Программа дополнительного образования в старшей группе "Волшебная клеточка"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Сазонова Оксана Николаевна

Программа дополнительного образования "Волшебная клеточка" расчитана на детей старшего дошкольного возраста для становления руки к письму и совершенствования умения ориентироваться на листе бумаги в клетку и внутри клетки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_kletochka.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2053»

 

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол №_______

от «____»_________20__года

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по социализации, воспитанию и безопасности
ГБОУ «Школа № 2053»

Кавун Т.В.

Приказ №______

от «____»___________20__ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебная клеточка»

                             Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 5-6 лет

Срок реализации: 7 месяцев

 

Автор-составитель:

Сазонова О.Н. ,

педагог дополнительного образования

 

Москва, 2020-2021

Пояснительная записка

Направленность программы социально –педагогическая

Уровень ознакомительный

Актуальность.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания.

Выработать у детей четкое , красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке руки к письму должна начинаться  задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом.

Актуальность программы «Волшебные клеточки» заключается в подготовке детей старшего дошкольного возраста к письму. Неподготовленность к письму , недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком  практического опыта, развития навыков ручной умелости. 

Развитие  ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно -психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Все  больше  обнаруживается  свидетельств,  что  разнообразный  труд, развивающий руки, как ничто иное развивает и ум. Дело в том, что развитие рук ребенка  и  развитие  речи  взаимосвязаны.  Мелкая  моторика  и  точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Данные  электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.«Рука —это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.

 Цель программы: Помочь детям  старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Задачи программы:

Формировать у детей умения анализировать предметы;

Развитие мелкой моторики рук

развивать внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость;

развитие зрительного восприятия;

развитие умения ориентироваться на листе в клеточку

закрепить пространственные представления.

развитие навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Группа учащихся 5-6 лет

Формы занятий-групповые и режим занятий- один раз в неделю 1 уч час (30 минут)

Срок реалиации программы -26 уч часов

Планируемые результаты:

Укрепить мышечный тонус кисти рук;

Развить четкие движения и координацию рук ребенка;

Снизить утомляемость и повысить работоспособность.

Тематический план по разделам

№ п/п

Наименование раздела темы

Колличество учебных часов

1

Квадрат

2

2

Прямоугольник

3

3

Треугольник

2

4

Круг

3

5

Овал

1

6

Трапеция

2

7

Пятиугольник

2

8

Шестиугольник

2

9

Закрепление

1

10

Логические задачи

7

11

Символическое изображение предмета

1

3.3 Содержание тематического плана

В Программе представлены задания по следующим разделам.

Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, трапеция, пятиугольник, шестиугольник, закрепление. В этих раделах дети не только закрепят знания о геометрических фигурах но и научатся их рисовать; познакомятся с новыми фигурами - пятиугольником, шестиугольником.

Логические задачи. Анализ и синтез. Дети будут учиться решать задачи как на установление закономерностей, так и на выполнение мыслительных операций анализа и синтеза предметов.

Символическое изображение предмета. В этом разделе дети применят полученные навыки анализа и изображения знакомых фигур по клеткам соединяя их в рисунок, дополняя деталями.

Дети закрепят полученные умения и навыки работы в тетради в клетку, будут развивать внимание и мышление

3.4 Оформление содержания тематического плана

Раздел 1. "Квадрат"

  Тема 1.1 Квадрат по клеткам

      Теория: Закрепить с детьми понятие клетка, квадрат и научить их дорисовывать квадрат используя клетки, обратить внимание детей на размер квадрата и на промежуток (отступ) между квадратами. Научить делить квадрат линиями по вертикали, горизонтали, диагонали, доводя линии до конца.

      Практика: На листе в клетку дорисовать недостающие части квадрата; разделить квадрат по образцу, закрасить части квадрата.

   Тема 1.2 Рисунок из квадратов - Медведь

      Теория: Рассмотреть предложенный рисунок из квадратов, проанализировать его. Проговорить последовательность изображения и отступ.

      Практика: На листе в клетку отступив нужное колличество клеток нарисовать предложенное изображение из квадратов. Сосчитать колличество квадратов из которых нарисован Медведь.

Раздел 2. "Прямоугольник"

   Тема 2.1 Прямоугольник по клеткам

      Теория: Закрепить с детьми понятие прямоугольник и научить их дорисовывать   прямоугольник используя клетки, обратить внимание детей на размер прямоугольника и на промежуток (отступ) между прямоугольниками.

      Практика: На листе в клетку дорисовать недостающие части прямоугольника разного размера и расположения в пространстве.

    Тема 2.2 Рисунок из прямоугольников - Собачка

      Теория: Рассмотреть предложенный рисунок из прямоугольников, проанализировать его. Проговорить последовательность изображения и отступ.

      Практика: На листе в клетку отступив нужное колличество клеток нарисовать предложенное изображение из прямоугольников. Сосчитать колличество прямоугольников из которых нарисована Собачка.

   Тема 2.3 Изображения из прямоугольников

      Теория: Рассмотреть предложенные изображения и предложить назвать их. Проговорить с детьми из каких геометрических фигур они выполнены.

      Практика: Предложить детям раскрасить их по правилам: не заступать за границы и накладывать штрихи в одном направлении.

Раздел 3. "Треугольник"

   Тема 3.1 Треугольник по клеткам

      Теория: Закрепить с детьми понятие треугольник и научить их рисовать  треугольники разного размера используя клетки, отступая нужное колличество клеток для следующего изображения.

      Практика: На листе в клетку нарисовать в ряд до конца строки треугольники разного размера с отступом.

   Тема 3.2 Изображения из треугольников

      Теория: Рассмотреть предложенные изображения и предложить назвать их. Проговорить с детьми из каких геометрических фигур они выполнены.

      Практика: Предложить детям раскрасить их по правилам: не заступать за границы и накладывать штрихи в одном направлении, сосчитать колличество треугольников  из которых состоят эти изображения

Раздел 4. "Круг"

   Тема 4.1 Круг по клеткам

      Теория: Закрепить с детьми понятие круг и научить их дорисовывать  груг используя клетки, обратить внимание детей на размер круга и промежуток (отступ) между кругами  

      Практика: На листе в клетку дорисовать недостающие части круга; дорисовать предложенный ряд из кругов разного размера используя закономерность.

   Тема 4.2 Рисунок из кругов - Неваляшка

      Теория: Рассмотреть предложенный рисунок из кругов, проанализировать его. Проговорить последовательность изображения и отступ.

      Практика: На листе в клетку отступив нужное колличество клеток нарисовать предложенное изображение из кругов. Сосчитать колличество кругов из которых нарисована Неваляшка.

    Тема 4.3 Изображения из кругов

      Теория: Рассмотреть предложенные изображения и предложить назвать их. Проговорить с детьми из каких геометрических фигур они выполнены.

      Практика: Предложить детям раскрасить их по правилам: не заступать за границы и накладывать штрихи в одном направлении, сосчитать колличество кругов  из которых состоят эти изображения.

Раздел 5. "Овал"

   Тема 5.1 Овал по клеткам

      Теория: Закрепить с детьми понятие овал и научить их рисовать  овалы разного размера используя клетки, отступая нужное колличество клеток для следующего изображения.

      Практика: На листе в клетку нарисовать в ряд до конца строки овалы разного размера с отступом; предложить дорисовать овалы так, чтобы получились предметы.

Раздел 6. "Трапеция"

   Тема 6.1 Трапеция по клеткам

      Теория: Познакомить детей с понятием трапеция и научить их рисовать трапеции разного размера по клеткам, отступая нужное колличество клеток для следующего изображения.

      Практика: На листе в клетку нарисовать в ряд до конца строки трапеции разного размера с отступом; предложить дорисовать трапеции так, чтобы получились предметы.

   Тема 6.2 Рисунок из фигур - Пароход

      Теория: Рассмотреть предложенный рисунок из разных фигур, проанализировать его. Проговорить последовательность изображения и отступ.

      Практика: На листе в клетку отступив нужное колличество клеток нарисовать предложенное изображение из знакомых фигур. Сосчитать колличество фигур из которых нарисован Пароход.

Раздел 7. "Пятиугольник"

   Тема 7.1 Пятиугольник по клеткам

      Теория: Познакомить детей с понятием пятиугольник и научить их дорисовывать   пятиугольник используя клетки, обратить внимание детей на промежуток (отступ) между пятиугольниками.

      Практика: На листе в клетку дорисовать недостающие части пятиугольников.

   Тема 7.2  Рисунок из фигур - Кошка

      Теория: Рассмотреть предложенные геометрические фигуры и выделить из них пятиугольники; рассмотреть предложенный рисунок из знакомых фигур, проанализировать его.

      Практика: На листе в клетку раскрасить пятиугольники, сосчитать их; отступив нужное колличество клеток (3) нарисовать предложенное изображение до конца строки.

Раздел 8. "Шестиугольник"

   Тема 8.1 Шестиугольник по клеткам

      Теория: Познакомить детей с понятием шестиугольник и научить их дорисовывать   шестиугольник используя клетки, обратить внимание детей на промежуток (отступ) между шестиугольниками.

       Практика: На листе в клетку дорисовать недостающие части шестиугольников.

   Тема 8.2  Рисунок из фигур - Собачка

      Теория: Рассмотреть предложенные геометрические фигуры и выделить из них шестиугольники; рассмотреть предложенный рисунок из знакомых фигур, проанализировать его.

      Практика: На листе в клетку раскрасить шестиугольники, сосчитать их; отступив нужное колличество клеток (3) нарисовать предложенное изображение до конца строки.

Раздел 9. "Закрепление"

   Тема 9.1 Фигуры по клеткам

      Теория: Вспомнить с детьми какие геометрические фигуры они рисовали по клеткам, особенности фигур с которыми они познакомились.

      Практика: обвести предложенные фигуры по пунктиру, нарисовать их самостоятельно отступив 1 кл рядом с предложенными.

Раздел 10. "Логические задачи"

   Тема 10.1 Установление закономерностей

      Теория: проанализировать предложенные цепочки геометрических фигур, выделив закономерности их последовательности.

      Практика: на листе в клетку продолжить цепочки из фигур до конца строки сохранив заданную последовательность.

   Тема 10.2 Установление закономерностей

      Теория: Проанализировать последовательность однородных геометрических фигур, выделив отличия.

      Практика: дорисовать в каждом ряду недостающую четвертую фигуру, используя соответствующую закономерность.

   Тема 10.3 Установление закономерностей

      Теория: Проанализировать предложенное изображение (рыбка): из каких геометрических фигур и какого размера оно состоит.

      Практика: на второй части листа закрасить только те фигуры, из которых состоит изображение

   Тема 10.4 Установление закономерностей

      Теория: Проанализировать предложенное изображение (кошка): из каких геометрических фигур и какого размера оно состоит.

      Практика: на второй части листа закрасить только те фигуры, из которых состоит изображение

   Тема 10.5 Установление закономерностей

      Теория: Проанализировать предложенное изображение (машинка): из каких геометрических фигур и какого размера оно состоит.

      Практика: на второй части листа закрасить только те фигуры, из которых состоит изображение.

   Тема 10.6 Установление закономерностей

      Теория: рассмотреть ряды изображений, отметить схожесть линий из которых они нарисованы (прямых и закругленных) с линиями известных геометрических фигур.

      Практика: дорисовать каждый предмет сначала по точкам, а затем самостоятельно; раскрасить их.

   Тема 10.7 Установление закономерностей

      Теория: рассмотреть ряды изображений, отметить схожесть линий из которых они нарисованы (закругленых) с линиями известных геометрических фигур.

      Практика: дорисовать каждый предмет сначала по точкам, а затем самостоятельно, дополнив деталями; раскрасить их.

   

Раздел 11. "Символическое изображение предмета"

   Тема 11.1 Рисунок из разных фигур - Собака

      Теория: рассмотреть предложенный рисунок (Собака) из разных фигур, проанализировать его и проговорить отступ.

   Практика: нарисовать Собаку как предложено на чистом листе бумаги в клетку.

       

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия:

 Доска, мебель, соответствующие росту детей,  простые  карандаши,  цветные  карандаши, раздаточные листы, тетрадь в клетку.

Учебно- методическое обеспечение программы

Методические условия реализации программы кружка.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные:

-беседа,

-объяснение,

- чтение  загадок.

Наглядные:

- работа по образцу

- зрительный диктант;

Практические:

- самостоятельная работа детей в тетрадях

Типы занятий:

- первичное ознакомление с материалом;

- усвоение новых знаний;

- применение полученных знаний и умений на практике;

- закрепления и повторения.

Нормативно- правовые акты и документы:

•  Отбор  оборудования,  учебно-методических осуществлен на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО(Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. No1155)

• Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и  Федерального  государственного  образовательного  стандарта дошкольного  образования  предполагает  наличие  у  воспитателей  ДОО компетенций,  необходимых  для  успешного  использования  инновационных педагогических  технологий  творческого  развития  ребенка  в  образовательном процессе.

• Положение окружковой работе

• Приказ об организации кружковой работы ДОУ.

Основная и дополнительная литература:

Е. В. Колесникова "Геометрические фигуры. Математика для детей 5-7 лет" ТЦ Сфера 2011 г. Издание 5-е, дополненное (64 страницы)

Л. Ю. Татаринкова "Рисуем по клеточкам: Для детей 5-6 лет" Издательство: Литера, 2019 г.

 Н. В. Володина "Годовой курс развивающих занятий для одаренных детей 5-6 лет" Эксмодетство 2019 г. Серия: Ломоносовская школа

Календарный учебный график

№ п/п

Дата

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

1

02.11

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры. Квадрат по клеточкам

Группа

2

09.11

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры.Рисунок из квадратов Медведь

Группа

3

16.11

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры.Прямоугольник по клеточкам

Группа

4

23.11

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры.Рисунок из прямоугольников Собачка

Группа

5

30.11

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры.Изображения из прямоугольников

Группа

6

07.12

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры.Треугольник по клеточкам

Группа

7

14.12

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры.Изображения из треугольников

Группа

8

21.12

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры.Круг по  клеткам

Группа

9

28.12

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры.Рисунок из кругов Неваляшка

Группа

10

11.01

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры.Изображения из кругов

Группа

11

18.01

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры.Овал по клеткам

Группа

12

25.01

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры. Трапеция по клеткам

Группа

13

01.02

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры. Рисунок из фигур Пароход

Группа

14

08.02

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры. Пятиугольник по клеткам

Группа

15

15.02

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры. Рисунок из фигур Кошка

Группа

16

22.02

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры. Шестиугольник по клеткам

Группа

17

01.03

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры. Рисунок из фигур Собачка

Группа

18

15.03

16.00-16.30

упражнения

1

Геометрические фигуры. Закрепление. Фигуры по клеткам

Группа

19

22.03

16.00-16.30

упражнения

1

Логические задачи.Установление закономерностей

Группа

20

29.03

16.00-16.30

упражнения

1

Логические задачи.Установление закономерностей

Группа

21

05.04

16.00-16.30

упражнения

1

Логические задачи.Установление закономерностей

Группа

22

12.04

16.00-16.30

упражнения

1

Логические задачи.Установление закономерностей

Группа

23

19.04

16.00-16.30

упражнения

1

Логические задачи.Установление закономерностей

Группа

24

26.04

16.00-16.30

упражнения

1

Логические задачи.Установление закономерностей

Группа

25

17.05

16.00-16.30

упражнения

1

Логические задачи.Установление закономерностей

Группа

26

24.04

16.00-16.30

упражнения

1

Символическое изображение предмета. Рисунок из разных фигур Собака

Группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"

Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»

Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Программа дополнительного образования детей старшего возраста (5-7 лет) "Риторика для малышей" с элементами театральной деятельности.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения. В программе представлено 6 разделов: общение, речевой этикет, речевая деятельность, техника р...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...