Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры
проект (старшая группа)
Доклад "Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Тополек»
Доклад на тему:
«Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры»
Подготовила:
воспитатель Лыкова О.А.
г. Донецк
2025 г.
Раннее детство - начало жизни.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
И звучат из поколений в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.
Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес к прошлому народа, его традициям, самобытности. В ходе знакомства с образом жизни людей в старину, русским фольклором развивается речь детей, обогащается словарный запас. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре. Родители все реже говорят о жизни в старину своим детям. Поэтому в детском саду, в нашей группе ведётся работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Одна из его задач – знакомство детей с истоками русской народной культуры, так же стоят задачи: расширять представления детей о жизни людей в старину, старинных предметах быта, познакомить детей с происхождением посиделок, их связью с фольклором, обогащать знания о малом фольклорном жанре: загадках, потешках, небылицах, упражнять в умении пересказывать сказку и инсценировать её, развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящих с традициями и обычаями народа, активизировать речь детей.
Произведения устного народного творчества – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу проводим как на занятиях, так и в свободное время.
В разные режимные моменты используем фольклорные произведения (сказки, песни, потешки, частушки, пословицы, поговорки). Широко используем загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываем их возраст, ведь тематика ограничена их небольшим опытом. Это загадки, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода.
Создание атмосферы народного быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группе создан уголок нравственно-патриотического воспитания, в которых есть: альбомы, раскраски, «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка». Большую радость приносят детям игрушки. Происходит знакомство детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, учим детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Заря-заряница», «Гори, гори ясно» «У медведя во бору»; учим водить хороводы, самый известный нам «Каравай», «Береза» где дети развивают речевые навыки. В играх - драматизациях используем сюжетно-ролевую игру с персонажами и сюжетами, взятых из сказок. «Репка», «Теремок»
Проведение традиционных праздников знакомит детей с атрибутами и русскими костюмами, таким праздником будет вскоре «Масленица».
И отсюда хочется сделать вывод: систематически организованная работа с детьми по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.
Во время умывания - потешку «Водичка-водичка.»;
Во время причесывания - «Расти коса до пояса.»;
Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки.»
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Пословицы и поговорки используем в процессе повседневного общения с детьми.
- Подбодрить ребенка робкого: «Смелость города берет»
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»
Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорят: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун».
На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами».
Малышам предлагаем загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается, например:
«На заборе сидит
«Ку-ка-ре-ку» - кричит.
Или
Под полом таится
Кошки боится.
Или
Маленькая, серенькая,
Живет в норке,
Любит корки.
Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений: «Весной вырастают,
Осенью опадают»
«Человек в истории и культуре» Г.Н.Калайтанова;
«Приобщение детей к истокам русской культуры» О.Л. Князева;
«Родники Дона» Р.М.Чумичева
Направлены на формирование у дошкольников представлений об исторических событиях, о развитии человеческой цивилизации (jn человека древности до современных достижений технического прогресса); на усвоение ребёнком общественных порядков и правил поведения, развитию чувства собственного достоинства и уважения, терпимости к людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры.
Это выступление на ГМО...

Конспект досуга для детей младшей группы (3-4 года) по социально-личностному развитию область «Социализация» (Приобщение к истокам русской культуры) Тема: «Репка»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект по приобщению к истокам русской народной культуры с использованием здоровьесберегающих технологий "Репка"...

Нравственно-эстетическое развитие ребенка через приобщение к истокам русской культуры
Нравственно-эстетическое развитие ребёнка....

«Духовно - нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»
план работы по самообразованию на три года....

«Воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»
Если мы хотим воспитать в наших детях патриотизм, нравственную культуру, доброту, любовь, уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), к Родине, то все лучшее, что создано веками ...

Конспект по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных методов и приёмов рисования через приобщение к истокам русской культуры. Тема: "Матрёшка".
Приобщать детей группы раннего возраста к истокам русской народной культуры....

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»
Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.Если мы хотим воспитать в наших детях патриотизм, нравственную культуру,...