Проектная деятельность в дошкольном учреждении
учебно-методический материал
Методический материал
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 998 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 «Солнышко» города Белово
комбинированного вида»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Методические рекомендации
Белово
Составитель С.Л. Гвинейская, заместитель заведующего по УВР
В пособии представлены методические рекомендации по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – созданию единого образовательного пространства и развитию творческих познавательных способностей детей.
Пособие адресовано педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…….. 5
Основные понятия………………………………………………………….….…….. 6
Виды, номинации проектов……………………………………………….….…..… 7
Планирование проекта……………………………………………………….……… 7
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта…….…….…….... 8
Этапы разработки и реализации проекта…………………………………….……. 9
Классификация проектов, используемых в работе дошкольных
учреждений……………………………………………………………………….…. 10
Этапы работы методической службы в рамках проектного
метода……………………………………………………………………………...…..11
Советы воспитателю по работе над проектом…………………………….………..15
Из истории возникновения проектного метода……………………………………16
Литература…………………………………………………………………….………22
5
Введение
Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод, как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Интеграция – взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.
Основа интеграции – единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий; совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.
Варианты интеграции:
- Полная интеграция (все разделы программы интегрируются в приоритетный раздел программы).
- Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).
- Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса (работа кружков интегрируется в основной процесс).
- Интеграция разделов программы, дополнительного образования, видов деятельности, технологий в едином проекте, в основе которого лежит проблема.
6
Основные понятия
Инновация – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет ДОУ, как педагогической системе, перейти на другую, более качественную ступень развития при создании, освоении, использовании и распространении новшеств (новые методы, методики, технологии, программы).
Проект – это комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.
Презентация – активная форма работы, позволяющая в различных видах деятельности выразить общие интересы группы.
Формы представления
Плакат. Проспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, макет, модель, игра, сценарий, разработка, компьютерный вариант, стенд, планшет, раскладушка, диафильм, буклет, афиша, рисунки, набор открыток, заочная экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.
7
ВИДЫ ПРОЕКТОВ | НОМИНАЦИИ ПРОЕКТОВ |
Ориентированный
| Проект-открытие - удивление -уникальность - забавный - академический - размышление - полет фантазии -эрудиция - гармония - исследование - проблема - эврика - обозрение - универсальный - панорама - творчество -сюрприз - мини - глобальный - свободный выбор |
Планирование проекта – это ответ на вопросы: что должно быть сделано, кем, как, когда? Определяются шаги для решения проблемы:
- Диагностика и оценка уровней компетентности педагогов, родителей и детей (беседы, анкеты, интервью и др.).
- Изучение теории и практики по выявленной проблеме.
- Создание информационного банка по вопросам проекта.
- Определение необходимых условий.
- Включение инновационных форм и методов в работу.
- Отслеживание и обобщение результатов проекта.
8
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
9
Этапы разработки и реализации проекта
Начало новому проекту
Презентация
Проекта:
праздники,
выставки, показы мод
и т.п
Самостоятельные
Творческие работы
Родителей и детей:
Поиск материала.
Поделки, рисунки
Совместная деятельность
Детей и родителей, связанная
С конкретной проблемой.
Игры, наблюдения, соревнования
И др. мероприятия, предусмотренные
В проекте
Сбор информации, материалов
Совместная деятельность
Педагогов и детей
(схема проведения проекта)
Привлечение специалистов к работе над проектом
Планирование мероприятий с учетом цели.,
С вовлечением родителей и детей
Участие дошкольников в решении проблемы
(обозначение детской цели)
Определение цели. Исходя из интересов и потребностей детей
10
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
- Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
А) по составу участников;
Б) по целевой установке;
В) по тематике;
Г) по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
11
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др);
4. творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
= исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
12
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы – развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
13
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | 1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта) 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу (нежестко). | 1.Вхждение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта. |
II этап | 4.Помогает в решении задачи. 5.Помогает спланировать деятельность. 6.Организует деятельность. | 5.Объединение детей в рабочие группы. 6.Распределение амплуа. |
III этап | 7.Практическая помощь (по необходимости). 8.Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7.Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
IY этап | 9.Подготовка к презентации. Презентация. | 8.Продукт деятельности готовят к презентации. 9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
14
ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В РАМКАХ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
- Составление перспективного плана проектной деятельности на год.
- Составление схемы взаимодействия воспитателей, педагогов дополнительного образования и специалистов различных служб в процессе работы над проектом.
- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
- Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
- Консультирование и обучение педагогов на практических тренингах.
- Подбор необходимого оборудования, пособий, материалов.
- Контроль за ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками.
- Подведение итогов. Обобщение опыта работы.
15
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ
НАД ПРОЕКТОМ
- Глубоко изучить тематику проекта.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п.
16
Из истории возникновения проектного метода
После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие бы ему уверовать в свои возможности. В этой связи популярная в разных странах социально-педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании», приобрела новое звучание. Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов», предусматривающий такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергетическую, от всего сердца деятельность».
У.Х. Кильпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связаны таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов.
Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
- постановку проблемы;
- составление плана ее реализации;
- оценку ее выполнения.
Руководство самостоятельной деятельностью учащихся при решении этих проблем оставалось за учителем.
17
У.Х. Кильпатрик выделял 4 вида проектов:
- Созидательный (производительный);
- Потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления);
- Проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
- Проект-упражнение.
Использование этих проектов, по мнению У.Х. Кильпатрика, не только
подготавливает ребенка к жизни его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.
Примером обучения ребенка по «методу проектов» может служить выполнение такого задания, как изготовление бумажного змея: намерение ребенка состоит в том, чтобы змей летал; это намерение, переходя в цель, определяет выбор плана его изготовления, подборки материала и т.д. Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные «открытия». Ребенок заинтересован в результатах своих действий и несет за них ответственность. В обязанности же учителя входит, опираясь на индивидуальные интересы и особенности каждого ученика, вывести его на путь более серьезных интересов
18
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг. Б.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Е.Г. Кагаров считал, что:
- исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
- проект должен осуществляться поэтапно;
- школьные проекты могут быть как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны;
- ведущим становится принцип самодеятельности: учащиеся сами себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим;
- проект – есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.
М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективно позиции ребенка в
19
педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
По М. Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:
- постановка задачи;
- разработка самого проекта принятого задания;
- организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;
- непосредственно трудовая деятельность;
- учет проделанной работы.
Метод проектов по М.В. Крупениной
Российские ученые в 20-х гг. ХХ века выделяли следующие учебные проекты:
- по составу участников – коллективные и индивидуальные;
- по целевой установке – игровые, общественно-полезные и производственные;
20
- по срокам реализации – большие и малые.
В 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т.к. в его использовании были
допущены перегибы (полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения).
Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения метода от обучения до воспитания, развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта
- поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Педагогический процесс накладывается, на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цели развивающей личность программы.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить пред ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в определенную систему – сложные длительные проекты или программы. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка социальной городской средой).
21
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т.д.), может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.
22
Литература
- Иванова Н.В. и др. Социальное развитие детей в ДОУ (Текст) Методическое пособие / Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. – М: ТЦ СФЕРА, 2008 – 128с. (приложение к журналу «Управление ДОУ»). (6).
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения (Текст) Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сост. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова – М: АРКТИ, 2006-96с.
- Управление ДОУ, 2007, № 6 (Текс) Научно-практический журнал – М: ТЦ СФЕРА, 2007 – 129c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...
"Проектная деятельность в дошкольном учреждении"
В статье представлены теоретические материалы по организации и внедрению проектного метода в работе педагогического коллектива...
Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении
Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий в наши дни становится метод проектов. Этот метод актуален, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получен...
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....

«Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении»
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идт...
Проектная деятельность в дошкольном учреждении. Конспект второго занятия научного общества
Проектная деятельность в дошкольном учреждении...

Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении
проектной деятельности в дошкольном учреждении...









