Мастер-класс «Использование сказки в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
материал
Мастер-класс раскрывает педагогам как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей через знакомые сказки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование сказки в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Фролова Т.А., старший воспитатель
Цель: повысить профессиональную квалификацию педагогов по познавательному развитию в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы с детьми по экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей через знакомые сказки.
- Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с песком, магнитом, водой, красками.
- Заинтересовать педагогов в использовании приемов работы со сказкой в познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками.
Оборудование и материалы: презентация; мультимедийное оборудование, гусиные перья, кукла Маша (би-ба-бо); «чудесный мешочек» с муляжами овощей и яблок, корзинка; емкость с песком, лейки с водой, формочки для игр с песком, совочки; ёмкость с водой, металлические предметы, магнит, белая гуашь, соль, сахар; домик-бизиборд, замок, разные ключи.
Участники мастер-класса: педагоги
Ход мастер-класса:
1. Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни.
Кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые.
Скажите, почему? (предполагаемые ответы: мало знают, верят в чудеса).
Верно, потому что им многое ещё неизвестно, а значит интересно и удивительно.
Ещё Аристотель сказал: «Познание начинается с удивления». Так ли это, попробуем разобраться.
Чем можно удивить вас, уважаемые коллеги?
А чем больше всего можно удивить современного ребенка?
Подумайте и скажите, какие положительные ассоциации у вас вызывает слово «удивление»? (Изумление, восхищение, восторг, радость, узнавание, неожиданность, новое, любопытство, озадаченность, эмоции).
Итак, удовлетворить любопытство, удивить, озадачить, вызвать положительные эмоции можно с помощью… сюрприза, волшебства, чуда, фокуса. Как педагоги, работающие с детьми, мы знаем, что мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
На мой взгляд, успешнее всего процесс познания происходит в процессе опытнической деятельности и экспериментирования, где дети знакомятся с чудесами, окружающими нас.
А где еще дети видят чудеса и волшебство, способные их удивить? Конечно же, в сказке.
С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его и, что немаловажно, придать процессу экспериментирования творческий характер. Когда ребёнок слушает увлекательную историю, он переживает вместе с героями, при этом он решает интеллектуальные задачи, рассуждает, логически обосновывает свои действия.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми посредством рассказывания сказки.
Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Итак, начинается экспериментальная деятельность с предоставления детям материала для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным) образом. Далее создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к событию, и детям предлагается найти решение проблемы.
А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку-действие.
2. Практическая часть.
Для начала отгадайте, в какую сказку мы отправимся.
На экране появляется картинка с изображением перьев.
Давайте подумаем, кому принадлежат перья? В каких сказках встречаются эти птицы? («Гуси-лебеди»)
Правильно, первую проблему мы решили, и я предлагаю отправиться в сказку.
На этот раз злые гуси-лебеди похитили девочку. Как мы можем ей помочь?
Давайте вспомним, кого встречала Машенька по дороге, пока искала своего братца?
Тогда предлагаю вам пойти той же дорогой, по которой шла девочка.
Ситуация 1.
На экране появляется Яблонька.
Милая Яблонька, подскажи нам, верной ли дорогой мы идем?
Яблонька: «Подскажу вам дорогу, если поможете мне. Злые гуси смешали яблоки и овощи в одном мешке. Помогите отыскать мои яблочки!»
На столе лежит мешочек с муляжами овощей и яблок, корзина.
Необходимо наощупь достать из мешочка яблоки и сложить их в корзину.
Вывод: данный прием помогает дошкольникам закреплять тактильные ощущения, развивать мелкую моторику, образное восприятие.
Яблонька: «Спасибо большое! А за вашу доброту дарю вам эти яблочки наливные. Они дорогу к Печке вам и укажут!»
Ситуация 2
На экране появляется изображение Печки.
На столике находятся емкость с песком, лейки с водой,
совочки, формочки для игр с песком.
Печка, Печка, помоги нам найти девочку, её забрали злые гуси-лебеди.
Печка: «Беда у меня! Гуси-лебеди разметали всю муку по округе и мне печь нечего! Помогите мне, налепите пирожков!»
Подскажите, как можно помочь Печке.
Данная проблемная ситуация помогает вспомнить свойства песка и сделать вывод: для того, чтобы из песка можно было лепить, его нужно намочить.
Печка: «Спасибо вам! Идите прямо и вы попадете к Молочной реке с кисельными берегами»
Ситуация 3
На столе стоит прозрачный контейнер с водой,
в котором лежат камушки, ракушки, металлические предметы, магниты.
Вот мы и пришли к Речке.
Молочная река, кисельные берега, помоги нам найти девочку!
Речка: «Расскажу вам, где искать Машеньку, но сначала помогите избавиться от мусора, который мне мешает, но так, чтобы не намочить руки, а воду превратить в молоко»
Давайте подумаем, как мы можем помочь Речке? (Педагог предлагает воспользоваться магнитом, к которому привязана веревочка.)
Данная проблемная ситуация знакомит дошкольников со свойством магнита притягивать металлические предметы.
Ситуация 4
А теперь подумайте, как воду в речке сделать белой. (На выбор предложены сахар, соль, белая гуашь.)
Данный эксперимент помогает детям сделать вывод: соль и сахар растворяются в воде, а гуашь окрашивает её.
Речка: «Спасибо вам! Видела я, куда гуси-лебеди полетели! К домику, туда вам идти!»
Ситуация 5
На столе стоит домик-бизиборд, на котором висит замок,
а рядом несколько ключей.
Смотрите, злые гуси-лебеди заперли Машеньку в домике под замок. Необходимо подобрать ключ, чтобы открыть замок
В данной ситуации прием подбора помогает найти нужный ключ.
Вот мы и нашли нашу девочку! Спасибо вам большое!
Давайте вспомним, что вы сегодня сделали, кому помогли, что нового узнали, какие при этом использовались приемы?
3. Рефлексия. Подведение итогов.
Использование сказки-действия позволяет расширить границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе сказки-экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, формируется умение самостоятельно решать проблемные ситуации и находить творческие решения. Ведь усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Закончить свой мастер-класс хочу пожеланием: «Удивляйте своих воспитанников, и результат удивит вас».
А.В. Суворов говорил: «Кто удивил, тот победил!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....
Мастер класс для педагогов ДОУ "Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками".
Позновательно-исследовательская деятельность детей в детском саду - специально организованная деятельность, позволяет ребенку под руководством педагога и самостоятельно добывать информацию и овладеват...

Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

Мастер-класс «Развивающие бизиборды – многофункциональное средство познавательно-исследовательской деятельности»»
Мастер-класс «Развивающие бизиборды – многофункциональное средство познавательно-исследовательской деятельности»» Участники: педагоги ДОУ.Цель: изготовление разв...
Мастер - класс «Экспериментирование как основной вид познавательно- исследовательской деятельности.
Мастер - класс «Экспериментирование как основной вид познавательно- исследовательской деятельности....

Мастер-класс с педагогами по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ»
мастер класс для педагогов ДОУ...

Презентация мастер - класса "Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников "
Распространение опыта по проблеме организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с учётом принципов ФГОС...