Конспект занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия (средняя группа)

Писаренко Анастасия Андреевна

рекомендуется для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в средней группе. 27 января -День полного снятия блокады Ленинграда.

Воспитатель: Стоит над Невой город большой и красивый город-герой, город-солдат, город- труженик.

     -  У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Много раз за свою историю город Санкт-Петербург менял свое название.

   -  Ребята, скажите какие названия носил город Санкт-Петербург? (Ответы детей: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт- Петербург). Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. И не просто о Ленинграде, а о блокаде города Ленинград. Ребята, что такое блокада?

    - Блокада - это значить окружение, когда перекрыты все входы и выходы из города. Ребята давайте с вами построим.

Дети строят город.

   - Я сейчас расскажу вам о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить городу Ленинграду и его жителям, ленинградцам. Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели непросто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Было разрушено множество домов. Получили повреждения музеи и дворцы, среди них был и знаменитый музей «Эрмитаж».

  - Но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени, 8 сентября 1941 года.

Дети строят «блокадное кольцо».

  - Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года. В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели.

  - Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты? (ответы детей).

 - В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день. В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что, хлеба иногда на всех не хватало, люди выстраивались с раннего утра в очереди. Было время, когда людям выдавался только хлеб. Кусочек хлеба был немного больше, чем кусочек хлеба, который вы кушаете за обедом.

Показать нарезанный ломтик хлеба на тарелке.

  - И эта была вся еда за день. Хлеб был сырой, в самые тяжёлые времена его готовили не из муки, а из древесной и пшеничной пыли с мельницы.

  - Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: холодная зима. Мороз опускался до — 40 градусов. Было так холодно, что замерзали водопроводные трубы, по которым в дома поступала вода.

   Люди остались без воды, без света, и без тепла, внутренние стены квартир покрылись тоненькой корочкой льда. На улице становится темно, и дома тоже темно, потому что нет света.

 -  Еле живые люди ходили за водой к Неве и другим рекам города. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой. Чтобы согреться, в комнатах ставили маленькие печки — буржуйки, выводя трубы в окна. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле разрушенных бомбежкой зданий. Но такого топлива хватало не на долго и целые семьи гибли от холода и голода. Но не смели трогать деревья в садах и парках. Они сохраняли их для города, для людей.   - Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио.

   Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, а медленный ритм отбой. Медленный ритм метронома ещё ассоциировался дыханием людей. Ленинградцы считали, если слышен звук метронома, значить не всё потеряно, про них не забыли, всё еще есть надежда выжить.

Дети слушают ритм метронома.

  - Остался только один путь — по воде Ладожского озера. Знаменитая Дорога жизни - водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивающая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. Сначала на лед озера выходила разведывательная группа. Самые опытные бойцы метр за метром исследовали будущую дорогу… В начале пускали только конные повозки с не очень тяжёлым грузом. Когда лёд становился толще и крепче ехали по льду и грузовики с продовольствием, тёплой одеждой, оружием. Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что назвали ленинградцы его «дорогой жизни».

Песня «Дорога жизни».

  - Немецкие самолеты постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие снаряды достигали цели и грузовики с грузом тонули… «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей- стариков, детей и женщин.

 - Но только через два с половиной года, 18 января 1943 года, блокадное кольцо было прорвано. А 27 января в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой вспыхнул праздничный салют. Все люди со слезами на глазах смотрели на салют.

- Город был разрушен, вокруг не осталось ничего живого. Но осталось главное -свобода. Ленинград выстоял свои самые длинные и страшные 900 дней и ночей. За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города — героя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию во II младшей группе «Не надо ссориться, друзья»

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию. Цель занятия – развитие чувства эмпатии у детей, а также социализация детей в условиях детского коллектива....

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"

Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию "Наша дружная семья" (средняя группа)

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию " Наша дружная семья" (средняя группа)Цель: сформировать представление детей о семье и ее членах.Задачи: Формировать правильное представление...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе детского сада «Солнышко» Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Василь

Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина.  Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить представл...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе МДОУ №5 детского сада «Солнышко» г. Алушта Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Васильевна

Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина.  Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить пре...