюжетно-ролевые игры, такие как "Магазин" или "Больница", развивают креативные и коммуникативные способности детей, обогащая их словарный запас и помогая решать жизненные задачи. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет учитывать его интересы и потребности, создавая комфортные условия для развития. Например, конструкторские игры способствуют творческому самовыражению и социализации.

     Воспитатель должен тщательно планировать игровые формы, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и образовательным задачам. Индивидуальный подход позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, учитывая, что у детей дошкольного возраста различный игровой опыт.

     Актуальность проблемы индивидуального подхода остается высокой, так как не все дети имеют одинаковые игровые навыки. Исследования в этой области проводили такие ученые, как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев и другие. Индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания, который требует профессионального знания и понимания индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.

В игре дошкольников проявляются и формируются все основные навыки, необходимые для их дальнейшего развития.

     В дидактических играх важную роль играет развитие индивидуальных особенностей детей. Они помогают расширить представления о мире, развивают зрительное восприятие и наблюдательность. Например, игра «Что изменилось?» тренирует внимание, позволяя детям замечать изменения в расположении предметов. Младшие дошкольники могут нуждаться в помощи, тогда как старшие дети могут выполнять задания самостоятельно.

Дети также любят игры с конструкторами, что позволяет выявить их активность в игре. Некоторые дети стесняются участвовать, в то время как другие активно включаются, но не воспринимают игру серьезно. Важно наблюдать за детьми и направлять их, чтобы вовлечь всех в творческую деятельность. Индивидуальный подход помогает избежать конфликтов и агрессии, обучая детей видеть в сверстниках партнеров, а не противников.

Важно правильно распределять роли в игре, чтобы избежать зазнайства у детей, предоставляя возможность всем попробовать себя в главной роли.

Гиперактивные дети могут проявлять меньший интерес к успехам сверстников, что требует внимания педагога для формирования у них понимания о важности партнерства и совместной деятельности.

     Индивидуальный подход к детям в организации игровой деятельности способствует:

  • Позитивным отношениям между детьми и развитию их коммуникативных навыков.
  • Умению разрешать конфликты и работать в группе.
  • Стимуляции мышления, речи, воображения и творчества.

Для обеспечения эмоциональной безопасности необходимо создать следующие условия:

  • Свобода выбора дистанции и позиции обучения.
  • Возможность выбора занятия при нежелании участвовать в игре.
  • Запрет на занятия только в случае опасности.
  • Альтернативные советы, оставляющие возможность выбора.
  • Поддержка инициативы ребенка и создание комфортной атмосферы.
  • Установление телесного контакта для доверительных отношений.
  • Учет индивидуального развития каждого ребенка.

     Таким образом, систематическая работа по индивидуальному подходу имеет важное воспитательно-образовательное значение, развивает интерес, умственные способности и доброжелательные отношения. Игра является ключевым элементом образовательной деятельности дошкольников, обеспечивая их всестороннее развитие и подготовку к следующему этапу обучения.

В связи с вышеизложенным, игра является неотъемлемым элементом образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФОП ДОУ. Она обеспечивaeт всестороннее развитие детей, помогая им осваивать знания и навыки через активнoe участие в процессе обучения. Для воспитателя важным является организация игровой деятельности таким образом, чтобы она способствовала достижению образовательных целей и формированию у детей ключевых компетенций, необходимых для успешного перехода на следующую ступень обучения.

Список литературы:         

Бабухин М.А. Игровая деятельность как средство развития самостоятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. No2 (38).

Евлоева Х.А.[BR][BR]Роль игры в воспитании дошкольников // Наука и образование сегодня. 2024. No1 (78).

Трофимова Л.И. Игра и роль в жизни дошкольного возраста и её значение // Вестник науки. 2023. No12 (69).

Первое издание первого тома 1867 г., второго тома — в 1869 г. Второе издание обоих томов, исправленное автором, было опубликовано в 1871 г. В дальнейшем труд К.Д. Ушинского неоднократно переиздавался в полном или сокращенном виде.

Водовозова Е.Н. Царство свободного ребенка//Карапуз 2019[BR]Маханева Майя Давыдовна, Рещикова Светлана Владимировна//Издательство Сфера, 2019 Серия От рождения до трех.

Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников// Сфера 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Педагогическая поддержка развития игры в семье"

В данной статье даны практические рекомендации родителям, как организовывать место для игр, что нужно делать, чтобы игрушки детям не надоедали и другие рекомендации....

"Поддержка детской игры в условиях реализации ФГОС ДОУ"

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности ...

"Психолого-педагогическая поддержка детской инициативы в рамках реализации современных образовательных стандартов"

Материалы статьи полезны для ознакомления педогогами дошкольных образовательных учреждений....

Направления психологической поддержки детской игры

Сообщение из опыта работы на Районном методическом объединении...

Условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в игровой деятельности

В данной статье описывается организация предметно-пространственной, предметно-игровой и предметно-развивающей среды....

Описание образовательной практики «Интеграция познавательно – исследовательской и продуктивной видов деятельности, как эффективное средство для развития и поддержки детской игры»

На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения з...

Моделирование РППС в детском саду: презентация центров детской активности; условия поддержки детской игры.

В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ подразумевает соблюдение определенных требований, которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных нормативно-правовы...