Региональный компонент
методическая разработка
проекты, статья, консультации для педагогв и родителей, освещающие вопросы воспитания любви к малой родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Егорова Татьяна Викторовна
старший воспитатель:
МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
город Пыть-Ях
«Экологические акции в ДОУ
как средство формирования бережного отношения к природе»
Экологическое воспитание и образование дошкольников рассматривается как формирование знаний и представлений об окружающем мире, выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой, развитие эмоционального отношения к природе.
Экологическое воспитание в детском саду реализуется в комплексе с применением различных форм и методов работы с детьми: беседы, экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, труд в природе, экологические дидактические игры, праздники, экологические акции.
Проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении стало одной из интересных форм работы.
Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
- акции направлены на формирование активной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
- акции позволяют детям проявлять заботливое отношение к природе, воспитывают желание беречь её и заботиться о ней.
В ходе проведения экологических акций дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Дети дошкольного возраста принимают участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, проводимые в нашем ДОУ природоохранные акции приурочены к датам, событиям: например, «Сохраним ёлочку», «Каждой пичужке — своя избушка», «Покормите птиц зимой», «Уроки доброты» и т.д.
Каждой акции предшествовала предварительная работа, они получали новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления, дети закрепляли теоретические знания на практике.
Были проведены циклы экологических акций, направленных на развитие экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Экологические акции:
Акция «Каждой пичужке — своя избушка»
Цель: изготовление кормушек, воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.
В рамках проведения акции организовано экологической исследование «Зимующие птицы нашего края», в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края. Во взаимодействии с родителями изготовлено и развешано 25 кормушек. В ходе акции ребята сделали вывод: все вместе они делают хорошее дело — помогают выжить птицам в самое трудное время года!
Акция «Столовая для пернатых»
Цель: изготовление биокорма для птиц, воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.
В нашем саду прошла акция «Столовая для пернатых» и мы с нашими воспитанниками тоже участвовали в этой акции. Акция вызывала большой интерес и воспитанников, и родителей. В группе с детьми проводились занятия, беседы о том, как надо помогать птицам в зимние время и с детьми вместе приготовили для птиц лакомство для птиц (которое состояло из зерен, круп, желатина) и во время прогулок вывешивали их на деревья. В ходе проведения акции дети много узнали о птицах. Но самое главное дети поняли, что в наших силах помогать птицам, заботиться о них и то, что мы можем и должны заботиться о наших братьях меньших.
Акция «Сохраним елочку»
Цель: распространение листовок с призывом «Не рубите ели!»
Привлечь внимание детей и родителей к охране окружающей среды и бережному отношению к природе. Повысить уровень экологического сознания через активизацию творческой деятельности.
Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Призыв акции: «Не рубите ели! Сохраним живые насаждения!»
Акция «Покормите птиц зимой»
Цель: воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.
«Покормите птиц зимой» - таков был призыв ко всем окружающим во время акции «Кормушка для пичужки». Хотя ещё не зима, но время холодов впереди! Зная о роли человека в жизни зимующих птиц, изъявили желание помогать птицам в трудное для них время. Вместе с родителями ребята изготовили кормушки из различных материалов – деревянные, из бутылок, картонных коробочек; принесли корм. Некоторые кормушки раскрасили как художественное произведение, так что прилетающим птицам будет приятно влетать в эти «столовые». Остались довольные все – и дети, и птицы!
Акция «Добрые крышечки»
Цель: сбор пластмассовых крышек.
Задачи: привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач.
Акция «Добрые крышечки» является частью российского эколого-благотворительного волонтерского проекта, имеющего двойную цель: сделать мир чище (уменьшить количество пластиковых отходов) и оказать финансовую помощь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением «Добрые крышечки» и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
В ходе акции «Добрые крышечки» происходит массовый сбор пластмассовых крышечек от сока, воды и т. д., затем крышечки сдаются на переработку, а деньги за вторсырье используются для покупки реабилитационной техники для детей с особенностями развития.
Участвуя в проекте вместе мы делаем нашу планету чище и помогаем детям-инвалидам! Воспитанники детского сада чувствуют себя причастными к большому доброму делу.
Акция «сНежный пёс»
Цель: бережно относиться к животным.
В рамках зоозащитной акции «сНежный пес», организовывали мероприятия с детьми и родителями, чтобы добрые детские сердечки не остались равнодушными к проблеме бездомных животных. В течение акции с детьми проводились тематические беседы на темы «Домашние питомцы», «Помогите бездомным животным», «Защита животных». Читали художественные произведения по данной теме, просматривали презентации и видео, отображающие нелегкую жизнь бездомных животных. Дети предлагали возможные пути решения проблемы: подкармливать, брать домой, попытаться поискать их хозяев. Большинство отвечали, что необходимо открывать приюты. Ребята с удовольствием играют в дидактические игры «Животные и их малыши», «Кто лишний?», сюжетно-ролевую игру «Ветеринарная больница». Такие акции проходят не первый раз, и детям очень нравится принимать в них участие. Они искренне переживают за брошенных собачек и кошечек.
Акция «Огород на окне»
Цель: вырастить рассаду огородных культур.
Каждый год в группе детского сада оформляем огород на подоконнике. Вместе с детьми наблюдали за ростом растений, фиксировали рост растений в дневнике наблюдений, проводили опыты, эксперименты.
Акция «Посади цветы, деревья и сохрани их»
(в рамках единого дня посадки цветов и деревьев).
Цель: вырастить саженцы цветов из семян.
Задачи: формирование представлений о росте деревьев Озеленение территории детского сада, участка группы. Воспитание заботливого отношения к природе. Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности.
Для личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные, красивые, всегда цветущие клумбы, деревья, воспитанники получают не только положительные эмоции, но и учится оберегать красоту, создавать её своими руками. Надеемся, призыв нашей акции запомнит каждый родитель и ребенок: «Сажая деревья, мы создаем традицию добра!»
Акция «Уроки доброты»
Цель: формировать бережное отношение к животным.
Задачи: сформировать у детей гуманное отношение к собакам и кошкам. Особенно тем, кто остался без владельца. Научить детей поведения с животными правилам ухода за животными, ответственно относиться к своим питомцам.
В этой акции дети учатся делать добрые дела, помогать бездомным животным. Учатся правилам поведения с уличными животными, соблюдению безопасного поведения с животными.
Выставка-акция «Поделки из бросового и природного материала»
Цель: формировать представления о возможности многократного использования материалов.
Задачи: формировать семейную экологическую культуру жизненной позиции у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам. Развивать творческие способности детей и родителей.
В нашем детском саду в мае прошёл семейный конкурс поделок из бросового и природного материала. Было очень приятно, что многие родители откликнулись на просьбу педагогов поучаствовать в конкурсе.
Изготовление различных поделок из упаковочного материала для применения в повседневной жизни — это уменьшение загрязнения окружающей среды. Привлечение родителей к совместному изготовлению поделок из бросового материала, к презентации своих работ, к активному участию в совместном мероприятии - это активная работа по природосбережению.
Вашему вниманию предлагаю фотоотчет с выставки поделок из бросового и природного материала.
В ходе проведенных акций дошкольники и их родители получили возможность совместной активной деятельности на благо природы. Совместные акции ценны и тем, что в ходе их укрепляются коммуникативные связи, формируется культура совместной деятельности, развивается познавательная активность, и что не маловажно отсутствует привязанность к гаджетам, дети и взрослые занимаются значимым делом, видят и чувствуют красоту окружающего мира.
Предварительный просмотр:
Егорова Татьяна Викторовна
старший воспитатель:
МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
город Пыть-Ях
ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПТИЦЫ ЮГРЫ»
Тип проекта: познавательный, краткосрочный.
Руководитель проекта: старший воспитатель Егорова Татьяна Викторовна
Участники проекта: воспитанники подготовительных групп (6-7 лет), родители воспитанников, воспитатели групп.
Срок реализации: 1 месяц.
Цель: закрепление представлений детей о знакомых птицах и о птицах, занесенных в красную книгу Югры, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
- Обобщить знания детей, полученных при наблюдениях за птицами;
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдения за повадками и к жизни птиц, занесенных в красную книгу Югры;
- Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю стужу;
- Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагога – эколога, педагога дополнительного образования, в ходе реализации экологического проекта «Удивительные птицы Югры»;
- Помочь понять, что птицы нуждаются в помощи человека;
- Воспитывать осознанное, эмоциональное отношение к окружающему миру.
Актуальность проекта
Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практическим приемам изображения птиц. Выбор темы «Удивительные птицы Югры» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, художественные навыки, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме, умение изобразить, изготовить поделки, высказать свое мнение через разные виды деятельности. И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Формы работы с детьми: совместная деятельность, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, оформление стенгазет, рисование птиц, поделки по заданной теме, конструирование бумажных птиц.
Этапы осуществления проекта
Подготовительный этап:
- Мастер-класс для родителей «Изготовление кормушек дома вместе с детьми».
- Подбор художественной литературы по теме для чтения детям.
- Беседа с детьми о птицах, живущих в Югре.
Основной (практический)
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.
Заключительный этап
- Обработка результатов по реализации проекта
- Презентация проекта
Реализация проекта
I этап – подготовительный
Обсуждение с педагогами и родителями цели и задач проекта.
- Беседа с детьми.
- Просмотр презентации «Птицы Югры».
- Обсуждение выставки рисунков «Удивительные птицы Югры».
- Составление плана работы.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.
Работа с родителями:
- Изготовление поделок «Кормушка для птиц»
- Изготовление альбома «Птицы из красной книги Югры»
Работа с воспитанниками:
Беседы: «Трудно птицам зимовать», «Оберегайте птиц», «Что ты знаешь о птицах?», беседа по картине «Как помочь птицам зимой»
Чтение художественной литературы В. Бианки «Кто чем поет?».
Рассматривание энциклопедии «Большая птичья книга».
Викторина «Что мы знаем о птицах».
Рисование «Моя любимая птичка».
Д/И: «Как птицы поют», «Доскажи словечко», «Что было бы, если из леса исчезли…», Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Узнай птицу по описанию».
Труд: покормить птиц в кормушке
Подвижные игры «Перелётные птицы», «Охотники и утки», «Охотники и куропатки».
Аппликация: «Птицы Югры», «Дом для гостей».
Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», Т. Евдошенко «Берегите птиц», В. Бианки «Лесной хор»
Наблюдения за птицами: «Изменения поведения птиц зимой (в морозы, в ветреные, тихие дни),
Просмотр презентации «Интересное из жизни птиц»
Изготовление поделок «Птицы нашего края»
Взаимодействие с родителями:
Консультации – «Накормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»
Выставка фоторабот «Птицы Красной книги Югры», совместные работы родителей с детьми.
III этап - Заключительный
Взаимодействие с родителями
Обработка результатов по реализации проекта:
• В детском саду созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями жизнью птиц, появилось желание помогать им.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
У детей и взрослых формируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.
- Презентация проекта. Совместное мероприятие.
Предварительный просмотр:
Проект «Люби и знай свой край»
для воспитанников старшего дошкольного возраста
Разработала старший воспитатель
МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
Егорова Татьяна Викторовна
Актуальность
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование добрых межличностных отношений.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но требованием времени является необходимость наполнения ее новым содержанием, изменить методы и формы организации деятельности детей.
Проектная деятельность позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Работа над проектом развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Вид проекта: информационно -практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь- май)
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, педагоги детского сада.
Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности.
Цель: Расширение представлений дошкольников о родном городе. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.
Задачи проекта:
- Формировать патриотические чувства к округу городу;
- Развивать эмоционально – ценностное отношение к городу, округу стране;
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе);
- Развитие интереса к традициям коренных народов ХМАО-Югы, обычаям, промыслам;
- Воспитывать уважительное отношение ко всем жителям Югры;
Предполагаемы результат:
- Сплочение участников проектной деятельности;
- Формирование у воспитанников интереса к истории родного города, округа, достопримечательностям, природе;
- Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада.
- Формирование личностных качеств: доброта, отзывчивость, любознательность, гордость за свой округ, свою малую Родину.
- Осознание родителями важности патриотического воспитания детей.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный:
- изучение методической литературы;
- составление перспективного плана;
- подбор игр и оборудования.
2 этап. Основной:
- беседы с детьми;
- сюжетно -ролевые игры;
- дидактические игры;
- показ презентации о достопримечательностях города, округа;
- занятия в мини-музее учреждения «Моя Югра»;
- продуктивная деятельность;
- выставка детских рисунков «Мой город самый лучший город на Земле»;
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов.
этап. Заключительный:
- оформление альбома об истории и достопримечательностях города;
- викторина «Люби и знай свой край»;
- презентация проекта «Моя малая родина».
Тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель | Содержание | |
Сентябрь | День рождения Пыть-Яха | Расширение представлений о родном городе, истории его возникновения. Развитие представлений о значении труда нефтяников для развития нашего города |
| |
Октябрь | Микрорайон Солнечный | Систематизация знаний о зданиях, расположенных в микрорайоне, где находится детский сад. |
«Микрорайон №5 - Солнечный»
| |
Ноябрь | Здания нашего города | Закрепление представлений об городской инфраструктуре, о значении социальных объектов города. |
| |
Декабрь | День Округа | Дать представления об особенностях традиционного уклада коренных народов Югры ханты и манси. | 1 Посещение мини-музея учреждения «Моя Югра». 2.Дидактические игры «Дикоросы». «Назови правильно», «Построим чум», «Лобаз». 3 Беседа «Традиционный уклад жизни коренных народов Югры ханты и манси. 4 Знакомство с литературным творчеством народов ханты и манси. | |
Январь | Игры народов ханты и манси | Познакомить детей с народными играми народов ханты и манси. | 1.Подвижные игры «Хейро», «Ловля оленей», «Куропатки и охотники», «Полярная сова и евражки». 2.Занятие в мини-музее учреждения «Моя Югра». | |
Февраль | Традиции и обычаи народов ханты и манси | Познакомить детей с традициями народов ханты и манси |
традиции народов ханты и манси»
| |
Март | Родная природа | Формировать ценностное отношение к природе родного края, воспитывать бережное отношение ко всему живому. |
животные родного края», «Что в лукошке?», «По следам птиц и зверей», «Кто в домике живет?», «Назови жилище животного».
Птицы Югры». 4.Занятие в мини-музее учреждения «Моя Югра». | |
Апрель | Государственные символы | Дать представление о значимости государственных символов
| 1. Презентация «Герб, флаг, гимн России» 2.Дидактическая игра «Чей флаг?» «Сложи герб округа» 3.Оформление альбома «Символы России и ХМАО-Юргы» | |
Май | Мой город, мой округ – моя Родина | Воспитание эмоционально – Ценностного отношения к городу, округу стране. | 1.Выставка совместного творчества «Мой город, мой округ – моя Родина» 2. Презентация «Богатство Югры». 3 Беседа «Моя малая Родина». 4. Викторина «Люби и знай свой край» | |
Достигнутые результаты:
у детей:
- расширились представления о родном городе, истории его возникновения, о значении труда нефтяников для развития нашего города;
- закрепились знания о об городской инфраструктуре, о значении социальных объектов города;
- познакомились с особенностями традиционного уклада коренных народов Югры ханты и манси, с народными играми, с традициями;
- расширили представления о животном и растительном мире Югры;
- закрепили представления о значимости государственных символов, знают герб, флаг округа и страны.
Педагоги и родители получили возможность совместной деятельности, обмена опытом, проведения совместных бесед, творческой деятельности. Содружество воспитывающих взрослых способствовало сплочению детей в группе, развитию у них коммуникативных способностей, развитию познавательного интереса.
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр народов ханты и манси
Через игру дети знакомятся с культурой, бытом и национальными традициями народов ханты и манси, развивать воображение, быстроту реакции, наблюдательность.
Игра «Хейро» (Солнце)
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Игра «Каюр и собаки»
На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.
Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.
Игра «Олени и пастухи»
Вес игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для
набрасывания маута.
Игра «Ловля оленей»
Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать
оленей и замкнуть круг.
Правила игры: Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.
Игра «Куропатки и охотники»
Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.
Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.
Игра «Льдинки, ветер и мороз»
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают звенят: «Дзинъ, дзинь...»
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши,
затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.
Игра «Ручейки и озера»
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных концах зала—это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей! колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Игра «Рыбаки и рыбки»
На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки—рыбки.
Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Игра «Здравствуй, догони!»
Игроки стоят лицом друг к другу в середине площадки, по краям ее обозначают дома. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря:
— Здравствуй!
Ребенок-хозяин отвечает:
— Здравствуй!
Гость говорит:
— Догони!
И бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.
Правила игры: Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает
тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.
Игра «Смелые ребята»
Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают)
Вы смелые ребята?
Смелые! Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором).
Раз, два, три (пауза).
Кто смелый? -Я! Я! — Бегите
Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так повторяется игра и со следующей группой детей.
Правила игры: Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.
Игра «Отбивка оленей»
Группа играющих находится внутри очерченного круга—это олени. Выбираются три пастуха — они за кругом. По сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу с места в подвижную цель.
Игра «Полярная сова и евражки»
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех -четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время.
Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Игра «Бег в снегоступах»
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.
По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.
Игра «Важенки и оленята»
На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею — оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамины —
играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
Игра «На новое стойбище»
Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: — Оленеводы переезжают на новые стойбища. После этих слов все бегут к краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построится в прежней последовательности.
Правила игры. Начинать движение надо по сигналу. Санный поезд должен двигаться упорядочение (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.
Игра «Перетягивание каната»
На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.
Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной
Игра «Волк и олени»
Из числа играющих выбирается волк, остальные—олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени
пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя, волк отводит к себе.
Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
Игра «Белый шаман»
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга —водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Игра «Рыбаки»
Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им
движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут
веслами.
Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры. Сюлы — ледяные палочки
Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.
Правила игры. Палочка должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит ее. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.
Игра «Тройной прыжок»
На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.
Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.
2-й вариант. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.
Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.
Игра «Охота на волка»
Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое
играющих держат фигуру за веревочки и
передвигают ее то влево, то вправо.
Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.
Игра «Ловкий оленевод»
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.
Правила игры. Бросать мяч можно только с условленного расстояния.
Игра «Охота на куропаток»
Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки (тундры), где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.
Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей дошкольников
«Воспитание любви к родному краю»
Егорова Татьяна Викторовна
старший воспитатель:
МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
город Пыть-Ях
Тема воспитания у детей любви к родному городу и краю всегда была и остается важной. Любить свое родное, казалось бы что проще? Но понятие любви в данном контексте очень емко, масштабно, включает в себя: делать добро, беречь все что есть, ценить и любить.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Слова этой поговорки очень точно поясняют важность примера взрослого для развития ребенка. Научить любить невозможно, а показать, как любить можно. Своим примером, своими делами, мыслями подвести ребенка к пониманию того, что такое Родина, что такое патриотизм.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.
С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания. Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…).
Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.
Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.
Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон.
Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка? Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде? Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.
А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? А насколько вы знаете историю своего города?
Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.
Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: экскурсии и пешие прогулки, посещение разных достопримечательностей (парк, музеи и т.п.), дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь.
Гуляя по улицам города, обращайте внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, особенности природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.
Знакомство с родным краем:
- расширяется кругозор детей,
- формируется интерес к прошлому и настоящему,
- развивает воображение и фантазию,
- приобщает к культуре,
- развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира,
- развивает познавательную активность.
Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и проявление интереса
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Подготовила
Старший воспитатель
МДОАУ црр-д/с «аленький цветочек»
Егорова Татьяна Викторовна
Особенности подборки материала для патриотического уголка в зависимости от возраста детей
Младший возраст 3-4 года | |
Государство | Символика государства: изображение герба, государственного флага. Портрет президента. |
Родной край | Иллюстрации красоты и природного богатства родного края |
Народная культура | Атрибуты народного творчества: матрёшки, свистульки, примеры национальной одежды; традиционные игрушки России(из соломы, из ниток) |
Малая родина | Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объёмные макеты — города, района, своего детского сада. |
Семья, семейные традиции и нравственность | Семья: фотографии, картинки отображающие семью, родителей, их любовь и заботу к детям, взаимное уважение и поддержку, совместные игры, выполнение обязанностей по дому. |
Художественная литература | Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае |
Средний возраст 4-5 лет | |
Государство | Та же символика сохраняется. Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка. |
Родной край | Флаг, герб и карта области, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий |
Народная культура | Добавляется иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение (макет) избы, праздники, обряды. |
Малая родина | Добавляется иллюстрированный материал о своём населённом пункте: достопримечательности, история возникновения, известные земляки |
Семья, семейные традиции и нравственность | Добавляется информация о семейных праздниках и традициях. |
Художественная литература | Объём художественной литературы можно увеличить, представленная тематика та же. |
Старший возраст 5-8 лет | |
Государство | К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.
На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой. |
Родной край | Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом месте в экономике страны. |
Народная культура | Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов: «Уклад жизни на Руси», «Традиции национального костюма», «Народный календарь», «Русская игрушка», «Народные праздники». |
Малая родина | Появляются отдельные рубрики: «Округ во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе», «Спортивные достижения», карта города. |
Семья, семейные традиции и нравственность | Семейные альбомы, изготовленные детьми и родителями поделки: «Генеалогическое дерево моего рода», «Герб нашей семьи», «Наши маленькие любимцы». |
Художественная литература | Добавляются рассказы для детей о героических поступках в современное время и во время войны. |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Патриотический уголок в детском саду
Организация деятельности по патриотическому воспитанию
Подготовила
Старший воспитатель
Татьяна Викторовна Егорова
с использованием Интернет-ресурсов
Патриотический уголок в детском саду
Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от формирования их мировоззрения в самом раннем возрасте.
Патриотическое воспитание дошкольников — обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает. В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм — это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится такая важная роль.
Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.
При организации патриотического уголка необходимо учитывать следующие:
- Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников.
- Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде.
- Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей).
- Использование этих материалов в ОД.
Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС:
- Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
- Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации.
- Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.
- Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
- Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.
Основные направления для патриотического уголка:
- «Государство». Знания о государстве: президент, название государства, столица, геральдика, гимн.
- «Родной край». Информация об округе: столица, руководитель, основная отрасль экономики, особенности национального состава.
- «Народная культура». Изучение народных традиций и культуры русского народа и народов России, особенности местной национальной культуры.
- «Малая родина — город, где мы живём». Особенности развития города, его инфраструктура.
- «Семья, семейные традиции, нравственность».
- «Художественная литература». Подборка произведений о родине (стихотворения, рассказы, былины.
Патриотический уголок должен содержать:
Портрет президента, флаг РФ, Текст гимна, герб,
Фотоальбомы «Город, в котором мы живем», «Наш округ – Югра»
Альбом «Народные костюмы», Куклы в народных костюмах
Предметы народно-прикладного искусства
Подборка материала о ВОВ, о родах войск, папки с иллюстрациями «Защитники Отечества».
Требования к оформлению патриотического уголка
- Логика размещения материала.
- Эстетичность и привлекательность оформления.
- Наполняемость и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).
- Соответствие материала возрасту детей.
- Творческий подход педагога в оформлении уголка.
Материалы для оформления патриотического уголка
- Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии).
- Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.).
- Разнообразные творческими заданиями с примерами выполнения на тему патриотического воспитания.
- Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели.
- Творчество самих воспитанников.
- Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).
Работа в патриотическом уголке детского сада
Кроме размещения информации на стендах уголка, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, патриотической работа может включать небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов, заучивание половиц, поговорок. Совместное комментированное рассматривание альбомов, открыток, предметов народной культуры, художественная, продуктивная деятельность, игровая деятельность (настольные, словесные дидактические игры), выполнение творческих заданий, рассматривание карты страны, округа, города.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л. С. Лихачев.
Не следует думать, что привитие патриотизма — это только военно-патриотическое или даже политизированное воспитание детей. Такое отношение является наиболее частой ошибкой и самым большим промахом, который может допустить воспитатель. Прививать патриотизм следует, соизмеряя усилия и используемые приёмы с возрастом детей, с их естественными стремлениями, постепенно раскрывая и усложняя, детализируя вводимые понятия. Цели, преследуемые в процессе воспитания патриотизма, можно разделить на образовательные, развивающие и воспитательные. Рекомендуется начинать с достижения отдельных целей, проводя в процессе их интеграцию.
К образовательным задачам патриотического воспитания можно отнести привитие таких новых для дошкольников понятий, как:
- материальная среда, например, географическое расположение родных мест (лес, горы, поле, река, город, деревня, посёлок) в нашей стране, их характерные признаки и взаимосвязь;
- социальная среда: семья, жители родного города или деревни, народы родной страны, патриот;
- родная культура, а именно язык, песни и стихи народов нашей страны, государственные праздники, дружба народов.
Развивающие задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование связной речи, увеличение активного словарного запаса;
- улучшение координации движений через игровую двигательную активность;
- развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, район, город, страна и так далее).
Воспитательные задачи патриотического воспитания дошкольников включают привитие:
- навыков сотрудничества, помощи друг другу;
- любви к родной культуре и родным местам;
- желания беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект);
- уважения к культуре и родным местам других людей.
Лучшими методами для патриотического воспитания являются наглядные демонстрации и игры, предваряемые небольшой беседой. Патриотизм — понятие сложное, но интуитивно воспринимаемое ребёнком через ролевое поведение защитника. Будет правильным направить естественные игры детей по предлагаемому вами сценарию, раскрывающему и закрепляющему эту роль. Подобные игры уже знакомы детям. К их числу относятся любые командные игры, построенные на принципах защиты своей территории и других игроков: например, вышибалы, гуси-лебеди, лапта, и другие.
Например, всем известную игру «Эстафета» можно из простого бега с палочкой превратить в патриотическую задачу по доставке важного донесения в штаб. При этом необходимо акцентировать внимание не на портрете возможного противника или военных действиях, а на личных качествах защитника Родины, который и передаёт донесение. Элемент патриотизма можно добавить и в игру «Весёлые старты», включив в неё преодоление имитации полосы препятствий. Также, можно использовать игры с элементами оказания посильной первой помощи (забинтуй руку на скорость, помоги хромому другу преодолеть препятствие и другие).
Не следует забывать и об играх на эрудицию и развитие речи, а также о различных викторинах. Например, игра «Угадай картинку» может предлагать угадать национальные символы, гербы и флаги разных стран.
Еще одно направление патриотического воспитания – использование художественного слова.
Разучивание стихов и потешек на патриотическую тему принципиально не отличается по используемым методам от разучивания стихов вообще, но имеет один небольшой нюанс. В патриотических произведениях чаще, чем в обычных стихах, могут попадаться ещё не вполне понятные ребёнку слова и понятия, и растёт вероятность возникновения ошибок. Поэтому перед разучиванием рекомендуется обязательно повторить с детьми беседу по теме стихов, проговорить непонятные слова, произнести их по слогам и добиться полного понимания слова и понятия, скрытого за ним.
Отдельно стоит поработать и с выражением при чтении. Чтение на патриотическую тему должно отражать чувство гордости и любви, связанное со стихотворением. Продемонстрируйте детям чёткость и точность стихов об армии, торжественность стихов о победе и национальных символах, включая не только голосовые особенности чтения, но и осанку, положение тела.
Патриотическое воспитание через экологию
При раскрытии понятия патриотизм обязательно уделите внимание пояснению того факта, что патриот не просто любит и уважает свою малую или большую Родину, но является её активным защитником.
Невозможно отделить защиту родной земли от заботы о природе. Образы любимой Родины, как правило, имеют природный характер: великие реки, привольные степи, могучие леса, высокие горы, обильные сады и богатые пашни. Здесь возможен совершенно естественный переход на экологические ценности и также совершенно справедливо обратное. Через понятное детям утверждение «мы хотим, чтобы на нашей лужайке и в нашем сквере всегда было красиво и чисто» возможно сделать обобщающее суждение о всей улице, городе, крае и стране.
Примеры с уборкой игрушек в игровой комнате, помощью старшим в уборке по дому, при работе в саду или огороде могут быть перенесены на примеры помощи природе, борьбы с её загрязнением и уничтожением. Дети привлекаются к посильной и безопасно организованной работе по уходу за уличными и комнатными декоративными растениями.
Сегодня в полной мере можно говорить о наличии социального заказа на воспитание высоконравственной, образованной, предприимчивой личности, готовой к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающей активной гражданской позицией и чувством патриотизма по отношению к своему государству. Одной из основных задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей; принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев всей системы воспитательной работы и требуют от педагога профессиональной компетентности
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Патриотическое воспитание дошкольников — обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ Воспитание любви к Родине Обучение бережному отношению к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, к окружающей природе .
Правила организации патриотического уголка информативность материала с учётом возраста дошкольников. постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде группы. обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей). использование этих материалов в НОД, в совместной деятельности с воспитанниками.
Правила организации патриотического уголка Соответствовие требованиям ФГОС: - Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы. - Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации. - Многофункциональность , заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности. - Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку. - Безопасность , надёжность и высокое качество используемых материалов.
Информационные направления содержания патриотического уголка в ДОУ Государство Родной край (округ) Народная культура Малая родина (город) Семья, семейные традиции и нравственность Художественная литература
Содержание патриотического уголка Портрет президента, флаг РФ, текст гимна, герб, Фотоальбомы «Город, в котором мы живем», «Наш округ – Югра ». Альбом «Народные костюмы», Куклы в народных костюмах. Предметы народно-прикладного искусства. Подборка материала о ВОВ, о родах войск.
Требования к оформлению патриотического уголка Логика размещения материала Эстетичность и привлекательность оформления Наполняемость раздаточным и демонстрационным материалом (иллюстрации, открытки, картинки, игры) Творческий подход в оформлении Соответствие материала возрасту детей Удобное место расположения уголка Регулярное обновление материала
Материал патриотического уголка Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии). Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.). Разнообразные творческие задания с примерами выполнения на тему патриотического воспитания. Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели. Творчество самих воспитанников. Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).
Организация деятельности в патриотическом уголке Беседы, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, стихотворений Рассматривание альбомов, открыток, карточек, предметов народной культуры Художественная, продуктивная деятельность Работа с картой Игровая деятельность Выполнение творческих заданий
Патриотическое воспитание дошкольника начинается с любви к своей семье «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему , ко всему человечеству». Л . С. Лихачев .
О бразовательные задачи патриотического воспитания включают знакомство с такими понятиями как: материальная среда, например, географическое расположение родных мест (лес, горы, поле, река, город) в нашей стране, их характерные признаки и взаимосвязь; социальная среда: семья, жители родного города, народы родной страны, патриот; родная культура, а именно язык, песни и стихи народов нашей страны, государственные праздники, дружба народов .
Воспитательные задачи патриотического воспитания: развитие навыков сотрудничества, помощи друг другу; воспитание любви к родной культуре и родным местам; воспитание желания беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект); воспитание уважения к культуре и родным местам других людей. Развивающие задачи патриотического воспитания формирование связной речи, увеличение активного словарного запаса; улучшение координации движений через игровую двигательную активность; развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, район, город, страна и так далее).
Методы патриотического воспитания Наглядные методы (демонстрационный материал, раздаточный, фотографии, иллюстрации, картинки, плакаты и т.п.). Игры (словесные, подвижные, настольные, с элементами театрализации и т.п.). Беседы (составление рассказов на основе литературных произведений , личного опыта, анализ поступков героев произведений, обсуждение смысла пословиц, рассуждения, личные высказывания, суждения и т.п.)
Методы патриотического воспитания Художественное слово Чтение на патриотическую тему должно отражать чувство гордости и любви, связанное со стихотворением. Продемонстрируйте детям чёткость и точность стихов об армии, торжественность стихов о победе и национальных символах, включая не только голосовые особенности чтения, но и осанку, положение тела. Красота родной природы Невозможно отделить защиту родной земли от заботы о природе. Через понятное детям утверждение «мы хотим, чтобы на нашем участке и в нашем саду всегда было красиво и чисто» возможно сделать обобщающее суждение о всей улице, городе, крае и стране.
Нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев всей системы воспитательной работы Одной из основных задач ФГОС ДО является: - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей; принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
из опыта работы по использованию регионального компонента
данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...
из опыта работы по практическому применению регионального компонента
данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...
