Арт – терапевтические техники как средство формирования семейных ценностей в совместной деятельности детей и родителей.
материал

Букреева Елена Михайловна

Конспект выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-tehnologii_v_rabote_s_roditelyami_i_detmi.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арт – терапевтические техники как средство формирования семейных ценностей в совместной деятельности детей и родителей.

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений, привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения отношений с другими людьми. Эффективная профилактика нарушений эмоционально-личностного развития у детей должна начинаться с родителей ребенка.

Современные семьи нуждаются в квалифицированной помощи, внимании и поддержке педагогов, в воспитании детей, в повышении психолого-педагогической культуры. Сегодня семье нужна помощь в осознании новых реалий и подлинных жизненных ценностей, поддержка в освоении новых способов общения со своими детьми. Современный детский сад призван нести эту просветительскую миссию – он должен стать детско-родительским центром, где каждая семья найдет поддержку и помощь в столь трудном вопросе, как воспитание детей. Положительным итогом такой работы является улучшение взаимопонимания в семье, изживание негативного общения с ребенком, которые и являются причиной возникших отклонений в эмоциях и поведении. Важно, чтобы родители приобрели более позитивный взгляд на своего ребенка, полнее понимали и принимали его индивидуальность, осознавали вред и пользу своих воспитательных воздействий.

Арт-технологии, такие как рисование, лепка, аппликация и другие виды творческой деятельности, могут оказаться эффективными для достижения этих целей.

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Арт-технологии включают в себя использование художественных методов и приемов, таких как рисование, театральная игра, музыка, танцы, литература и т. д., для достижения образовательных и воспитательных целей. Они позволяют развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки и другие аспекты личностного развития ребенка.

В процессе совместной деятельности родителей и детей, родители учатся не критиковать, не делать замечаний по поводу того, что у ребенка не получается. В процессе арт-терапевтической деятельности удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. На место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками: «я получаю удовольствие от творчества с близким человеком», «я соблюдаю правила, потому что их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий».

Таким образом, участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители могут практиковаться в конструктивном взаимодействии с ребенком, у них появится возможность посмотреть на своего малыша со стороны, в незнакомой для них ситуации, родители могут познакомиться с моделями взаимодействия в других семьях. У них появится возможность признать за ребенком право на собственный выбор, личную позицию. Все это способствует пониманию и лучшему взаимодействию в семье.

В процессе занятий с использованием арт-технологий дети и родители могут выражать свои мысли, эмоции посредством создания художественных работ. Педагог может проводить беседы, стимулируя их осознанность и анализ своих дальнейших действий.

Практический метод в изобразительной деятельности дошкольников имеет ряд преимуществ. Во-первых, он позволяет детям непосредственно применять свои навыки и умения в создании художественных работ. Это помогает им развивать мелкую моторику, координацию движений и воображение. Во-вторых, наиболее подходящий метод способствует развитию трудолюбия и усердия у детей. Они учатся прилагать усилия для достижения желаемого результата.

Игровые моменты в изобразительной деятельности позволяют детям вжиться в роль, использовать свое воображение и создавать свою собственную историю. Они могут выражать свои мысли и эмоции через игру, что способствует развитию их коммуникативных навыков и социальной адаптации.

В целом, арт-технологии представляют собой мощный инструмент для развития личности и достижения образовательных и воспитательных целей. Они объединяют искусство и педагогику, создают среду для творчества, самовыражения и личностного развития.

Арт-терапия обладает рядом преимуществ перед другими психо-коррекционными методами:

1.Не имеет возрастных ограничений и противопоказаний в использовании.

2.Вызывает положительные эмоции.

3.Сближает людей.

4.Является средством свободного самовыражения и самопознания.

Упражнение «Наш семейный плакат»

Цель: эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей.

Возраст: дошкольный, школьный.

Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; различные конверты, ножницы, клей.

Описание упражнения:

«Когда семья собирается вместе, то хочется разделить друг с другом всё то, что близко сердцу. Хочется поговорить, поделиться новостями и планами. Я хочу вам предложить сделать семейные плакаты, на котором вы сможете отобразить всё то, что ценно для вас. И который вы сможете заполнять постепенно, словно семейный дневник!»

Лучше всего для изготовления плаката подойдёт бумага формата А3 или лист ватмана. Придумайте вместе с ребёнком приветствие, которое вы напишите на плакате, продумайте оформление. Возможно, вы захотите украсить плакат вашими семейными фотографиями, а может вы совместно что-то нарисуете.

Затем на плакате стоит разместить «кармашки». Для этого вы можете использовать готовые конверты, которые предварительно украсите и затем приклеите. Оговорите с ребёнком, сколько всего будет кармашков, и что в них будете собирать. Можно назвать один из кармашков «расскажи о себе» - тогда у всех членов семьи появится возможность поделиться какими-то своими мыслями, идеями, планами.  Очень хорошо, когда мы друг друга поддерживаем, говорим тёплые слова. И для этого тоже можно отвести специальный кармашек – «мои пожелания». А порой нам хочется кого-то предостеречь, что-то посоветовать, поделиться опытом. Кармашек «тебе на заметку» может в этом помочь.

В каждой семье свои традиции, свой ритм, своя атмосфера.  Постарайтесь придумать кармашки, которые будут характеризовать именно вашу семью, чтобы чувствовалась «изюминка».

Примечание: постарайтесь, чтобы эти кармашки заполнялись всеми членами вашей семьи. Благодаря этому ребёнок сможет быстрее понять и усвоить семейные ценности, и что особенно важно - почувствовать сплочённость своей семьи.

Обсуждение получившихся работ.

Рекомендации по применению методов арт – терапии в работе с детьми:

  • Занимаясь с детьми, помните, что их руки еще недостаточно развиты, они неловкие и неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие или несформированность этих умений сердит и расстраивает, подскажите, помогите – как нужно правильно выполнять определенное действие, но, ни в коем случае не критикуйте.
  • Если ребенок агрессивен — то в работе с ним стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет только раздражать ребенка, а вот лепка, наоборот — успокоит.
  • Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочтительней краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

Список литературы:

  1. Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. С. 94-98.
  2. Воспитание детей в игре [Текст]. Пособие для воспитателей детского сада. / Д.К. Зинченко, А.П. Бочкарева и др. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. 122 с.
  3. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995. 64 с
  4. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей [Текст]. В 2 кн. Кн. 2 / сост. С.Д. Томилова. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 704 с.
  5. Волобуева, И.В. «Дружная семейка»: гармонизация детско-родительских отношений в условиях дошкольного учреждения [Текст]: пособие для педагогов, психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Волобуева. – ООО ИД «Белый ветер»,2006. –45 с.
  6. Арт-терапия — новые горизонты [Текст] / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр,2006. –336с.
  7. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст]/ И.М.Марковская. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. –150 с.
  8. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт – терапевтические техники в совместной деятельности детей и родителей

Материал детско-родительского занятия в родительском клубе. Содержание материала будет интересно педагогам, работающим в детском саду, начальной школе....

Арт – терапевтические техники в совместной деятельности детей и родителей

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида второй категории «Улыбка» п.Бабынино Бабынинского района Калужской области...

Методическая разработка семинара для родителей Семейные традиции как одно из средств формирования семейных ценностей

Включить родителей в совместную деятельность по определению значимости семейных традиций в воспитании детей...

Методическая разработка семинара для родителей "Семейные традиции как одно из средств формирования семейных ценностей"

В материале представлен опыт по обогащению представлений родителей (законных представителей) о роли семейных традиций в воспитании ребенка.  ...

Сказка как средство формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей о значении сказок для формирования семейных ценностей....

Методическая разработка семинара для родителей Семейные традиции как одно из средств формирования семейных ценностей

Обогащение представлений родителей (законных представителей) о роли семейных традиций в воспитании ребенка...

«Использование детской проектной деятельности как средство формирования семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитание семейных ценностей – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Использование проектной деятельности  позволяет ...