Развитие эстетического отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшей группы через прием «погружения».
проект (старшая группа)

 

          На сегодняшний день имеется противоречие между требованиями современного общества, государства к необходимости развития эстетического отношения к произведениям искусства у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данного вопроса посредством приема «погружения», поэтому данная проблема является очень важной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppp.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие эстетического отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшей группы через прием «погружения».

На современном этапе развития дошкольного образования главной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения ценить и понимать искусство, без пробуждения у ребёнка творческого начала невозможно становление цельной, творчески активной и гармонически развитой личности.

Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, выступают одними из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, что свидетельствует о значимости рассматриваемой проблемы исследования [1].

В настоящее время актуальность задачи ФГОС ДО подчеркивает Федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая побуждает педагогов ДОО «продолжать развивать у детей эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к искусству; умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности, природе» [2].

Старшее дошкольное детство является наиболее благоприятным возрастным отрезком для эстетического развития. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются ценностные и эстетические установки личности.

Эстетическое отношение – это особое отношение индивида к жизни, к миру, не к искусству, его ценностям, их созданию и восприятию, а к самой окружающей действительности, еще не преобразованной ничьим художественным творчеством. Как любой психический процесс в дошкольном возрасте, эстетическое отношение нуждается в развитии, которое осуществляется при систематическом направленном педагогическом воздействии в условиях дошкольной организации и семьи.

Приём «погружения» позволяет отчасти решить данную задачу, а также оказать положительное воздействие на художественно-эстетическое развитие дошкольников. Прием погружения, (второе название приема – «вхождение в картину») предполагает создание культурно-обогащенной ситуации, за счет синтеза искусств, беседы, вопросов к детям и специально организованной образовательной среды.

Детей дошкольного возраста нужно специально обучать рассматриванию, наблюдению и анализу, так как у них еще недостаточно развиты внимание, мышление и память, поэтому они не замечают важных деталей, непоследовательны в рассказывании, перескакивают с одного момента на другой. Погружение в художественные картины позволяет научить дошкольников видеть и замечать детали; связно рассказывать об увиденном.

Проблема развития эстетического отношения к произведениям искусства отражена в работах учёных: Л.С. Выготского, Е.В. Гарапучик, Т. Г. Казаковой, Е.А. Флериной, С.С. Яковлевой. Психолого-педагогические исследования доказывают, что развития эстетического отношения к произведениям искусства следует начинать в дошкольном детстве.

Значение приёма «погружения» в развитие эстетического отношения к произведениям искусства отмечали Н.Н. Важенина, Е.М. Максимова, Е.Э. Постных, Н.А Романова, В.А. Свиридова и др.

На сегодняшний день имеется противоречие между требованиями современного общества, государства к необходимости развития эстетического отношения к произведениям искусства у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данного вопроса посредством приема «погружения», поэтому данная проблема является очень важной.

Таким образом, погружение - это система обучения, создающая у индивида внутреннее чувство свободы. Она опирается на три принципа: удовольствие и релаксация, расслабление на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двусторонняя связь в процессе обучения. Эффективность обучения зависит от группового сотрудничества, возможного лишь в условиях максимальной доброжелательности и тактичности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказы и письма Минобрнауки Р.Ф. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 96с. - ISBN 978-5-9949-1024-5. – Текст : непосредственный.

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования / Приказы Министерства просвещения Р.Ф. от 25 ноября 2022г. №1028– Москва : ТЦ Сфера, 2022. - 190с. - Текст : непосредственный.

3. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду / А. П. Аверьянова. – Москва : Мозаика – синтез, 2013. - 75 с. - ISBN Текст : непосредственный.

4. Багадаева, О. Ю. Особенности организации и проведения экскурсии как формы ознакомления дошкольников с произведениями искусства /О.Ю. Багадаева // Вестник БГУ.- 2022. - № 1. - С. 43‒55. — Текст : непосредственный.

5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 2023. – 414с. - ISBN 978-5-534-09445-9. — Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.Организация работы на занятиях и в свободное время.Список произведений изобразительного ...

Инновационная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Блок «Тропинка в мир изобразительного искусства» для детей 5-6 лет

Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. Педагоги дошкольных образовательных учрежд...

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.Организация работы на занятиях и в свободное время. 2 младшая группаАктивизация инт...

Примерный перечень произведений изобразительного искусства для детей старшего дошкольного возраста

Примерный перечень произведений изобразительного искусства для реализации Федеральной программы (33.3.4. от 5-6 лет)...

Картотека игр по изобразительному искусству для детей старшей группы

Картотека для саршей группы, содержит в себе игры по изобразительному искусству. Содержит в себе титульный лист, содержание, описание игры (название, цель, материал, ход), список литературы. Игры подо...