Всероссийская конференция, 2024 год, город Москва
материал

Газашвили Елена Анатольевна

Всероссийский фестиваль лучших педагогических практик по формированию у детей дошкольного возрата гражданской идентичности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст доклада21.84 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

«Формирование  гражданской  идентичности  детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Рада представить вам опыт работы нашего дошкольного отделения по формированию гражданской идентичности детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики.

СЛАЙД 2

Я уверена, что все сообщество дошкольных педагогов в полной мере осознаёт важность работы по этому направлению как для государства (как фактор его укрепления, консолидации общества), так и для конкретной личности (как фактор социальной интеграции).

СЛАЙД 3, 4

Работу эту мы вели и ведем по всем образовательным областям используя различные виды детской деятельности. В результат работы появлялись временные экспозиции, выставки и постоянные мини-музеи.

 Я поделюсь с вами историей создания нашей гордости – музея народной тряпичной куклы и проводимой в дошкольном отделении студийной работой  в рамках направления «Тула музейная».

СЛАЙД 5

Музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

Музей народной тряпичной куклы не был результатом реализации проекта, он возник спонтанно и вдохновителем на его создание  стали наши воспитанники.

СЛАЙД 6

Однажды педагог, работавший в группе, взяла одно из поленьев, оставшихся от реализованного ранее проекта, обмотала его цветными лоскутками  - получилась лялька! Вот эта лялька по-настоящему удивила и восхитила детей! Пришлось соорудить из оставшихся двух поленьев таких же кукол. Дети принялись за игру: они баюкали кукол, пели им песни, обнимали, целовали их, катали в колясках. Понятно, что на всех воспитанников поленьев не хватило - пришлось свернуть из тех же лоскутков «Зайчиков на пальчики»!

Нам, педагогам хорошо известно, что если дети чем-то увлечены - их не становить. Они будут требовать и требовать продолжения.

СЛАЙД 7

И продолжение было:

  1. на занятиях и в свободной деятельности с детьми педагог учила их крутить простейших куколок, каждый раз объясняя ее назначение, знакомя с традициями и способами манипуляции с куколкой.
  2. в свободное время педагоги инициировали мастер-классы и крутили персональных кукол.
  3. на родительских собраниях предлагалось сделать куколку-оберег «На здоровье»

Оксана Николаевна оказалась настоящим знатоком народной тряпичной куклы! Она продолжала делать кукол для себя, детей и коллегам. Дети с удовольствием заглядывали в ее сундучок, перебирали готовых куколок, просили рассказать о них. При взаимодействии с куклами дети активную познавательную  деятельность, стремление к детальному рассмотрению  и дополнение информации манипулированием предметом, эмоциональную отзывчивость.

СЛАЙД 8

И вот когда этих куколок набралось 40 штук, мы решили, что в прямом визуальном и тактильном доступе эти красавицы дадут намного больше пользы.  Ведь основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.  А что может лучше заинтересовать ребенка, а значит принести больше пользы для развития его гражданской идентичности, чем рукотворная народная кукла –  часть народных традиций! 

СЛАЙД 9

На сегодняшний день в нашем музее пол сотни куколок.

СЛАЙД 10

Создан реестр, оформлена картотека экспонатов. Разработан план работы музея, конспекты экскурсий.  

СЛАЙД 11

Все экспонаты музея сделаны нашими руками. Каждая кукла не просто появляется на полке нашего маленького музея, она становится непосредственной участницей всей деятельности в группе. Дети узнают историю каждой куклы, её предназначения, связанные с нею обряды, традиции, народные праздники.

Подводя первые итоги работы в рамках музея, мы пришли к выводу, что в результате совместной творческой деятельности, у детей повысился интерес и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях наших предков.  

 И наши воспитанники уже сами передают свои знания младшим однокашникам, проводя самостоятельно часть экскурсии для них, рассказывая о той или иной кукле, знакомя младших с народными играми, разучивая с ними короткие потешки, прибаутки в ходе экскурсии

Использование на практике народной тряпичной куклы, оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно – образовательного процесса по формированию гражданской идентичности ребенка-дошкольника.

СЛАЙД 12

Но на этом мы не остановились!

Мы приняли решение «вывести» наше детище в большой мир!  И создали ВИРТУАЛЬНЫЙ музей народной куклы на базе интерактивной доски digipad.app. ДИЖИПЭЙ.АПП

В нашем виртуальном музее несколько разделов. Можно ознакомиться с историей создания музея, его экспонатами. При «клике» на фотографию, открывается информационная карточка с историей и традицией изготовления куколки. Есть наполняемый постепенно раздел с мастер-классами от нашей мастериц, разделы с интересными фактами, схемами куколок,  фотографиями  музея и «Отзывами посетителей».

Сегодня и вы, уважаемые коллеги, можете посетить наш виртуальный музей, перейдя по QR коду!

Приятной и познавательной экскурсии! Ждем ваши отзывы!(спец открыли доступ, через красный + можно добавить отзыв)

СЛАЙД 13

А вы знали, что Тула заслужила статус третьей музейной столицы России после Москвы и Санкт-Петербурга?

Это стало возможным после открытия в центре города Музейного квартала. Сейчас там находятся филиалы четырех федеральных музеев:    

  • Государственного исторического музея,
  • усадьбы Василия Дмитриевича Поленова
  • «Ясной Поляны»
  • и «Куликова поля».

Всего в регионе насчитывают более 120 музеев.

Коллеги! Ответьте честно сами себе, когда и в каком музее вы были в последний раз?

СЛАЙД 14

Стойкий интерес к музеям, желание пойти в музей, воочию познакомиться с его содержанием коллектив дошкольного отделения формирует у воспитанников через студийную работу в группах старшего возраста по направлению «Тула музейная».

Программу студийной работы коллектив педагогов разрабатывал сообща. В течение учебного года дети совершают виртуальные экскурсии по 9 музейным объектам.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Виртуальная форма проведения экскурсий позволяет нам остановить путешествие в тот момент, когда возникает потребность обдумать и обсудить с детьми увиденное. Процесс обучения становится более живым и непосредственным.

СЛАЙД 15

В соответствии с выбранными видами музеев наши виртуальные экскурсии могут носить:

биографический характер – например в ходе виртуальной экскурсии в музей-усадьбу «Ясная поляна» дети знакомятся с биографией великого земляка Л.Н.Толстого, в ходе экскурсии в художественный музей узнают о творчестве нашего земляка И.П.Крылова.

краеведческий характер.

культурно-художественный или исторический характер – это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, (Тульский кремль)

обзорный характер носят виртуальные экскурсии в музей пряника, самоваров, тульской гармони

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17

Практика нашей работы с использованием музейной педагогики позволяет нам значительно повысить интерес детей, развить познавательные способности, сформировать умения поисково – исследовательской деятельности. Предметы музея, призванные сохранять и транслировать культурное наследие страны, реализуют культуросохраняющую и культуросозидающую функции. Что способствует осознанию и принятию дошкольниками поликультурности окружающего мира!

СЛАЙД 18

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по ФЭМП в средней группе"Веселый паровозик"Автор: Полещук Елена Леонидовна, воспитатель, Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного

Цель: Закрепить умение считать от 1 до 5 в специально-созданной обстановке, пользоваться понятиями больше, меньше, равно. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. Дидактический материал: ...

Годовой план работы воспитательно-образовательной деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы СОШ № 2012 ЮВОУ ДО г. Москвы дошкольное подразделение на 2014-2015 учебный год

Годовой план работы воспитательно-образовательнойдеятельностиГосударственного бюджетногообразовательного учреждения города МосквыСОШ № 2012ЮВОУ ДО г. Москвы дошкольное подразделение на ...

Праздничное мероприятие посвященное Дню города Москвы «Я гуляю по Москве с Лунтиком»

познавательный досуг «Путешествие по Москве вместе с Лунтиком», посвященный 870-летию города Москвы. Ребята вместе с Натальей Сергеевной решили поздравить любимый город с наступающим Днем ...

Научно-практическая конференция (ассамблея) «Стажировочные площадки дошкольного образования города Москвы: Достижения и возможности развития»

Программа Научно-практической конференции (ассамблеи) «Стажировочные площадки дошкольного образования города Москвы: Достижения и возможности развития»  + фотографии...

Конкурс рисунков "Питомцы в моем городе". Департамент образования и науки г.Москвы. Восточный административный округ. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Центр творчества имени А.В.Косарева"

Работа Балахонской  Марии "Заботливая Маша" приняла участие в конкурсе рисунков, организатором корого являлся  Департамент образования и науки г. Москвы, восточный административный...

Всероссийское выступление Взаимообучение городов .Москва

Формирование инженерного мышления через развитие  конструктивно-творческих способностей дошкольников....

Августовская конференция педагогических работников города Покачи в 2024 году

Приказ Об организации и проведении августовской конференции педагогических работников города Покачи в 2024 году «Единое образовательное пространство: от государственной стратегии к педагогическо...