ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
материал (подготовительная группа)
Театрализованная деятельность это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Время, в котором мы живем – время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В нашем обществе нужны люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения.
Слова В.А.Сухомлинского «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии. Если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти... Но, в то же время, ... если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; ... если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире» стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности.
Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта – все это отличает современного воспитателя, делает нашу профессию интересной, социально востребованной. Известный педагог-новатор Ш. Амонашвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека».
Передо мной, как и, наверно, перед каждым воспитателем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос – как эффективнее провести процесс обучения и воспитания? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость воспитателя, его профессиональное кредо, личностную позицию.
Размышляя над вопросом о повышении уровня развития детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Актуальность данного направления обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно – воспитательные задачи. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребенку развиваться всесторонне.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
Свою работу по данному направлению начала с изучения и анализа литературы. Книги Т. Н. Караманенко "Кукольный театр в детском саду"; Т. Н. Петрова "Театрализованные игры"; Л. Б. Баряева "Театрализованные игры".
Провела педагогическое наблюдение. Наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна речь.
На основе наблюдений составила перспективный план работы театрального кружка «Маленький актер». В рамках деятельности театрализованного кружка я занимаюсь с детьми с октября по май по утвержденному администрацией ДОУ перспективному плану. Занятия проходят 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддержать активный темп и избегать переутомления воспитанников. Для того, чтобы познакомить детей с историей театра, его видами, а также с театральными терминами, театральными профессиями, различными видами кукол, правилами поведения в театре и т. д. активно использовала технические средства обучения. Просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций в полной мере помог детям увидеть и понять мир театра, вызвать к нему неподдельный интерес. Мной были разработаны презентации « Что такое театр», « Кто работает в театре», «Волшебный мир театра». Для закрепления знаний я подготовила игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи; подобрала пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды.
В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:
- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
В группе оборудовала театрализованный уголок и расположен он
таким образом, что обеспечивает не только совместную театрализованную деятельность, но и является основой всестороннего развития и самостоятельного творчества каждого
ребенка.
Свою работу по данному направлению началась с организации различных видов театра: бибабо, кукольный, настольный театр, театр на ложках, театр масок и другие. В свободной деятельности с детьми мы знакомились с этими видами театра, пробовали обыгрывать знакомые детям сказки. Сначала с моей помощью дети учились передавать образ героя сказки, разбирали каждого персонажа, обсуждали его: как он говорит, двигается. В дальнейшем дети уже сами пробовали показать сказки, проигрывали небольшие спектакли на группе.
Был организован книжный уголок «Мир сказок», в котором помимо печатных книг находятся и книги сказок, созданные самими детьми.
Как это происходит? Подгруппе детей раздаются атрибуты для создания книги: шаблоны книги с пустыми страницами, иллюстрации к книге (деревья, дорога, домики для персонажей и т.д.), картинки персонажей. С помощью наводящих вопросов воспитателя дети выбирают главного персонажа сказки из представленных. Далее главному герою дается имя. Дети описывают характер персонажа, его внешность. Далее дети придумывают, где живет главный герой, с кем он дружит, что с ним случилось, как друзья помогли ему и т.д. Воспитатель записывает всю сказку в шаблон книги, а дети вклеивают картинки, иллюстрации к сказке. Дети сами украшают свою книгу, создавая неповторимую обложку, после чего мы с ними обыгрываем их произведения. В процессе этого у детей развивается связная речь, мелкая моторика, воображение, мышление, память, формируется умение договариваться между собой, умение слушать и прислушиваться к мнению другого, умение работать в коллективе.
Данная работа может вестись и индивидуально, с ребенком, у которого есть наибольшие затруднения в связной речи.
Также для формирования четкого произношения звуков, исправления речевых недостатков, я использую для детей музыкальные речевые распевки и попевки, которые мы с детьми поем и в свободной деятельности (группой или индивидуально) и во время непосредственной образовательной деятельности. Музыкальная деятельность является эффективной формой работы по развитию речи дошкольников. Она способствует совершенствованию всех компонентов устной речи, развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками. Вместе с детьми мы прослушиваем различные музыкальные произведения, проводим беседы о содержании данного произведения, дети пробуют двигаться под музыку, для того чтобы прочувствовать характер музыки. При невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов, использую в своей работе прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ту-ту» и т.д. Данное упражнение способствует автоматизации звука и закреплению правильного произношения. Так же для развития фонетико-фонематического слуха с детьми проводятся музыкально-дидактические игры: «Три медведя» И. Арсеев, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой, «Угадай, что звучит?» и другие.
Для детей организована театральная мастерская, в которой они учатся создавать театральные куклы, декорации. Отлично налажена работа по данному направлению с родителями. Родители с удовольствием принимают участие в подготовке к театральным представлениям, помогают создать декорации, костюмы.
Так же была создана картотека театрализованных игр, картотека игр-пантомим, пальчиковых игр и другие.
Содержанием моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.
При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений. С этой целью использовались:
● упражнения по формированию выразительности исполнения
(вербальной и невербальной;
● упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
коррекционно-развивающие игры;
● упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
задания для развития речевой интонационной выразительности;
● игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные
упражнения;
● упражнения на развитие детской пластики;
● ритмические минутки (логоритмика);
● пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой
для свободного кукловождения;
● упражнения на развитие выразительной мимики, элементы
искусства пантомимы;
● театральные этюды
● отдельные упражнения по этике во время драматизации;
● подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок;
● знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее
драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями
(реквизит), мизансценой и т.д.
Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».
Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.
Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:
1. Солёный чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло – холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Обиделись.
9. Мне грустно.
10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.
Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.
Свои занятия я строила по схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Работая над театрализацией сказки, я использовала следующий план:
I. 1. Чтение сказки.
2. Беседа по содержанию.
II. 1. Рассказывание сказки по ролям.
2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
III. 1. Работа с артистами:
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика.
2. Индивидуальная работа по ролям.
3. Закрепление.
IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.
2. Закрепление.
V. Генеральная репетиция.
VI. Премьера.
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей.
Для них я проводила консультации, давала советы рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти.
Итогом работы была театрализация сказки «Под грибом»; драматизация сказки «Рукавичка для Деда Мороза», музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад». Дети с удовольствием занимались в театральном кружке, общались между собой. Тем самым были созданы максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, по результатам данной работы можно увидеть, что
вовлечение детей в театрализованную деятельность способствовало
развитию у них творческих способностей. Дети, которые посещали
театральный кружок в течение года, стали более раскрепощёнными,
научились импровизировать, почти совсем избавились от стеснения и скованности, стали более открытыми, легкими в общении, обрели
уверенность в себе, стали более музыкальными. Приобретенные качества обязательно помогут им в будущем найти свое место в обществе, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации.
В заключении хотелось бы отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности способствует улучшению социального статуса ребенка.
В дальнейшем планирую работать над этой темой, т.к. считаю ее актуальной. Театрализованная деятельность это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.
Каждый ребёнок – маленький лучик,
Вместе собравшись – журчащий родник.
Что понесут они речкою жизни?
Ты призадумайся только на миг…
Будут ли речкою светлою, чистой,
Будут ли омутом с мутной водой,
Будут ли озером с гладью зеркальной,
Может быть морем с большою волной?...
Всё, что заложено, всё к нам вернётся,
Доброе сея, пожнём мы добро.
Сердце пусть радостью вновь улыбнётся,
Встретив ручей с родника моего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....
Авторская программа "Театрализованная деятельность как средство активизации речи дошкольников в условиях образовательной среды"
Разработчики программы: Хохлова Л.А., Власова В.С., Содатова Т.Н., Меледина Е.П., педагоги МАДОУ ЦРР д/с № 56 г.о. Самара. Данная программа представляет собой описание системы работы с детьми старшего...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство активизации речи дошкольников с ОВЗ.
В методическом материале приводятся примеры речевых и театрализованных игр. Адресовано педагогам...

Опыт работы по теме "Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности"
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявля...

Обобщённый опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность, как средство развития выразительности речи у детей дошкольного возраста»
Я считаю, овладение родным языком, развитие выразительности речи - является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как о...