статья: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности
статья (младшая группа)

Цырендоржиева Нелля Владиславовна

Мелкая моторика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_melkaya_motorika.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования. 

Условия возникновения проблемы:        Ранний дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью воспитанников осознавать поставленные перед ними цели.Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей раннего дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 1,5 до 3 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо интенсивно развивать память, восприятие, мышление, внимание.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др.Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач непосредственно образовательной деятельности (НОД) по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения.Я считаю очень важно в раннем дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.В работе, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у воспитанников развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской воспитанники познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у воспитанников, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.Данные техники не утомляют воспитанников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

·  личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

·  коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

·  игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

·  педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха).

Свою работу строю на следующих принципах:

·  последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем;

·  наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;

·  деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

·  интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;

·  дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

·  возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;

·  преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

·  принцип гуманности;

·  обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Проблемы:Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.Недостаточный уровень речевой активности детей.Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.Поэтому, цель моей педагогической деятельности является создать благоприятные условия для развития  мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.Задачи:Обучающие:

·  учить детей умению рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки;

·  учить лепить пластилином круговыми движениями, способом приплющивания:

·  привлекать детей к работе с разнообразными материалами, знакомить с особенностями изобразительного материала;

·  обучить нетрадиционным техникам рисования.

Развивающие:

·  активизировать интерес к рисованию;

·   развивать интерес к различным нетрадиционным техникам рисования;

·  развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться в пространстве;

·  развивать умение производить точные движения кистью, карандашом, нетрадиционными  материалами;

·  обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитывающие:

·  воспитывать аккуратность, внимание, эстетический вкус у детей раннего дошкольного возраста;

·  информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.

В своей педагогической работе использую разнообразные наглядные, словесные и практические методы:

·  наблюдения с воспитанниками;

·  обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

·  объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

·  показ способов действия;

·  упражнения;

·  игровые приемы;

·  совместный анализ выполненной работы.

Организуя работу по развитию мелкой моторики у воспитанников раннего дошкольного возраста, в условиях ДОУ,  возникла необходимость в оказании большего внимания нетрадиционным  техникам рисовании. В работе с воспитанниками использую разные нетрадиционные техники рисования: «Пальцевая  живопись»Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.«Рисование ладошкой, кулачком»Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.«Оттиск пробкой»Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. «Рисование ватным тампоном»Средства выразительности: пятно, линияМатериалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные тампотчики, салфетки.Способ получения изображения: Ребенок обмакивает тампон в краску и наносит с помощью тычка или линии на лист бумаги.«Оттиск печатками губкой, картофелем»Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет воспитанникам радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, воспитанник отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”.Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.Нетрадиционные техники рисования  могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных воспитанников. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование,  увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы воспитанников в целом.Теоретическая база опытаСуществует определённый стандарт и требования к дошкольному воспитанию. До 1989 года все дошкольные учреждении России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. В настоящее время дошкольное учреждение самостоятельно в выборе программ, а так же в разработке собственных. Я в своей работе использую следующую методическую литературу:1. Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи        дошкольников).2. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр.3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.4. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования и др.5. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет».6. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки».7. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст», Технология опыта  Свою работу по развитию мелкой моторики я осуществляю с воспитанниками раннего дошкольного возраста (с 1,5 до  3 лет). Особенности методики развития мелкой моторики рук.В начале года в группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.Для определения уровня развития мелкой моторики у воспитанников была проведена диагностика кинетического и кинестетического праксиса на момент поступления в ДОУ. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторик.  В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.Развивающая среда группы.Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, продолжала добиваться поставленной цели.Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:- зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).- зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.- театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, дергунчики, ширма для теневого театра, куклы сделанные, из ниток и других материалов, своими руками), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.Так как свою активность и стремление к самостоятельности воспитанники  успешно реализовывают в игре, то в первую очередь  я создала все условия для игровой деятельности. Поэтому игровые уголки в  группе, где я работаю, были расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через “жилую комнату”. В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки»,  «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду моей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются.Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Я провожу родительские собрания и консультации на темы: «Рисование пальчиками: зачем и как?» ««Вместо кисти - ладошка. Возможности пальчикового                      рисования».Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели. (см. Приложение 9)Игры и упражнения развивающие мелкую моторику рук.Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы:

·  систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

·  последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

·  все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

·  если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп:

·  игры на развитие тактильного восприятия;

·  игры с водой и песком;

·  фольклорные пальчиковые игры;

·  упражнение с предметами;

·  игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами

и т.д.Так же игры с пальчиками использовались в режимных моментах.1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.Здравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ветерок,Здравствуй, маленький дубок!Мы живем в одном краю -Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками). С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с воспитанниками в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»...

Статья. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структу...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельно

Для работы по этому направлению я поставила себе цель: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.Для достижения цели я определила, следующ...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности

Процесс изобразительной деятельности – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. В нижеприведенной статье мы рассмотрим важность развития  мелкой...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Цент...

Отчет по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»

Актуальность и перспективность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с использованием изобразительной д...