Консультация на тему : "Аутизм"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Что такое аутизм?
Аутизм можно охарактеризовать следующим образом:
- это расстройство, основные проявления которого - нарушения социального взаимодействия, эмоциональной сферы, снижение способности к установлению контакта, коммуникации;
- стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремление сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ним; поглощенность однообразными действиями;
- задержка и нарушение развития речи, прежде всего, ее коммуникативной функции: ребенок практически не использует мимику и жесты. Кроме того, отмечаются необычные темп, ритм, мелодика и иннотация речи.
Если ребенок не стремится общаться с незнакомыми людьми, не начинает говорить в 1- 3 года, это еще не свидетельствует о наличии аутизма. Если он не смотрит в глаза во время общения, избегает визуального контакта, испытывает трудности в понимании диалога, а его первым словом было не «мама», «папа», а «электромагнитная индукция» и подобные сложные слова, следует насторожиться и понаблюдать за дошкольником, его поведением: какие у него игрушки, как он играет, есть ли стереотипность в поведении ( выполнение одних и тех же действий).
При аутизме важно обратить внимание на взаимодействие во время общения, игры: на что направлено последнее, каково поведение ребенка, как он двигается.
Ниже представлен короткий диагностический тест для родителей, позволяющий определить возможное наличие у ребенка аутизма.
Тест для родителей
- Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда пытаетесь привлечь его внимание к чему- то?
- Указывает ли он на что- то, чтобы привлечь ваше внимание (но не с целью получить желаемое, а как проявление интереса к предмету)?
- Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых: наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда- сюда, а с какой- то целью («везет в грузовике кубики на стройку» и т.д.)?
Для детей с аутизмом характерны нарушения моторного поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивая руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела. Все эти движения усиливаются при возбуждении, удивлении, утомлении. Особенности походки детей с аутизмом – ходьба на цыпочках, вприпрыжку.
Основные признаки аутизма
- Избегание визуального контакта
Для любого человека очень важен визуальный контакт и то, как мы смотрим в глаза другому человеку: внимательно, с удивлением, мимолетно. Существует две основные причины, по которым дети с аутизмом избегают его. Первая связана с расстройством сенсорного восприятия или сенсорной перегрузкой. Лицо человека- очень сложный объект, с ним постоянно что- то происходит. Для детей с аутизмом и расстройствами сенсорного восприятия такая информация избыточна, она перегружает мозг, сбивает с толку. Это похоже на то, как если бы мы смотрели на очень яркий свет.
Вторая причина, по которой детям с аутизмом сложно поддерживать зрительный контакт, состоит в том, что они имеют иные, отличные от нормально развивающихся сверстников, интеллектуальный потенциал и способность к обработке информации. Даже если этот контакт физически переносится нормально, не перегружает сенсорную систему, все равно ребенку с данным нарушением трудно обрабатывать информацию.
Избегание визуального контакта позволяет снять излишнюю нагрузку на мозг, дает возможность лучше слышать слова других людей и понимать, что им говорят. Большинство детей с аутизмом можно научить устанавливать такой контакт, усовершенствовать их язык тела и жестов. Однако многие люди, страдающие аутизмом, говорят, что зрительный контакт вызывает у них тревогу и некомфортен.
Коррекционная работа может привести к тому, что ребенок, пытаясь исполнить просьбу взрослого: «Посмотри мне в глаза», начинает слишком прямо и пристально смотреть на собеседника.
- Нарушения речевого развития
При аутизме часто отмечаются отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняет простых речевых инструкций, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращенную речь. У детей с аутизмом наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении.
Уже в первый год жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения, разнобой при обмене звуками со взрослым. На втором и третьем годах жизни дети с аутизмом меньше лепечут, в их речи немного согласных звуков, словарный запас скуден, жесты редко сопровождаются словами. Они часто обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями, склонны к эхолалии ( повторению чужих слов), не понимают местоимений.
- Трудности в коммуникации
Дети с аутизмом не умеют или затрудняются привлекать внимание других людей адекватным способом, не способны выражать просьбы/требования, как общепринято, демонстрируют несформированность социальной реакции: многие не реагируют на свое имя, не отвечают на приветствия, отказываются от предложений взрослого, демонстрируют дезадаптивное поведение, не способны дать утвердительный ответ.
Есть дети, которые могут выразить просьбы с помощью шаблонной речи; назвать любимых персонажей, предметы, знакомых людей, описать действия, местонахождение различных объектов, произнести заученную фразу из двух слов. Но есть сложности в понимании ситуации, причинно- следственных связей и временных представлений.
У большинства детей с аутизмом есть проблемы с коммуникацией с другими людьми, поскольку они не могут отвечать на обращенную речь, а также самостоятельно инициировать общение.
- Стереотипность и деструктивность поведения
Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью ( от многократного повторения элементарных движений, таких как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и т.д.).
У детей раннего возраста с аутизмом выделяют несколько типов реакции по отношению к близкому взрослому (прежде всего к матери):
- ребенок не реагирует на присутствие или уход матери, не тянется к ней; когда его берут на руки, остается пассивным, не выражает «комплекса оживления» (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных реакций в виде смеха);
- возможна негативная реакция при контакте с матерью: ребенок относится к ней недоброжелательно, гонит ее от себя, не обнимает, стремится ударить;
-наблюдается симбиотическая форма контакта (у более старших детей): ребенок не хочет расставаться с матерью, проявляется тревожность при ее отсутствии (но при этом может не проявлять к ней ласки и нежности).
Основные проявления компонентов аутизма у дошкольников:
- «уход в себя», значительное снижение контактов с окружающими или полное их отсутствие, погруженность в свой внутренний мир, который ребенок не хочет показывать. Зачастую он не поддерживает беседу, не отвечает на вопросы. Лишь по неожиданным фразам, случайно произнесенным словам, звукам, жестам можно косвенно догадаться о его страхах, переживаниях, фантазиях;
- «избегание контакта» - проявляется в том, что ребенок в присутствии родных или в коллективе сверстников как бы игнорирует окружающих, держится отстраненно и изолированно. Характерны отсутствие сопереживания по отношению к близким, холодность, отчужденность;
- повышенная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с аутизмом становится источником эмоционального дискомфорта. Он очень раним, его задевают резкий тон, замечание. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта;
- нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Ребенок может неожиданно выбежать на проезжую часть, у него отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острыми и горячими предметами.
Все вышеперечисленное, а также постоянный эмоциональный дискомфорт создает у ребенка с аутизмом почву для возникновения страхов, которые обусловливают формирование своеобразного (аутистического) поведения. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.д.), а также некоторые люди вызывают у детей постоянное чувство страха.
- Особенности развития ( «искаженное развитие»)
Специалисты отмечают неоднозначность картины развития детей с аутизмом. С одной стороны, у них нарушен контакт со сверстниками, а с другой – наблюдается зависимость от близкого человека. Аутизм формируется в результате особого нарушения психического развития ребенка и проявляется в разных вариантах, отражающих глубину этого нарушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Аутизм"
Аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.Это заболевание...

Консультация «Ранний детский аутизм: психолого-педагогические особенности»
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С.Лебединская). ...

Информация для "Уголка психолога" в ДОУ Консультация для родителей "Аутизм. Что делать?"
Информация для "Уголка психолога" в ДОУ Консультация для родителей "Аутизм. Что делать?"...

Консультация для педагогов: "Аутизм-безопасность на дороге"
laquo;Самое дорогое у человека – это жизнь», писал Н. А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы...
Беседа на тему" Аутизм"
беседа...

Методическая разработка. Консультация для родителей по теме: "Аутизм. Социализация детей с РАС".
Методическая разработка. Консультация для родителей по теме: "Аутизм. Социализация детей с РАС". Средняя группа....

Мастер-класс на тему "Аутизм. Особенности логопедической работы"
Статья знакомит с особенностями логопедической работы с детьми с РАС и с тактикой педагогической работы с такими детьми....