ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИГРЫ
статья (младшая группа)
Игровая активность в детских садах играет особую роль в образовательном процессе. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая должна занимать центральное место в образовательном процессе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИГРЫ
Е.В. Литвинова
МАДОУ «Детский сад No52 «Ладушки», г. Нижний Новгород, Нижегородская обл.
Аннотация: в нашей стране происходят изменения в образовании, целью которых является воспитание успешной, самостоятельной и креативной личности через игру. Игра становится ведущей формой работы с детьми дошкольного возраста, и новый документ акцентирует индивидуальный подход к ребенку через игровую деятельность.
Социальный мир ребенка становится ограниченным, и дошкольное образование призвано вернуть в детство познавательную и творческую игру, в которой ребенок учится общаться и взаимодействовать с окружающим миром.
Ключевые слова: виды игр, индивидуальный подход, планируемые результаты.
Игровая активность в детских садах играет особую роль в образовательном процессе. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая должна занимать центральное место в образовательном процессе.
Игра помогает ребенку познавать мир, развивать навыки общения и взаимодействия. В дошкольных образовательных учреждениях особая роль отводится организации игровой активности, которая включает различные виды игр, способствующих развитию познавательной и творческой активности, а также физического роста.
Цели игровой активности в детском саду распределяются по образовательным направлениям:
Дидактические: знакомство с окружающим миром, развитие умений и навыков через обучающие игры.
Развивающие: развитие внимания, речи, мышления и памяти.
Воспитательные: формирование инициативности, партнерства и общительности.
Социально-коммуникативные: развитие умения соблюдать правила и контролировать эмоциональные проявления.
Подвижные игры: тренировка двигательных умений и навыков взаимодействия в группах.
Театрализованные игры: развитие навыков совместной игры и выполнения действий с игровыми атрибутами.
Таким образом, игра является важным инструментом в дошкольном образовании, способствующим всестороннему развитию ребенка.
Игра занимает центральное место в образовательной деятельности дошкольников, способствуя развитию социальных, когнитивных и эмоциональных навыков. Она является основным средством воспитания и обучения в рамках Федеральной образовательной программы (ФОП) для дошкольных учреждений (ДОУ). Игровая деятельность реализует принцип деятельностного подхода, подчеркивающего важность активного участия детей в образовательном процессе.
Сюжетно-ролевые игры, такие как "Магазин" или "Больница", развивают креативные и коммуникативные способности детей, обогащая их словарный запас и помогая решать жизненные задачи. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет учитывать его интересы и потребности, создавая комфортные условия для развития. Например, конструкторские игры способствуют творческому самовыражению и социализации.
Воспитатель должен тщательно планировать игровые формы, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и образовательным задачам. Индивидуальный подход позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, учитывая, что у детей дошкольного возраста различный игровой опыт.
Актуальность проблемы индивидуального подхода остается высокой, так как не все дети имеют одинаковые игровые навыки. Исследования в этой области проводили такие ученые, как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев и другие. Индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания, который требует профессионального знания и понимания индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.
В игре дошкольников проявляются и формируются все основные навыки, необходимые для их дальнейшего развития.
В дидактических играх важную роль играет развитие индивидуальных особенностей детей. Они помогают расширить представления о мире, развивают зрительное восприятие и наблюдательность. Например, игра «Что изменилось?» тренирует внимание, позволяя детям замечать изменения в расположении предметов. Младшие дошкольники могут нуждаться в помощи, тогда как старшие дети могут выполнять задания самостоятельно.
Дети также любят игры с конструкторами, что позволяет выявить их активность в игре. Некоторые дети стесняются участвовать, в то время как другие активно включаются, но не воспринимают игру серьезно. Важно наблюдать за детьми и направлять их, чтобы вовлечь всех в творческую деятельность. Индивидуальный подход помогает избежать конфликтов и агрессии, обучая детей видеть в сверстниках партнеров, а не противников.
Важно правильно распределять роли в игре, чтобы избежать зазнайства у детей, предоставляя возможность всем попробовать себя в главной роли.
Гиперактивные дети могут проявлять меньший интерес к успехам сверстников, что требует внимания педагога для формирования у них понимания о важности партнерства и совместной деятельности.
Индивидуальный подход к детям в организации игровой деятельности способствует:
- Позитивным отношениям между детьми и развитию их коммуникативных навыков.
- Умению разрешать конфликты и работать в группе.
- Стимуляции мышления, речи, воображения и творчества.
Для обеспечения эмоциональной безопасности необходимо создать следующие условия:
- Свобода выбора дистанции и позиции обучения.
- Возможность выбора занятия при нежелании участвовать в игре.
- Запрет на занятия только в случае опасности.
- Альтернативные советы, оставляющие возможность выбора.
- Поддержка инициативы ребенка и создание комфортной атмосферы.
- Установление телесного контакта для доверительных отношений.
- Учет индивидуального развития каждого ребенка.
Таким образом, систематическая работа по индивидуальному подходу имеет важное воспитательно-образовательное значение, развивает интерес, умственные способности и доброжелательные отношения. Игра является ключевым элементом образовательной деятельности дошкольников, обеспечивая их всестороннее развитие и подготовку к следующему этапу обучения.
В связи с вышеизложенным, игра является неотъемлемым элементом образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФОП ДОУ. Она обеспечивaeт всестороннее развитие детей, помогая им осваивать знания и навыки через активнoe участие в процессе обучения. Для воспитателя важным является организация игровой деятельности таким образом, чтобы она способствовала достижению образовательных целей и формированию у детей ключевых компетенций, необходимых для успешного перехода на следующую ступень обучения.
Список литературы:
Бабухин М.А. Игровая деятельность как средство развития самостоятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. No2 (38).
Евлоева Х.А.[BR][BR]Роль игры в воспитании дошкольников // Наука и образование сегодня. 2024. No1 (78).
Трофимова Л.И. Игра и роль в жизни дошкольного возраста и её значение // Вестник науки. 2023. No12 (69).
Первое издание первого тома 1867 г., второго тома — в 1869 г. Второе издание обоих томов, исправленное автором, было опубликовано в 1871 г. В дальнейшем труд К.Д. Ушинского неоднократно переиздавался в полном или сокращенном виде.
Водовозова Е.Н. Царство свободного ребенка//Карапуз 2019[BR]Маханева Майя Давыдовна, Рещикова Светлана Владимировна//Издательство Сфера, 2019 Серия От рождения до трех.
Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников// Сфера 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Педагогическая поддержка развития игры в семье"
В данной статье даны практические рекомендации родителям, как организовывать место для игр, что нужно делать, чтобы игрушки детям не надоедали и другие рекомендации....

"Поддержка детской игры в условиях реализации ФГОС ДОУ"
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности ...

"Психолого-педагогическая поддержка детской инициативы в рамках реализации современных образовательных стандартов"
Материалы статьи полезны для ознакомления педогогами дошкольных образовательных учреждений....

Направления психологической поддержки детской игры
Сообщение из опыта работы на Районном методическом объединении...

Условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в игровой деятельности
В данной статье описывается организация предметно-пространственной, предметно-игровой и предметно-развивающей среды....

Описание образовательной практики «Интеграция познавательно – исследовательской и продуктивной видов деятельности, как эффективное средство для развития и поддержки детской игры»
На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения з...

Моделирование РППС в детском саду: презентация центров детской активности; условия поддержки детской игры.
В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ подразумевает соблюдение определенных требований, которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных нормативно-правовы...
