конспекты НОД с использованием мнемотехники.
материал

Коновалова Наталья Николаевна

конспекты НОД с использованием мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_mnemotehnike.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

"Путешествие по сказкам"

(с использованием приемов мнемотехники

(мнемотаблиц).

Задачи:

Обучающие:

повторить и закрепить названия и содержание известных детям сказок.

Развивающие:

развивать умение внимательно слушать вопросы и отвечать на них;

формировать умение передавать содержание сказок с помощью мнемотаблиц.

Воспитательные:

воспитывать чуткое, доброе отношение к сказочным героям,

желание помочь им в трудной ситуации.

Материалы:

сюжетные картинки к сказкам "Колобок", "Заюшкина избушка",

"Теремок", "волшебный сундучок", письмо, настольный театр к сказке "Теремок"; мнемотаблица к сказке "Заюшкина избушка", кукла - зайчик Степашка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

- Я предлагаю всем встать в круг и поздороваться.

Поднимите все ладошки,

И потрите их немножко,

Дружно хлопните раз пять

Раз, два, три, четыре, пять!

Продолжайте потирать.

Мой сосед такой хороший,

Я пожму ему ладоши,

И другой сосед хороший,

И ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора,

Говорим мы всем «Ура!»

- Ребята, сегодня, когда я к вам шла, увидела около нашей двери сундучок. А на сундучке лежало вот это письмо, в котором написаны загадки про сказки. Посмотрите, какой он красивый. Я тоже внимательно его рассмотрела, и оказалось, что это не просто сундучок, а волшебный сундучок со сказками. Но я не смогла его открыть. Оказывается, чтобы открыть его, сначала нужно отгадать сказки, которые в нём спрятаны.

Загадки:

1. Не лежалось на окошке-

Покатился по дорожке

Я от бабушки ушёл,

До леса тёмного дошёл

У меня румяный бок,

А зовусь я …  (колобок)

- Правильно. Вот и сундучок открылся. Что же в нём лежит? Это сказка"Колобок». (педагог на доске прикрепляет сюжетную картинку к сказке "Колобок). А теперь вспомним эту сказку.

От кого убежал колобок? Покатился по дорожке и кого встретил? Что сказал зайчик, увидев колобка? Как же перехитрил колобок зайчика? Кого ещё встретил в лесу колобок? Кого последним встретил колобок? Что же случилось с колобком, когда он повстречался с лисичкой? Лисичка, какая? (Хитрая, злая). Почему она злая?

Молодцы. Эту сказку вы знаете хорошо.

- Но что это? Сундучок захлопнулся и не открывается. Значит, мы отгадали ещё не все загадки. Вот ещё одна загадка.

2. В поле дом пустой стоял.

Он грустил и скучал.

Мышка домик тот нашла.

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов. (Теремок)

- Молодцы, правильно вспомнили сказку. Наш сундучок опять открылся. Вот и наша сказка. (педагог на магнитной доске прикрепляет сюжетную картинку к сказке "Теремок").

- А теперь поиграем. (Дети с педагогом переходят к другому столу. На столе расставлены герои сказки "Теремок" и персонажи других сказок)  

- Вот теремок. Только никто в нём не живёт. Мы заселим зверей в домик. Но нужно вспомнить, кто жил в теремке, как их называют в сказке. ( ответы детей: Мышка – норушка, Лягушка квакушка , Зайчик – побегайчик, Лисичка-сестричка , Волк. – 

зубами щелк, Медведь – косолапый)

- Медведь в теремок не поместился, но звери его не прогнали. Полез медведь на крышу и (развалил его)

- Ребята, мишка злой, он нарочно сломал теремок? (Нет, нечаянно.)

- Что же они сделали вместе? (Построили новый).

- Расскажите, какой звери построили теремок? (Красивый, большой).

Вот и заселили теремок, вспомнили сказку. А этих зверей отправим в свою сказку

Устали, теперь отдохнём.

Физкультминутка «Теремок».

- Стоит в поле теремок - теремок, (руки над головой изображают дом)

- Он не низок, (приседают)

- Не высок, не высок (встают)

- На двери висит замок, да замок, (руки соединены в кулак, кивают головой)

- Кто бы тот замок нам открыть помог? (поднимают плечи, «удивляются»)

- Слева зайка, справа мишка, (кивают головой в стороны)

- Отодвиньте-ка задвижку, (пробуют разжать руки)

- Слева ежик, справа волк, (кивки головой в стороны)

- Открывайте теремок! (пробуем раздвинуть кулаки)

- Зайка, белка, ежик, волк (кивки головой к груди)

- Отомкнули теремок (с силой разжимаем руки)

- Ну, вот и открыли теремок (открываем замок).

(Дети садятся на стульчики)

 Воспитатель:

- Ребята, а сундучок опять не открывается. Значит, нам нужно отгадать ещё одну сказку.

3. Добрый маленький герой

Разделил свой дом с лисой

А лисица злой была

И зайчишку прогнала.

Сам вернуть свой дом не мог

Петушок ему помог. (Заюшкина избушка).

- Молодцы, правильно отгадали сказку. Вот и ещё одна картинка.

Посмотрите. (Сюжетная картинка к сказке "Заюшкина избушка).

- А теперь вспомним эту сказку по волшебной табличке. (Мнемотаблица к сказке "Заюшкина избушка") 

(дети по мнемотаблице рассказывают сказку).

- Правильно. А в этой сказке лисичка какая? Какую мы ещё знаем сказку, где лисичка тоже хитрая и злая. Молодцы. Вот наш сундучок открылся.

Сюрпризный момент.

- Ой, а кто это тут шумит? (Появляется кукла – зайчик Степашка).

Зайчик Степашка:

- Здравствуйте, дети, я зайчик Степашка. Вы получили мой подарок – волшебный сундучок со сказками? А открыть его тоже смогли? Вы отгадали все сказки? А вот сейчас я вас проверю. Я буду загадывать вам отрывки из сказок, а вы отгадайте, как они называются.

- Хорошая песенка, только я плохо стала слышать. Сядь мне на носик и спой ещё разок. (Колобок)

Прискакала лягушка – квакушка и говорит: "Терем – теремок, кто в тереме живёт?" (Теремок)

- Как же мне не плакать, меня лисичка из моей избушки выгнала. (Заюшкина избушка).

- Да из чего я испеку, муки же нет? А ты по амбару подмети, по сусекам поскреби. (Колобок)

- Ку – ка – ре- ку. Иду на ногах, в красных сапогах. Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Пошла лиса с печи. (Заюшкина избушка).

Степашка: 

- Молодцы, ребята. Вы отгадали все знакомые сказки. А я приготовил вам подарок – вот эту книгу, в которой живет много новых сказок. До свидания!

Рефлексия.

- А теперь я предлагаю вам встать в круг и поделиться своими впечатлениями. Мы передаем мяч друг другу и делимся впечатлениями. Начинайте свои предложения такими словами, как «мне понравилось….», «я запомнил….», «я дома родителям расскажу о……», «мне не понравилось…….» ( Дети передают мяч и делятся своими впечатлениями)

- А мне понравилось, как вы активно занимались на сегодняшнем занятии, и я хочу вам сказать спасибо!

Конспект НОД по речевому развитию

«Заучивание стихотворения с

использованием мнемотаблицы»

Тема: Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Я знаю, что надо придумать…» с

использованием мнемотехники.

Цель:

формирование навыков выразительного чтения при заучивании 

стихотворения с использованием мнемотехники.

Задачи:

образовательные:

учить детей запоминать стихотворение с помощью мнемотехники;

развивающие: 

развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи;

приучать детей проявлять инициативу с целью получения

новых знаний, тренировать зрительную память детей;

воспитательные: 

воспитывать интерес к литературе, воспитывать уважение к

сверстникам.

Материалы и оборудование: Мнемоквадраты по тексту стихотворения; кукла-Буратино; ткань органза (зеленого цвета); пластик зеленого цвета, снежинка.

Ход занятия:

Нахождение детей в игровой зоне на ковре.

Воспитатель:

«Давайте вместе встанем в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся.

И друг, другу улыбнемся».

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами на весь было хорошее настроение.

 (шум в сумке)

Воспитатель:

 - Ребята, я забыла, я же к вам не одна пришла в гости.

Появление Буратино:

- Ой, замерз совсем, дрожу.

- Здравствуйте ребята!

Воспитатель: 

- На улице, очень холодно.

- Ребята, а какое время года сейчас?

- Почему вы так думаете?

- А какие времена года, вы еще знаете?

- А какое время года вы любите больше?

Буратино:

- Мне понравилось, как отвечали (Имена детей). Они много знают про зиму.

 - А я люблю лето, потому что тепло (дрожит).

Воспитатель:

- Да ты, Буратино, весь в снегу.

 Дыхательная гимнастика «Снегопад».

Буратино: 

-  Ребята, что нужно придумать, чтобы зима превратилась в лето?

(ответы детей)

Воспитатель:

 - А хотите, познакомится со стихотворением, которое написала

Агния Барто? Оно называется «Я знаю, что надо придумать».

Вы внимательно его послушайте.  

Чтение стихотворения.

Беседа с детьми:

- Как зима превратилась в лето?

Физминутка:

«На дворе у нас мороз,

Ну-ка все потерли нос,

Ручки, ручки согреваем.

Ручки, ручки потираем.

Чтоб не зябли наши ножки.

Мы потопаем немножко.

Чтоб согреться поскорей

Надо нам идти быстрей.

Дети проходят и садятся на стульчики ближе к доске.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, что стихотворение можно нарисовать?

Посмотрите, какие картинки я разместила на доске.

Сейчас еще раз прочитаю вам стихотворение (чтение второй раз), а вы

внимательно послушайте и рассмотрите картинки.

Чтение стихотворения второй раз.

Работа по мнемокартинкам.

Воспитатель: 

- Как вы думаете, с какой картинки мы начнем стихотворение?

(если дети растеряются, Буратино подскажет)

Буратино: 

- Я, я догадался!

Воспитатель:

 - Ну, Буратино подскажи.

- Кто, знает?

Буратино:

 - я,

Воспитатель:

 - Покажи такую картинку. (Выставляется первая картинка и прочитываются слова текста).

- Что он знает?

Дети:

 - Что надо придумать.

Воспитатель: 

- Покажи такую картинку. (Выставляется картинка и прочитываются слова текста).

- Чтобы не было чего?

Дети:

- Чтобы не было больше зимы.

Воспитатель: 

- Покажи такую картинку. (Выставляется картинка и прочитываются слова текста).

- Чтобы, вместо каких сугробов?

Дети:

 - Вместо высоких сугробов.

Воспитатель: 

- Покажи такую картинку. (Выставляется картинка и прочитываются слова текста).

- Вокруг что зеленели?

Дети:

- Вокруг зеленели холмы.

Воспитатель:

- Покажи такую картинку. (Выставляется картинка и прочитываются слова текста).

- Смотрю я куда?

Дети:

-В стекляшку. Что такое стекляшка?

7 Какого цвета?

Дети:

- Зеленого цвета.

Воспитатель:

 - Покажи такую картинку. (Выставляется картинка и прочитываются слова текста).

- И сразу зима? Что делает?

Дети:

- Превращается…

Воспитатель:

 - Покажи такую картинку. (Выставляется картинка и прочитываются слова текста).

Дети:

-Превращается? В лето.

Воспитатель: 

- Покажи такую картинку. (Выставляется картинка и прочитываются слова текста).

Воспитатель:

- Мы нарисовали с вами стихотворение.

- Давайте ребята вместе прочитаем, я громко, а вы тихо. (третий раз читаем).

 - Сейчас вы громко, а мы с Буратино тихо.

Дидактическая игра «Громко, тихо».

- А вы хотели бы сами прочитать стихотворение?

Самостоятельная деятельность детей, обращается внимание на выразительность речи и отчетливое произношение.

Воспитатель:

- Вопрос детям:

• «Что вы расскажите маме, когда она придет за вами ?;

• друзьям в группе?».

• «Что для тебя, сегодня было трудным?»,

• «Какое стихотворение сегодня мы заучили?»

Помощь Буратино: «заучили новое стихотворение А. Барто, «Я знаю, что надо придумать» с помощью картинок; научились читать стихотворение по картинкам; узнали, что стихотворение можно нарисовать».

Рефлексия:

Буратино, приглашает детей подойти к окну:

-Давайте подойдем к окну, и превратим зиму в лето…

-Каким цветом стало все вокруг?

-Посмотрите на стекляшку, потом посмотрите далеко…

Буратино благодарит детей.

Подводится итог занятия.

Буратино:

-Я рад, что мы сегодня с вами превратили зиму в лето.

- Ребята мне сегодня понравилось у вас в гостях. Можно я к вам еще приеду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД с использованием мнемотехники на тему: "Пересказ рассказа А. Седугина "Как булочка сметану караулила"" в старшей группе.

Конспект НОД с использованием мнемотехники на тему: " Пересказ рассказа А. Седугина "Как булочка сметану караулила"" в старшей группе....

Конспект занятия с использованием мнемотехники

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию с использованием мнемотехники Программные задачи:...

Конспект НОД c использованием мнемотехники на тему "Зима"

Конспект НОД с использованием мнемотехники для детей второй младшей группы...

Конспект НОД с использованием мнемотехники "Мы любим сказки"

Развитие познавательных способностей у детей, формирование умения разгадывать сказку опираясь на мнемотаблицу, воспитание культуры поведения, умение слушать друг друга....

Конспект НОД с использованием мнемотехники по теме «Весна»

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умен...

Конспект НОД с использованием мнемотехники по теме «Весна»

Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпи...

Конспект НОД с использованием мнемотехники.

quot;Рассказывание сказки "Репка"....