«Применение технологии исследовательской деятельности в младшей группе»
методическая разработка

Воробьева Елена Петровна

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  с.Сагарчин»

 «Применение технологии исследовательской деятельности в младшей  группе»

Подготовила: воспитатель -  Воробьёва  Елена  Петровна

2021 год

                                     

СЛАЙД  2                                                                        «Расскажи - и я забуду,
                                                                                         покажи – и я запомню,
                                                                                         вовлеки – и я пойму».

        Китайская пословица

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. 

В своей работе я использую современные образовательные технологии, но остановлюсь на технологии исследовательской деятельности. Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т. е. в процессе познания мира.

СЛАЙД  3

Цель  моей работы это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

СЛАЙД  4

Задачи:

1. Расширять представления детей о явлениях и предметах живой и неживой природы, с помощью экспериментальной деятельности, выявлять некоторые свойства предметов;

2. Развивать познавательный интерес детей, логику, воображение, мышление, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

3. Воспитывать любознательность, бережное, заботливое отношение к природе, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой;

4. Сформировать осознанное, правильное отношение к деятельности человека.

Основные особенности исследовательской деятельности детей:

1. она направлена на получение новых знаний о мире природы;

2. способствует формированию системы знаний о природе;

3. развивает познавательную активность;

4. способствует развитию мыслительных процессов и операций;

5. оказывает влияние на развитие ребёнка.

СЛАЙД 5.

В младшем  дошкольном возрасте использую методы:

1. Метод детского экспериментирования (формирование начальных предпосылок поисковой деятельности)

2. Метод моделирования проблемных ситуаций (вхождение детей в проблемную игровую ситуацию педагогом);

3. Метод проектов (активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с родителями и педагогом);

СЛАЙД 6.

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование. Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

СЛАЙД  7

Одно из главных условий успешной организации исследовательской  деятельности это создание предметно-развивающей среды:

1. Зона экспериментирования (для проявления инициативы ребенка и самостоятельного исследования).

2. Центр воды и песка (предназначен для экспериментирования с водой и песком).

3. Природный уголок (для выращивания и ухода за комнатными растениями).

4. Огород на подоконнике (создали для наблюдения за ростом растений).

СЛАЙД  8

В группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы помочь, ребенку в организации его опытно- исследовательской деятельности.

СЛАЙД  9.

При  проведении  экспериментов учим детей правилам безопасности при проведении опытов. Для этого используем карточки.

СЛАЙД  10.

Центр воды и песка дети используют для изучения свойств песка, воды, воздуха, состава почвы. .

В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки.

СЛАЙД  11.

 Проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть, рассуждают из какого песка можно лепить и строить, из какого нет.

Слайд  12.

Взаимодействие с растениями помогает детям осознать своё отношение к окружающему миру, развивает наблюдательность, внимание, мышление.

В уголке природы дети получают первые навыки по уходу за растениями, а я личным примером демонстрирую им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю детям самим здороваться с растениями и говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за заботу о комнатных растениях, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.

СЛАЙД13

Каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне».

Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся совместно работать, ухаживают и наблюдают за результатом своего труда. Рассказываю о пользе выращенных растений. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды, света и тепла растение не выживет.

В работе с детьми использую те формы деятельности, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравится деятельность, на которой вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения….

СЛАЙД14.

Содержание обучения организую в форме игры («Какие разные льдинки»«Разноцветная водичка»«Путешествие капельки»«Куда пропал снеговик», так как именно она является ведущим видом деятельности. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.

СЛАЙД15.

 С помощью игрового персонажа - Незнайки предлагаю детям простейшие проблемные ситуации«Зачем нужна вода?»«Что поплывёт, что утонет?»,«Что произойдёт если не поливать цветы?

Развивая сюжет ролевой игры «Подарок для лисёнка», предлагаю слепить из сухого песка пирожное. Ничего не получается и дети рассуждают почему. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Дети приходят к выводу, что песок должен быть влажный.

СЛАЙД16.

Мною  созданы  мультимедийные  обучающие  презентации:  «Почему желтеют и падают листья?», «Где спит солнышко» «Почему бывает радуга»

СЛАЙД17.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности привлекаю родителей к партнёрской деятельности, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Я стараюсь пропагандировать детское экспериментирование: веду просветительную работу с родителями, создаю фоторепортажи об исследовательской деятельности детей, провожу выставки «Что за чудо- овощи»«Поделки из природного материала», природоохранные акции «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала, «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом). Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что организованная исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Слайд 18.

В заключение хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

СЛАЙД 19.  

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

Используемая литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание №6, 2007.

2. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: «Аркти»

4. Журнал «Дошкольник» №4, 2010

5. «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова, творческий центр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Занятие  построено с применением технологии исследовательской деятельности.Воспитателем реализовывались следующие задачи:         Познакомить детей со свойствам...

Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками

Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...

Конспект занятия в старшей группе с применением технологии исследовательской деятельности "В гостях у Королевы Воды"

Уточнить знания детей о значении воды в жизни.Познакомить со свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха....

Разработка занятия на тему "Чудеса воды" с применением технологии исследовательской деятельности

Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии исследовательской деятельности (опыты-эксперименты.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43»города Воткинска Удмуртской Республики      Конспект зан...

Конспект НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» с применением технологии исследовательской деятельности

Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно-исследовательской деятельн...