«Использование игр с песком при развитии интеллектуально –творческих способностей у детей младшего возраста»
материал (младшая группа)

Шихрагимова Елена Робертовна

«Использование игр с песком при развитии интеллектуально –творческих способностей у детей младшего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  г.Нижневартовска ДС №68 «Ромашка»

План  самообразования по теме :

«Использование игр с песком при развитии интелектуально –творческих способностей у детей младшего возраста»

                

Составитель: Воспитатель Шихрагимова Е.Р.

1.Пояснительная записка

Актуальность

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.  Это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.Игра с  песком очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

Цель: Развивать познавательные, интелектуально- творческие и художественные способности, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе создания образов, используя сухой и мокрый песок.

Задачи:

Обучение детей различным приемам конструирования на песке с использованием природного и бросового материалов, игрушек-миниатюр.

Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества .

Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца. Учить выстраивать композиции на песке, овладеть техникой песочного рисования. Развивать фантазию, воображение; развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;

Участниками  являются воспитанники младшего дошкольного возраста 3-4 года.

Срок реализации:1 год

Режим занятий: занятия проводятся 1раз  в неделю

Продолжительность каждого занятия 15 мин.  Деятельность студии организуется в форме комплексных  занятий. Сюрпризные и театрализованные моменты, побуждающие детей к действию. Фото и видео выставки текущих работ.

Ожидаемые результаты:

1.        Развитие мелкой моторики рук.

2.        Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

3.        Способность координированной работы рук со зрительным

восприятием.

4.        Умение выполнять задание по образцу, способность понимать и выполнять инструкции.

5.        Развитие познавательного интереса, памяти, внимания, речи, творческого воображения.

План работы на год

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 «Знакомство»

«Свойства песка»

 «Правила песочной страны»

 «Копаем – насыпаем»

 «Отпечатки наших рук»

«Чувствительные ладошки»

«На что похоже?»

- познакомить с правилами работы в песочнице, свойствами песка

-  научить навыкам прикосновения к песку разными способами

- развивать моторику, воображение и интерес к работе

- закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Игры с дыханием»

«Песчаный ветер»

«Мышки в норках»

«Домики для животных»

«Цветные заборчики»

-учить навыкам выкладывания на песке предметов по заданию

-развивать тактильные ощущения, умение расслабляться

-активизировать заинтересованность играми с песком

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Рисуем на песке»

«Мы едем, едем, едем…»

«Дорожки, волны, лесенки»

«Обводилки»

«Необыкновенные следы»

«Дождь на песке»

- научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы

- развивать моторику, воображение и интерес к работе

Январь

1 неделя

2неделя

3 неделя

4 неделя

«Детские тайны»

«Что спряталось в песке?»

«Секретики»

«Найди отгадку»

«Песчаные жмурки»

-развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление

-формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения

-пробуждать желание делать друг дугу подарки.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«В гостях у сказки»

Рисуем сказку «Репка»

Инсценируем сказку «Колобок»

Придумываем сказку «Веселая полянка»

-развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

-расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Работа с мокрым и кинетическим песком»

«Я пеку, пеку, пеку…»

«Поварята»

«У куклы Маши День рождения»

«Мы идем в гости»

-учить навыкам работы с мокрым песком, кинетическим

-ориентироваться на песчаной поверхности

-развивать пространственные представления, внимание к героям

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Работа с сухим и цветным песком»

«Здравствуй, Песчинка»

«Цветные изображения»

«Отражения»

«Символ счастья»

-учить регулировать мышечное напряжение и расслабление;

-продолжать знакомить со свойствами сухого песка

-развивать тактильные ощущения, воображение, используя цвет в песке

Итоговым мероприятием может быть выставка, развлечение, викторина и т. д

.Диагностический инструментарий

  • состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
  • уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
  • личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
  • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
  • уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
  •  эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
  • уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
  • устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
  • воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).      

Литература

1.        Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010.

2.        Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н.

3.        Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».

4.        Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002

5.        Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998

6.        Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М.: Сфера, 2011.

7.        Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5

8.        Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА -4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ В.В.ВОСКОБОВИЧА «ФИОЛЕТОВАЯ КОМНАТА ЗА 2020-2021г.

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано...

Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста от 6 лет до ооо с применением технологии «Наураша» 2021-2022 уч. год

Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста от 6 ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ: «УЧИМСЯ, ИГРАЯ!» (ИГРЫ В.В.ВОСКОБОВИЧА) ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 5 ЛЕТ ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРА

Цель программы: развитие интеллектуально- творческих способностей и совершенствование познавательных процессов дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича....

Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабир

Диагностика определения  уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В. «Иг...

развитее интеллектуально- творческих способностей у детей с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича.

Опыт воспитателя по использованию инновационной технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в качественном построение педагогического процесса, способствующего всестороннему р...

Круги Луллия - современная образовательная технология ТРИЗ, для развития интеллектуально – творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере. Круги...