«Применение технологии исследовательской деятельности в младшей группе»
методическая разработка
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с.Сагарчин»
«Применение технологии исследовательской деятельности в младшей группе»
Подготовила: воспитатель - Воробьёва Елена Петровна
2021 год
СЛАЙД 2 «Расскажи - и я забуду,
покажи – и я запомню,
вовлеки – и я пойму».
Китайская пословица
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
В своей работе я использую современные образовательные технологии, но остановлюсь на технологии исследовательской деятельности. Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т. е. в процессе познания мира.
СЛАЙД 3
Цель моей работы это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
СЛАЙД 4
Задачи:
1. Расширять представления детей о явлениях и предметах живой и неживой природы, с помощью экспериментальной деятельности, выявлять некоторые свойства предметов;
2. Развивать познавательный интерес детей, логику, воображение, мышление, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
3. Воспитывать любознательность, бережное, заботливое отношение к природе, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой;
4. Сформировать осознанное, правильное отношение к деятельности человека.
Основные особенности исследовательской деятельности детей:
1. она направлена на получение новых знаний о мире природы;
2. способствует формированию системы знаний о природе;
3. развивает познавательную активность;
4. способствует развитию мыслительных процессов и операций;
5. оказывает влияние на развитие ребёнка.
СЛАЙД 5.
В младшем дошкольном возрасте использую методы:
1. Метод детского экспериментирования (формирование начальных предпосылок поисковой деятельности)
2. Метод моделирования проблемных ситуаций (вхождение детей в проблемную игровую ситуацию педагогом);
3. Метод проектов (активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с родителями и педагогом);
СЛАЙД 6.
Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование. Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
СЛАЙД 7
Одно из главных условий успешной организации исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды:
1. Зона экспериментирования (для проявления инициативы ребенка и самостоятельного исследования).
2. Центр воды и песка (предназначен для экспериментирования с водой и песком).
3. Природный уголок (для выращивания и ухода за комнатными растениями).
4. Огород на подоконнике (создали для наблюдения за ростом растений).
СЛАЙД 8
В группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы помочь, ребенку в организации его опытно- исследовательской деятельности.
СЛАЙД 9.
При проведении экспериментов учим детей правилам безопасности при проведении опытов. Для этого используем карточки.
СЛАЙД 10.
Центр воды и песка дети используют для изучения свойств песка, воды, воздуха, состава почвы. .
В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки.
СЛАЙД 11.
Проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть, рассуждают из какого песка можно лепить и строить, из какого нет.
Слайд 12.
Взаимодействие с растениями помогает детям осознать своё отношение к окружающему миру, развивает наблюдательность, внимание, мышление.
В уголке природы дети получают первые навыки по уходу за растениями, а я личным примером демонстрирую им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю детям самим здороваться с растениями и говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за заботу о комнатных растениях, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.
СЛАЙД13
Каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне».
Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся совместно работать, ухаживают и наблюдают за результатом своего труда. Рассказываю о пользе выращенных растений. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды, света и тепла растение не выживет.
В работе с детьми использую те формы деятельности, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравится деятельность, на которой вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения….
СЛАЙД14.
Содержание обучения организую в форме игры («Какие разные льдинки», «Разноцветная водичка», «Путешествие капельки», «Куда пропал снеговик», так как именно она является ведущим видом деятельности. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.
СЛАЙД15.
С помощью игрового персонажа - Незнайки предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: «Зачем нужна вода?», «Что поплывёт, что утонет?»,«Что произойдёт если не поливать цветы?
Развивая сюжет ролевой игры «Подарок для лисёнка», предлагаю слепить из сухого песка пирожное. Ничего не получается и дети рассуждают почему. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Дети приходят к выводу, что песок должен быть влажный.
СЛАЙД16.
Мною созданы мультимедийные обучающие презентации: «Почему желтеют и падают листья?», «Где спит солнышко» «Почему бывает радуга»
СЛАЙД17.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности привлекаю родителей к партнёрской деятельности, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Я стараюсь пропагандировать детское экспериментирование: веду просветительную работу с родителями, создаю фоторепортажи об исследовательской деятельности детей, провожу выставки «Что за чудо- овощи», «Поделки из природного материала», природоохранные акции «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала, «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом). Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что организованная исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Слайд 18.
В заключение хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
СЛАЙД 19.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Используемая литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание №6, 2007.
2. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: «Аркти»
4. Журнал «Дошкольник» №4, 2010
5. «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова, творческий центр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками младшей группы Тема: «Угощение для Мишутки».
Исследовательская деятельность с мукой и тестом для младших дошкольников ...

Конспект открытого занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.
Занятие построено с применением технологии исследовательской деятельности.Воспитателем реализовывались следующие задачи: Познакомить детей со свойствам...

Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками
Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...

Конспект занятия в старшей группе с применением технологии исследовательской деятельности "В гостях у Королевы Воды"
Уточнить знания детей о значении воды в жизни.Познакомить со свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха....

Разработка занятия на тему "Чудеса воды" с применением технологии исследовательской деятельности
Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии исследовательской деятельности (опыты-эксперименты.)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43»города Воткинска Удмуртской Республики Конспект зан...

Конспект НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» с применением технологии исследовательской деятельности
Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно-исследовательской деятельн...
