Кружок "Радуга ритмов"
проект (подготовительная группа)

Рамазанова Зарема Рамазановна

  Практико-ориенторованный проект по музыкально-ритмической деятельности для дошкольников от 4 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_raduga_ritmov.docx149.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Морозко»

Практико-ориентированный проект по музыкально – ритмической деятельности

для дошкольников от 4 до 7 лет

«Радуга ритмов»

Автор проекта:

Музыкальный руководитель, Рамазанова Зарема Рамазановна

 

Мегион 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. 1.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

3

  1. 2.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

5

  1. 3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

7

3.1.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

7

3.2.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ

8

3.3.

ОБУЧЕНИЯ ТАНЦАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

9

3.4.

ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

11

  1. 4.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОЕКТА        

12

  1. 5.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

17

  1. 6.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

17

  1. 7.

Приложение 1. СМЕТА ПРОЕКТА

19


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.

Название проекта

«Радуга ритмов»

2.

Автор

Рамазанова Зарема Рамазановна, музыкальный руководитель

3.

Руководитель проекта

Садыкова Эльвира Магсумовна, методист МАДОУ «ДС №4 «Морозко»

4.

Название и полный адрес учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Морозко»

г. Мегион, ул. Заречная 16/1

5.

Телефон, факс

Тел. 8-34643-3-24-97

6.

Участники проекта

Дошкольники от 4 до 7 лет

7.

Цель и задачи проекта

Цель: сформировать у детей интерес к творческим способностям через развитие музыкально-ритмических движений.

Задачи:

1. создать условия для развития музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память).

2. развивать творческие способности в области искусства музыкально-ритмических движений.

3. учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.

4. учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.).

5.формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении.

6.поддерживать интерес родителей к музыкально-ритмической деятельности, повысить их компетентность по данному направлению.

8.

Ожидаемые результаты

  • У детей будет развиты музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальная память).
  • Будут развиты творческие способности в области искусства музыкально-ритмических движений.
  • У воспитанников будет сформирован интерес воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки.
  • Воспитанники будут определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различают простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.).
  • У воспитанников будет сформирована красивая осанка, выразительные, пластичные движения в игре, танце, хороводе и упражнении.
  • Родители будут ориентированы на развитие музыкально-ритмической деятельности детей, повышена их компетентность по данному направлению.
  • Предметно-пространственная среда группы будет преобразована для творческого и социального самовыражения дошкольников и успешной реализации проекта.

9.

Сроки реализации проекта

 3 года


1. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

«Ребенок занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть, прежде всего, переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которой он является и без связи, с которым не может жить» (А.В.Запорожец).

Одной из задач национального проекта «Образование» является формирование эффективной системы выявление, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.    И это очень важно так как современное общество поглощено социальными, материальными, духовными проблемами. Быстрый темп жизни часто отодвигает решение эстетических и нравственных проблем на второй план. Между тем, эстетическая функция искусства через воспитание театром имеет способность оказывать воздействие на эстетические взгляды и суждения детей, играть существенную роль в формировании и развитии их эстетического вкуса, пробуждать и активизировать творческое воображение, творческие силы, стремление к эстетическому самовыражению. Другими словами - формировать и развивать эстетический мир ребенка.

Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

Детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса.

Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем.

Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Важно строить процесс воспитания и образования с самого рождения ребенка на гуманизме, принятии личности как ценности, а также привить детям любовь и интерес к людям и всему окружающему. Поэтому ученые (Н.А.Ветлугина. Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и др.) отводят большую роль эстетическому воспитанию средствами искусства. Ими все более подчеркивается мысль о том, что именно искусство включает в себя те гуманитарно-культурологические, культуротворческие и этико-эстетические начала, которые необходимо воспитывать в личности.

Анализ теории и практики показал широкие возможности танцевальной деятельности во всестороннем развитии личности ребенка. Анализ программ показал, что место для танцев отводится лишь в рамках досуговой деятельности. Современная образовательная система дошкольных учреждений не отводит места для занятий танцами в рамках дополнительного образования, отсутствуют программы и методические разработки по этой проблеме.

Анализ программ воспитания и образования дошкольников, наиболее часто используемых в массовой практике, показал, что и в них вопросу формирования интереса у детей уделено большое внимание, а именно: подчеркивается необходимость формирования интереса к любому виду деятельности, в том числе и к танцам.

Однако, при анализе методических разработок и рекомендаций по проведению работы, связанной с интересом, мы не выявили пути формирования интереса к танцам, как у детей, так и у взрослых.

Таким образом, выявилось противоречие между теорией и практикой, поэтому целью нашего проекта является формирование устойчивого интереса к танцевальной деятельности у старших дошкольников путем подбора системы игровых упражнений и этюдов, а также знакомства детей с танцевальным искусством.

      Цель: сформировать у детей интерес к творческим способностям через развитие музыкально-ритмических движений.

Задачи:

1.создать условия для развития музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память).

2. развивать творческие способности в области искусства музыкально-ритмических движений.

3.учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.

4. учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.).

5.формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении.

            6.поддерживать интерес родителей к музыкально-ритмической деятельности, повысить их компетентность по данному направлению.

Участники проекта – воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет, посещающие МАДОУ ДС №4 «Морозко», воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Новизна проекта состоит в том, что систематизирован и разработан новый практический материал по формированию интереса детей к музыкально-ритмической деятельности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ проекта состоит в том, что предложен конкретный путь формирования интереса детей к музыкально-ритмической деятельности, разработаны и адаптированы применительно к детям старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад №4 «Морозко» методы и приемы по формированию интереса к музыкально-игровой деятельности.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Общие задачи хореографического воспитания дошкольников

Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре; кино-, видео- и телефильмов, посвященных танцу; посещение концертов хореографических коллективов – все это нужно и важно.

            Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее. Но грош цена успехам дошкольника, если мы не сумеем привить необходимых нравственных качеств.

 И тут уже совершенно необходимо понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия. Уметь проникать в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту танца, музыки, - вот таким должен быть педагог, работающий в дошкольном учреждении. Следовательно, кроме требовательности к детям, необходима и требовательность к самим себе. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение и даже внешний вид.

 Ребенка легко ранить окриком, грубым, бестактным замечанием. Но также легко и потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. В общении с детьми нужна приветливая, уважительная, спокойная интонация. Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. И никогда не думайте, что вы даете своим воспитанникам больше того, что они в состоянии воспринять. Дети способны усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга.

 Танец – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.

 1Танец – это физическая активность, и наша задача сделать физическую нагрузку оптимальной. При этом внимание должно быть сфокусировано на теле и развитии навыка выполнения хорошо контролируемых, сбалансированных, многообразных, пластичных движений. Энергичные движения, кроме того, способствуют развитию силы и гибкости, а также обеспечивают здоровье и нормальное развитие детского организма.

 2. Танец – это творческий процесс. Использование творческого воображения ребят и умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяет превратить танцы в самую приятную физическую активность. Когда способность ребенка к творческому мышлению и действию оценивают не только преподаватели и родители, но и ровесники, это может привести к росту уверенности в себе и повышению самооценки.

 3. Танцу присущи выразительность и информативность, поэтому наша цель - давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений. Посредством движений тела выражаются самые разные чувства, например радость – жестикуляцией рук; страх – когда все тело напрягается и резко подается назад, или чрезмерная самоуверенность – характерной манерой держать плечи и походкой, и т.д.

 4. Танец – это искусство, развивающее артистические способности, поэтому необходимо обучать знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистичности мастерства детей. Разнообразие и контраст, применяемые как выразительные средства для передачи формы, скорости, силы, уровня и направления движений тела, являются главными элементами, обеспечивающими улучшение качества исполнения.

5. Танец – это средство для дружелюбного общения и совместной деятельности, и наша цель – предоставлять возможность работать индивидуально, с партнером, и в группах, исполняя различные роли. Поскольку движения в танце естественны, то успех достигается очень быстро и приводит к формированию сильного чувства «общности»: способность бескорыстно делить занимаемое пространство с другими; стремление показать себя и быть замеченными другими; а также желание получить достойную оценку – все это является типичным в обучении танцам.

6. Танец – это развлечение и получение удовольствия – его постоянная черта. Удовольствие от похвалы за успешное исполнение; от участия и согласованных действий вместе с другими в таком увлекательном занятии; от улучшения внешнего вида и настроения после завершения занятия. Все это может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни в последующие годы.

2.2. Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей

Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получилось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию. И здесь педагогу необходимы особое чутье и соответствующая подготовка.

 Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. Есть, скажем, дети, у которых заметна своего рода заторможенность реакции на музыку: на этом сразу следует сосредоточить преподавательские усилия. Обычно такая заторможенность мешает ребенку вовремя вступить на нужную долю такта.

Самое время вспомнить о пользе ходьбы под музыку марша. Именно эти упражнения позволяют наглядно убедиться в том, как воспринимает малыш счет на четыре четверти. Затем стоит проверить, насколько органично осваивают воспитанники счет на три четверти, придающий совсем иной характер движению. И, наконец, параллельно выясняется, как чутко они улавливают разницу между форте и пиано, между аллегро и адажио, между диминуэндо и крещендо. Все эти элементарные оттенки и акценты музыкального развития ребенок должен осваивать, начиная с самых первых занятий.

  Музыку иногда считают второстепенным, придаточным элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу танца. Такое понимание роли музыки обедняет занятие, лишает подлинной выразительности хореографическое исполнение. Именно музыка, причем хорошо подобранная, позволит нам с самого начала избежать формального подхода к самым простым упражнениям.

  Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.

  Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.

Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся малышей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и хореография.

Аккомпанемент к упражнениям следует выбирать с учетом поставленных задач, так, чтобы он был приятен занимающимся. А исполнение музыкальных произведений на всех занятиях должно быть высокопрофессиональным.

Итак, музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, ее можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (применительно к музыкальному оформлению хореографических занятий на первых стадиях обучения), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Специалисты, выбирая для занятия фрагменты того или иного произведения, сами должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

Известно, что дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необычным. Вот поэтому музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми, всегда будет близкой и понятной ребенку. Танцующие игрушки в «Щелкунчике», Волк и Красная Шапочка из «Спящей красавицы», куклы Коппелиуса из «Коппелии», «Игра в лошадки» из «тщетной предосторожности» — вот лишь некоторые образцы, которые можно взять для сопровождения хореографических занятий.

Во время занятия надо выкроить несколько минут, чтобы рассказать своим питомцам о балете, музыкальные фрагменты которого они слышат. Все, о чем мы говорим здесь, направлено к одной цели: сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях.

2.3. Обучения танцам детей дошкольного возраста

Известно, что дети любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Занятие танцами дает возможность осваивать простые, а затем более сложные танцевальные комбинации, тренировать пространственно-мышечное чувство.

C первых минут на ваших занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Заблуждаются те, кто полагает, что, собрав ребят, можно сразу переходить к танцам. Сначала вам предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для восприятия и исполнения.

  В этом смысле очень хорош марш. Движение демонстрирует преподаватель. Он объясняет и показывает разницу между естественным бытовым шагом и шагом танцевальным – с вытягиванием пальцев ног. Надо проследить за тем, чтобы дети не повторяли сразу за преподавателем движение, а внимательно следили за его исполнением.

  Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным.

Вначале второстепенные детали и тонкости движения опускаются. Первый раз движение показывается с полной амплитудой, с соблюдением всех требований, предъявляемых к его характеру и форме. Это нужно для того, чтобы занимающиеся поняли, каков идеал, к которому они должны стремиться. При несовершенном показе у детей создается неверное представление о движении, и оно заучивается с ошибками, которые могут закрепиться и перейти в навык.

Далее можно демонстрировать отдельные части движения с меньшей амплитудой или в более медленном темпе, сосредотачивая внимание на важных деталях. После первого исполнения упражнения детьми преподаватель разъясняет, были ли допущены ошибки и какие. Затем следует вторичный образцовый показ.

Но помните, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении. Занятие не должно быть монотонным. Старайтесь разнообразить задания, чтобы они всегда оставались занимательными для воспитанников. Преподаватель должен сам решить, каковы пропорции каждого из движений. Но, во всяком случае, не надо маршировать по полчаса. Это утомляет и не дает желаемых результатов. А нам необходимо из любого, пусть даже краткого раздела программы, извлечь хотя бы малую пользу.

 В занятие лучше включать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.

 На протяжении всего занятия, и особенно на его начальных этапах, очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на различные прогибания и выгибания позвоночника. Полезны упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам.

  Заканчивать занятие следует заданиями на расслабление, несложными танцевальными комбинациями, составленными из элементарных движений небольшой амплитуды, из легких шагов и дыхательных упражнений. Это действует успокаивающе. И, конечно, начинать и заканчивать занятие нужно традиционно – поклоном, маленьким знаком вежливости.

  Теперь немного об отборе детей в танцевальную группу. Просматривая детей, не нужно, конечно, требовать от них особых данных, необходимых профессиональному артисту балета. Но, безусловно, мы должны выяснить, насколько вынослив ребенок, нет ли у него каких-либо отклонений в физическом развитии, которые могут на занятиях танцем нанести вред здоровью и душевную травму. Таких случайностей можно избежать, только предельно внимательно знакомясь с детьми и беседуя с родителями.

  Проверив физическую форму детей, начинаем «испытание» на музыкальность. Этому качеству придается огромное значение. Ведь бывает так, что у малыша совершенно нормальный слух, а музыку он слышать не умеет. Детям проигрывается музыкальный фрагмент, а затем предлагается протанцевать так, как подсказывает музыка, как сам ребенок ее чувствует. По его реакции уже можно составить довольно точное представление о музыкальности будущего ученика.

И, наконец, третий этап просмотра – выяснение таких свойств, как наличие фантазии и выразительности. Оба этих качества также важны для дальнейшей работы. Дети с удовольствием разыгрывают этюды с «участием животных», изображают листья на ветру, кружащиеся снежинки. Результативность последующей деятельности во многом зависит от того, насколько вы внимательны, объективны, требовательны и тактичны в период просмотра; насколько умеете наблюдать за ребенком.  

Для детского танца лучше использовать атрибуты, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Предмет для танца или игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ей.

Самые приемлемые атрибуты в танце – это игрушки, ленты, мячи, зонтики, платочки и платки, шары, мишура, шарфы. Они украсят танец и окажут немалое влияние на создание конкретного игрового образа. Атрибут усиливает интерес к танцу, а робким детям может помочь преодолеть смущение.  

Детям нравиться танцевать под популярную музыку, поэтому, полезно обучать их элементам современного танца. Бытует ошибочное мнение, что современный танец предельно прост, и танцевать его может каждый.  На самом деле современная пластика, современный танец очень сложны. Старшие дошкольники разучивали и танцевали на праздниках много современных танцев: «Солнечный круг», «Губки бантиком», «Весна-красна», «Самолетик», «Помощники», «Улетай, туча».      

В заключении хочется дать несколько рекомендаций общего характера, которые помогут начинающим педагогам избежать типичных ошибок:

  • В то время, когда звучит музыка, педагогу не стоит считать вслух, так как это притупляет восприятие мелодии ребенком. Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать малышу возможность самому вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только в самом начале обучения новому движению.
  • Танцевальные способности следует развивать, в равной степени работая над движениями рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки и голова – никогда не будет достигнута полная гармония движений и не сложится должное впечатление от исполнения.
  • Занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с него с чувством удовлетворения, и чтобы с каждым днем они приобретали все больше знаний и навыков.
  • Не следует все время громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит занимающихся соблюдать тишину и внимательно слушать объяснения преподавателя.

2.4. Импровизация на занятиях хореографией в дошкольном возрасте

При всем разнообразии определений импровизации чаще всего употребляются слова – мгновенно, неожиданно, без предварительной подготовки. Импровизацию в хореографии мы можем назвать еще и «танцем в настоящем», «сиюминутной хореографией».

Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы. Воображение проявляется, прежде всего, там, где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют заданного решения, что и предполагает импровизацию.

Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия – суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, - творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение дошкольника, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.

Возникает закономерный вопрос: можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих техник обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти.

Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Полная спонтанность как же невозможна, как и вечный двигатель. Ибо мы, и в том числе дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.

У детей способность импровизировать существует подспудно, ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому целесообразно игры и этюды с элементами импровизации проводить не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собраны и их воображение «не разогрето», а во второй его половине.

Важнейшим направлением в развитии воображения дошкольника является обогащение любой игры включение в нее творческих элементов. Именно в игре можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений.

 Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Так, например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату.

Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.

В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то выполняет», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий.

Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. Конечно, на первых порах дети невольно заимствуют исполнительскую манеру своего учителя. Затем у них появляется некоторая уверенность в своих силах и самостоятельность действий. А музыка не только определяет эмоциональный характер образов, но и диктует самочувствие, темпоритм, характер исполнения движений, логику развития и смены эмоций.

   

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ

Месяц

Неделя

Тема. Программное содержание

Работа с родителями

Сентябрь

1 неделя

Вводное занятие.

Тема «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года».

Оформление наглядной информации в родительский уголок «Воспитаем артиста»

2 неделя

Тема: «Культура поведения на занятиях хореографии».

Цель: познакомить детей с правилами и манерой поведения, с формой одежды и прической и с отношениями между мальчиками и девочками.

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

3 неделя

Тема: Упражнения на ориентировку в пространстве: положение прямо (анфас), полуоборот, профиль.

Положения и движения ног: позиции ног (выворотные); relleve по 1,2,3 позициям.

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

Оформление наглядной информации в родительский уголок «Мы танцуем вместе с вами»

4 неделя

Тема: Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат.

Положения и движения ног: sotte по 1,2.6, sotte в повороте (по точкам зала).

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

Анкетирование «Насколько музыкален ваш ребенок»

Октябрь

1 неделя

Тема: «Классический танец».

Цель: познакомить детей с понятием «классический танец». –Раскрыть содержание термина «балет», показать фото и видеоматериалы из балетного спектакля. Движения ног: battement tendu, passé.

Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин.      

Консультация для родителей «Танец с детства»

2 неделя

Движения рук: port de bras.

Движения ног: releve.

Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин.

3 неделя

Движения ног:

demi-plie.

Движение рук: port de bras.

Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин.

Консультация для родителей «Танец и здоровый малыш»

4 неделя

Итоговое занятие «Золотая осень».

Ноябрь

1 неделя

Тема Танцевальное искусство».

Цель: познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство», «хореографический образ», «пластика», «жест», «выразительность».

Выступление на родительском собрании «Значение музыки в нравственном воспитании ребенка»»

2 неделя

Положения и движения рук: положение рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок.

Движения ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с притопом

3 неделя

Положения и движения рук: переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца).

«Танец Солдатиков и Куколок»

Консультация «Что такое музыкальность»

4 неделя

Движения ног: простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременной открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию).

«Танец Солдатиков и Куколок».

Декабрь

1 неделя

Тема: «Виды хореографии».

Цель: познакомить детей с видами хореографии: классический, народный, бальный, историко-бытовой и современные танцы.

Движения ног: battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании с demi-plie; притоп простой, двойной, тройной.

Консультация «Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка»

2 неделя

Положения и движения рук: «приглашение».

Движения ног: простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные;

руки перед грудью – «полочка».

«Танец Солдатиков и Куколок»

3 неделя

Положения рук в паре:

«лодочка» (поворот под руку).

Движения ног:

Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга).

«Танец Солдатиков и Куколок»

Мастер -класс «Танцуют все!» (разучивание основных движений танца «Красная шапочка» и танцуем танец «Сиртаки»).

4 неделя

Итоговое занятие «Новогодняя сказка».

Январь

1 неделя

Тема: «Сюжетный танец».

Положение рук в паре: «под ручки» (лицом друг к другу).

Движения ног: простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под ручку противоположными руками. Упражнения на ориентировку в пространстве:колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре.

Консультация «Игры для развития танцевального творчества в семье»

2 неделя

Положения рук в паре:

сзади за талию (по парам, тройкам).

Движения ног:

танцевальный шаг по парам, тройкам (с положением рук сзади за талию).

Упражнения на ориентировку в пространстве: диагональ.

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

3 неделя

Упражнения на ориентировку в пространстве: «змейка»; «ручеек».

Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца.

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

Индивидуальные беседы

4 неделя

Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца.

Движения ног: прыжки с поджатыми ногами.

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

Помощь в изготовлении атрибутов к танцам.

Февраль

1 неделя

Тема «Народный танец».

Цель: познакомить детей с костюмами музыкой и культурными особенностями русского народа.

Движения ног: «шаркающий шаг», «елочка»; (мальчики)

подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции).

2 неделя

Движения ног: «гармошка»; (девочки)

простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями).

Движения ног: «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки) маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка».Танцевальная композиция «Калинка».

Акция «Танцуем дома!»(Проведение с детьми танцевальной зарядки, предложенной воспитателем.)

3 неделя

Движения ног: поклон на месте с руками;

поклон с продвижением вперед и отходом назад; (мальчики) подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция);

(девочки) бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка».

Танцевальная композиция «Калинка».

4 неделя

Упражнения на ориентировку в пространстве: «звездочка» «корзиночка».

Танцевальная композиция «Калинка».

Индивидуальные беседы с родителями.

Март

1 неделя

Тема: «Цыганский танец».

Цель: рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев.

2 неделя

Разучивание элементов цыганского танца.

Изготовление фриза «Костюмы народов мира»

3 неделя

Разучивание элементов цыганского танца.

4 неделя

Итоговое занятие

«Весна стучится в окна»

Памятка для родителей «Три простых упражнения для развития очень важных хореографических способностей»

Апрель

1 неделя

Тема: «Современный танец».

Цель: познакомить детей с различными направлениями в современной хореографии: хип-хоп, брейк, диско, рок-н-ролл, фристайл.

Танец «Лилоппоп» эстрадный танец

2 неделя

Танец «Лилоппоп» эстрадный танец

Индивидуальные беседы.

3 неделя

Танец «Лилоппоп» эстрадный танец

4 неделя

Итоговое занятие «Лилоппоп».

Консультации для родителей:

«Какую музыку слушать?»;

Май

1 неделя

Тема: «Кавказский танец»

Цель: рассказать детям об особенностях кавказкой культуры, характере и манере исполнения народных танцев. Показать фотоматериалы костюмов и видеоматериал с кавказским народным танцем.

Консультации для родителей:

 «Танцевально-ритмические игры с детьми»

2 неделя

Разучивание элементов кавказского танца.

Консультация для родителей:

«Танцевальные направления».

3 неделя

Разучивание элементов кавказского танца.

Индивидуальные беседы.

4 неделя

Праздник «Путешествие по странам».

Приглашение на отчетный концерт

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОЕКТА

Реализуемый проект органично вписывается в организацию учебно-воспитательного процесса в детском саду и контролируется руководством дошкольного учреждения.  

Формами контроля по реализации проекта являются:

  • отчеты в форме презентации проекта в дошкольном учреждении и на методическом объединении воспитателей старшего возраста города Мегиона;
  • проведение отчетного концерта, открытого для просмотра желающим;  
  • проведение диагностики по выявлению сформированности интереса детей к музыкально-ритмической деятельности.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

  • Дети и родители познакомятся с видами хореографии: классический, народный, бальный, историко-бытовой и современные танцы.
  • У детей будет развиты музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальная память).
  • Будут развиты творческие способности в области искусства музыкально-ритмических движений.
  • У воспитанников будет сформирован интерес воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки.
  • Воспитанники будут определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различают простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.).
  • У воспитанников будет сформирована красивая осанка, выразительные, пластичные движения в игре, танце, хороводе и упражнении.
  • Родители будут ориентированы на развитие музыкально-ритмической деятельности детей, повышена их компетентность по данному направлению.
  • Предметно-пространственная среда группы будет преобразована для творческого и социального самовыражения дошкольников и успешной реализации проекта.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, 2011 Авт/сост. О.Н. Арсеневская- Волгоград :Учитель 2011.
  2. Бекина, С.И.,  Ломова, Т.П., Соковнина, Е.Н. Музыка и движение (Упражнения, игры  и  пляски для детей 5-6 лет)./ С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина.  Москва, «Просвещение», 1981.
  3. Бекина, С.И.,  Ломова, Т.П., Соковнина, Е.Н. Музыка и движение (Упражнения, игры  и  пляски для детей 6-7 лет)./ С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина.  Москва, «Просвещение», 1981.
  4. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  5. Зимина, А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста./ А.Н. Зимина. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет./ М.Ю. Картушина. Творческий центр Сфера, Москва, 2006.
  7. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет./ М.Ю. Картушина. Творческий центр Сфера, Москва, 2006.
  8. Картушина М.Ю. Праздники народов мира в детском саду. Ч1 Лето-осень,2003.
  9. Сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. / С.Л. Слуцкая. – Линка – Пресс, Москва, 2006.
  10. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
  11. Суворова, Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб.пособие. – Вып.1. / Т.И. Суворова. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.
  12. Суворова, Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб.пособие. – Вып.2. / Т.И. Суворова. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.
  13. Суворова, Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб.пособие. – Вып.3. / Т.И. Суворова. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.
  14. Суворова, Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб.пособие. – Вып.4. / Т.И. Суворова. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.
  15. Суворова, Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб.пособие. – Вып.5. / Т.И. Суворова. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.
  16. Суворова, Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб.пособие. – Вып.6. / Т.И. Суворова. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.
  17. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.


Приложение 1

СМЕТА ПРОЕКТА

п/п

Товар

Количество

Ед.

Цена

Сумма

Русский народный костюм для девочки «Хохлома»

5

шт

11117,0

55587,50

Русский народный костюм для мальчика «Хохлома»

5

шт

9617,5

48087,50

Кукла Эльза костюм для девочки

5

шт

13617,0

68085,0

Гимнастический комбинизион

10

шт

6317,0

63170,0

Цыганский костюм для девочки

5

шт

6650,0

33250,0

Карнавальный костюм цветок Ромашка

10

шт

1528,0

15280,0

Туфли танцевальные

6

шт

3538,0

21228,0

Бейсболка

10

шт

799,0

7990,0

Анаглифные 3D очки сине-красные

10

шт

312,0

3120,0

Ремни военные

10

шт

394,0

3940,0

Футболка черная

10

шт

455,0

4550,0

Шапка папаха детская овечья шерсть Профессионал

6

шт

1118,0

6708,0

Юбка из фатина LAIM

6

шт

1419,0

8514,0

Костюм Дымковской игрушки для девочки (рост 122-128 )

6

шт

11 918,60

71 511,60

Костюм Дымковской игрушки для мальчика (рост 122-128 )

3

шт

9 114,51

27 343,53

Костюм Дымковской игрушки для мальчика (рост 132-134 )

3

шт

9 114,51

27 343,53

Костюм Красной Шапочки для детей (рост 132-134 )

1

шт

9 935,46

9 935,46

Татарский костюм для девочки (рост 122-128, цвет темно-зеленый )

6

шт

11 753,75

70 522,50

Взрослый карнавальный костюм EC-201050 Кукла

1

шт

5520,0

5520,0

Костюм Мака

6

шт

3690,0

22140,0

Брюки рейтинговые

10

шт

1680,0

16800,0

Имитация детских военных сапог

10

шт

764,0

7640,0

Национальный костюм грузинской девочки

5

шт

3250,0

16250,0

Костюм «Азербайджанский» мужской, размер: 3

5

шт

3935,0

19675,0

Платье армянской девочки

5

шт

3250,0

16250,0

Карнавальный костюм «Кавказская девочка»

5

шт

2590,0

12950,0

Карнавальный костюм Батик Кавказский Кавказец

5

шт

2800,0

14000,0

Кавказский национальный костюм детский

5

шт

2690,0

13450,0

Крылья Бабочки

5

шт

2650,0

13250,0

Жар-птица (пончо)

10

шт

6317,0

63170,0

ИТОГО: 767221,62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....